К числу важнейших проблем культурологи относится вопрос о сущности и взаимоотношениях таких феноменов, как культура и цивилизация. В науке существует два пути ее решении: отождествление этих понятий и их разделение.
История взаимоотношений этих понятий в философско-культурологической мысли довольно интересна. Имея античное происхождение, слово «цивилизация» получило широкое употребление только в эпоху Просвещения. Путевку в жизнь этому термину дал Пьер Гольбах. Он пишет: «Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта» [1]. Тем самым толкая нас на мысль о том, что нация цивилизируется под воздействием человеческого опыта, что дает нам повод придти к выводу, что понятие «цивилизации» несет в себе отпечаток просветительского мышления. Оно ассоциируется с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством «универсализма».
Первоначально же оно подчеркивало превосходство развитых европейских стран над другими народами, то есть противопоставлялось дикости и варварству, означая высший этап человеческого развития. Впоследствии термин «цивилизация» обретает полисемантичность. В трудах Вольтера цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением.
Уже в XIX веке значение этого слова значительно расширилось, приобретая все новые смыслы, применяемые для характеристики стадий развития человечества. Примером для этого может послужить название книги Льюиса Моргана «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» [2].
Но в особенности данным понятием и его исторической интерпретацией овладел Франсуа Гизо, который писал о том, что рассматриваться человеческая история может только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Цивилизация, по Гизо, состоит в основном из двух элементов: из уровня социального развития и уровня развития интеллектуального [2].
В русском языке слово «цивилизация» получает широкое распространение в 60-х гг. XIX века и включается в первое издание словаря В. Даля: «Цивилизация — общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина».Данный термин также продолжают употреблять при противопоставлении общественного и природного начал, развитого и дикого состояний. Такое противопоставление прослеживается в трудах Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и Н. Г. Чернышевского. Говоря о феномене культуры и цивилизации нельзя не упомянуть русского религиозно-политического философа, представителя экзистенциализма Николая Александровича Бердяева. Он писал о цивилизации как о «смерти духа культуры» [3].
Общее всеми принимаемое определение культуры невозможно в принципе. Исследователи насчитывают свыше 400 определений культуры. С точки зрения онтологического аспекта можно объяснить плюралистическую природу понятия «культуры» оно выражается в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой не исчерпаем и многогранен человек. Н. А. Бердяев пишет: «Во всякой культуре после расцвета и утончения, начинается иссякание творческих сил, удаление и угасание духа, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она направляется к практическому осуществлению могущества, к практической организации жизни в сторону все большего ее расширения по поверхности земля». Тем самым давая нам понять, что культура по природе своей циклична.
Одним из самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры, философии истории и философии культуры стала книга Освальда Шпенглера «Закат Европы». О. Шпенглер противопоставил культуру цивилизации. Согласно этой теории цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. О. Шпенглер пишет: «Цивилизация следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший город за деревней и за душевным детством» [4]. В нашем представлении культура тут же предстает в образе распустившегося цвета, который радует глаз и манит нас своим ароматом, мгновение и во этот цветок уже раздавлен и навсегда нами забыт. Цивилизация есть судьба, рок культуры.
Существует понятие культуры и цивилизации как общечеловеческий феномен, а также как многообразное проявление специфики той или иной этнической общности. Часто понятием «цивилизации» обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. Другими словами цивилизация предстает перед нами как уровень развития общества, который выражается в социальном, интеллектуальном и техническом прогрессе.
Литература:
1. История цивилизаций, Курс лекций, Моисеева Л. А., 2000.
2. Гуревич П. С. Учебник для высшей школы «Философия культуры. — М., 2001. — С.246
3. Бердяев. Н. А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 163–164
4. Шпенглер. О. Закат Европы. — Новосибирск: ВО «Наука». 1993. — С. 347