Упорство в тренировках неважно чего — ума, тела, духа или силы воли — вот тот «золотой ключик», который открывает невероятные умения! Тренируйтесь!
Альберт Энштейн
Современная ситуация развития общества поставила перед системой образования задачу формирования активной личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамических, постоянно меняющихся социально-экономических условиях.
Активность определяется личностно-психологической проблемой готовности к творчеству, оригинальностью и необходимостью самовыражения личности в условиях творческой деятельности.
Повышение активности во многом зависит от использования методов и приемов, развивающих мыслительную и познавательную активность студентов.
Активная жизненная позиция предполагает деятельность.
Чаще всего активной жизненной позицией обладают именно молодые люди. Это неудивительно, ведь именно молодёжь всегда являлась своеобразным двигателем в делах преобразования мира. У молодых людей менее консервативные взгляды, у них имеются свежие идеи и оригинальное мировоззрение. У них много энергии и её необходимо направлять на созидание.
Активная жизненная позиция — это противовес равнодушию и отстранённости. Человек, обладающий рассматриваемыми качествами, интересуется всем происходящим в стране и в мире, принимает живое участие в любых начинаниях, хочет внести определённый вклад в окружающую его действительность
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [2.с.182.].
К критериям, характеризующим творческую активность обучающихся (по Матюшкину А. М.), можно отнести:
1. Психологические задатки;
2. Способность концентрирования внимания;
3. Интеллект;
4. Память, воображение;
5. Личностный статус (самооценка);
6. Мотивация достижений (эгоцентризм);
7. Привычки;
8. Притязания;
9. Талант;
10. Устремленность;
11. Цели и ценности (здоровье, материальные блага, общение) [1].
Творческая деятельность в нашем образовательном учреждении организована в форме студенческого научного общества (СНО) и кружка технического творчества. Творчество — высшая форма активности и самостоятельности. Всякое творчество требует большой наблюдательности, опыта, полета фантазии, знаний.
Студенты СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж», под руководством научных руководителей, с 2008 года принимают участие во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников. Конкурс проводится в рамках международной образовательной программы «Поколение 21», компании «Сименс». Также, в нашем колледже проводятся ежегодные студенческие научно-практические конференции, где творческая активность обучающихся очень велика. На конференциях студенты представляют пастерные (устные) и стендовые доклады. Выступления докладчиков не оставляют равнодушными слушателей. Докладчикам задают вопросы. Доклады в обязательном порядке сопровождаются презентациями. Перед конференцией студентам раздаются анкеты, которые нужно заполнить анонимно.
Из диаграммы видно, что большинство присутствующих на конференции слушателей оценивают доклады на отлично. Получают интересную информацию, хотят тоже принять участие в работе конференции, но, к сожалению, не у всех хватает времени.
Студентам нашего колледжа более интересны темы технического направления. И очень радует, что основными мотивами обучения является желание стать хорошим специалистом.
Желающих принять участие в работе конференции всегда много. В эти же дни проходит и выставка творческих достижений студентов, организованная для студентов разных групп отделений. Экскурсоводами на выставке являются сами студенты из числа студенческого комитета самоуправления (СКС). Посетители, а это и студенты, и преподаватели оставляют положительные отзывы.
Рис.1. Лабораторный стенд «Исследование качества освещения»
Рис. 2. Робот-поисковик-исследователь «Экоробот»
Рис. 3. Ретро-автомобиль
Наши достижения напрямую зависят именно от степени нашей активности. И чем наша активность больше, тем шансы на успех у нас выше.
Успешные личности понимают очень простую истину — только они в ответе за свою жизнь.
Литература:
1. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. — М.: Педагогика, 1991–160с.
2. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. — Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.