В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содержательные характеристики разработанной системы обоснованы закономерностями науки и практики. Рассмотрены этапы, критерии и уровневые показатели исследуемого процесса.
Ключевые слова:профессиональная направленность личности, профессионально-педагогическая направленность, система формирования педагогической направленности, компоненты, педагогические условия, критерии сформированности.
Социально-экономические изменения в современном российском обществе кардинально изменили роль образования в жизни страны. Образование стало частью многих экономических, политических, социальных проектов. Произошло осознание того, что от эффективности образования зависят перспективы развития регионов и государства в целом.
Критериями эффективности современного профессионального образования в первую очередь выступают приобретенные во время обучения общечеловеческие ценности, профессиональные компетенции, а также степень адаптированности выпускников в современных условиях труда.
Следовательно, профессиональная подготовка будущего специалиста не сводится к сообщению ему определенной суммы знаний и формированию умений; значимым становится создание условий для максимального раскрытия возможностей личности каждого выпускника, ее индивидуального саморазвития, и подготовки специалиста широкого профиля, успешно адаптирующегося в современных экономических условиях, стремящегося к непрерывному образованию.
Системообразующим фактором в профессиональной структуре личности является профессиональная направленность, которая позволяет прогнозировать профессиональное будущее человека. По мнению В. А. Сластенина «профессиональная направленность личности является каркасом, вокруг которого компонуется его основные профессионально значимые свойства». [7]
Анализ результативности профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей показал, что большинство молодых учителей испытывают неудовлетворенность своей профессиональной подготовкой в современных условиях школы: отмечают недостаточное развитие коммуникативных умений, ощущают себя психологически неготовыми к тесному общению с детьми и родителями, испытывают трудности в планировании и проектировании профессиональной деятельности.
В связи с этим, в последнее время в науке, вновь возрастает интерес к проблеме формирования профессиональной направленности личности студентов в современных условиях обучения, в процессе профессиональной подготовки.
Профессиональную направленность в отечественной литературе принято рассматривать как один из видов направленности личности (В. М. Большов, М. Ю. Диканова, Г. М. Коджаспирова, Г. Б. Корсак, Т. Б. Михайлова, А. Е. Подобин).
В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды. Будучи сформированной, ставшей свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов и эффективность деятельности в целом. [1]
Профессионально-педагогическая направленность является разновидностью профессиональной направленности; предполагает мотивацию к профессии учителя, ориентированную на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность — это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе.
Профессионально-педагогическая направленность может быть представлена как процессуальная, и как результативная характеристика, а высокий уровень её развития является целью процесса обучения.
В разработке проблемы профессионально-педагогической направленности личности накоплен достаточно большой опыт. Так, в исследованиях Н. В. Кузьминой, Т. С. Деркач, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. выявлены сущность, уровни, средства формирования профессиональной направленности учителя. В ряде исследованиях С.Х Асадулина, А. И. Кочетова, И. А. Райгородской и др. изучена динамика профессиональной направленности в процессе профессионального обучения.
Вместе с тем, анализ состояния профессиональной подготовки учителей с позиции новых образовательных стандартов, свидетельствует о недостаточном внимании к решению данной проблемы. На этапе современной профессиональной подготовки нет единой системы формирования профессионально-педагогической направленности, не четко выделяются педагогические условиях реализации системы формирования профессионально-педагогической направленности, недостаточно проработаны методы и формы ее формирования.
В научных исследованиях неоднократно предпринимались попытки разработать систему формирования профессиональной направленности личности и внедрить ее в образовательный процесс средних профессиональных и высших учебных заведений (О. В. Землянская, А. А. Ростунов, В. А. Сластенин, В. П. Каширин и др) Методологической основой этих исследований чаще всего фигурировал системный подход, субъектно-деятельностный и личностно-ориентированный. Главные отличия наблюдались в выявлении компонентов и педагогических условий формирования профессионально-педагогической направленности.
В целом, существует два подхода в выявлении компонентов профессионально-педагогической направленности: целевой и функциональный.
В рамках целевого подхода личностно-значимыми компонентами педагогической направленности считаются: общественно-значимая цель жизни; наличие идеала учителя; жизненные установки, мотивы, связанные с профессией педагога, интерес к педагогической деятельности; самовоспитание профессионально-значимых качеств личности; самостоятельность и активность личности в педагогической деятельности.
В рамках функционального подхода, компонентами являются: наличие объекта педагогической направленности (связь субъекта переживания с объектами или отдельными аспектами деятельности); обоснованность (характеризует объем класса объектов, в которых имеется направленность); осознанность; готовность к педагогической деятельности; валентность как степень связанности педагогической направленности с направленностью на искусство, литературу; удовлетворенность профессией учителя; сопротивляемость трудностям; гражданственность; целеустремленность; потребность в педагогической деятельности; продуктивность в работе; возможность видеть и оценивать производительность своего труда.
Анализ литературы показал, что в качестве главных компонентов профессиональной направленности чаще всего выделяют: мотивационный компонент (А. К. Маркова), либо социально-детерминированный компонент (А. И. Посленов), адаптивный (Ф. Д. Товарищев), интерсоциальный (Х. Н. Нагиев), рефлексивный (О. В. Землянская).
Так или иначе, большинство исследователей считают мотивационный компонент определяющим в структуре профессионально-педагогической направленности личности. Этот компонент включает и личностные и профессионально значимые потребности, мотивы деятельности, отношение к профессиональному выбору. Поэтому профессионально-педагогическая направленность чаще всего рассматривается как система доминирующих мотивов личности, побуждающих к утверждению в педагогической деятельности и общении.
Подобной точки зрения придерживается А. К. Маркова, которая считает, что в структуре педагогической направленности на профессию учителя, главное — действенная ориентация на развитие личности ребенка. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся. [6]
Л. И. Кунц, А. К. Маркова и др. предлагают рассматривать структуру профессиональной направленности личности как систему, состоящую из следующих блоков: эмоционально-когнитивного блока, мотивационно-целевого, регулятивного. В каждом блоке выделены значимые компоненты.
Мотивационно-целевой блок координирует все проявления личности как потенциального и актуального субъекта труда, творчески преобразует действительность и личность. В его состав входят компоненты: мотивационный, целевой.
Эмоционально-когнитивный блок интегрируется с переживаниями в процессе труда по поводу достигнутого результат и определяет уровень «влюбленности» в профессию. Включает в себя эмоциональный компонент и интеллектуальный (когнитивный).
Регулятивный блок включает в себя волевой и контрольно-оценочный компоненты, отвечает за постановку и достижение целей, адекватным условиям деятельности, возможной только при участии осознанного самоконтроля.
Компоненты профессионально направленности личности формируются в процессе обучения, под влиянием ряда специфических для педагогической деятельности факторов:
1) образовательной системой, учреждением;
2) организацией образовательного процесса;
3) субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, и т. д.);
4) направленностью преподавателя и, прежде всего, его отношением к студенту, к делу;
5) спецификой учебного и воспитательного процесса.
В. А. Сластенин в своих исследованиях подчеркивал важность обогащения научно-теоретического содержания лекционных курсов новейшими исследованиями науки, связью с практикой, также отмечал необходимость соблюдения преемственности и взаимосвязи в преподавании педагогики, психологии, частных методик. Важную роль в формировании профессиональной направленности отводится увеличению доли самостоятельной работы студентов на практических и семинарских занятиях, придание им дискуссионного характера; построение системы спецкурсов, спец. семинаров, спец. практикумов, факультативов и тренингов по психолого-педагогическим наука. [7]
На основе мотивов деятельности И. В. Кузьмина выделяют следующие типы профессиональной направленности:
1) истинно педагогическую;
2) формально педагогическую;
3) ложно педагогическую.
Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. По мнению И. В. Кузьминой, "...истинно педагогическая направленность состоит из устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог». Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. [5]
Процесс формирования профессиональной направленности носит поэтапный характер и организуется с учетом компонентов.
Опираясь на научные исследования, мы разработали систему формирования профессионально-педагогической направленности личности студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки.
Система состоит из следующих блоков: целевого, методологического, организационно-содержательного и результативного. Составляющими системы являются: цель, теоретико-методологическая основа, принципы, компоненты, этапы, средства и формы, педагогические условия, результаты формирования профессионально-педагогической направленности.
Целевой блок отражает цель нашей работы: формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки.
В качестве методологической основы был выбран системный и личностно-деятельностый подходы. Системный подход позволяет проанализировать внутренние и внешние связи отношения объекта, рассмотреть его элементы с учетом их места в нем. Личностно-деятельностный предполагает ориентацию педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности; рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий, а также развитие мышления, самоанализа результатов деятельности.
Научным обеспечением реализации системы являются следующие принципы: принцип целостности, структурности, непрерывности, гуманизации, принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы.
В качестве компонентов системы были выделены: эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный, целевой, волевой, контрольно-оценочный. Компоненты составляют три структурных блока (эмоционально-когнитивный, мотивационно-целевой, регулятивный).
Средствами формирования профессионально-педагогической направленности являются: профессионально направленное содержание образования (дифференциация содержания образования, взаимосвязь теоретических знаний с практической деятельностью, субъектно-деятельностный и личностно-оринтированный подход в обучении и т. д.), использование практико-ориентированных форм и методов обучения (моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности, анализ проблемных ситуаций, метод проектов, групповые формы работы); внеурочная деятельность (спецкурсы, тренинги, конференции, семинары, вебинары, конкурсы профессионального мастерства и т. д.)
Процесс формирования профессионально-педагогической направленности — это динамический процесс, который предполагает определенные этапы.
Выделяя этапы формирования педагогической направленности, мы придерживались исследований Г. А. Томиловой, которая, исследуя динамику профессионально-педагогической направленности от первого до выпускного курса, в вузовском этапе выделяет периоды: адаптационный, основной период, период вхождения в профессиональную среду.
На адаптационном этапе появляется интерес к профессиональной деятельности, готовность к ее осуществлению. На основном этапе появляется удовлетворенность деятельностью, на заключительном — результативность и способность к самостоятельной педагогической деятельности.
Особую значимость в системе формирования профессионально-педагогической направленности студентов в педагогическом колледже приобретает комплекс педагогических условий.
В ряде научных исследований в качестве главного условия формирования педагогической направленности рассматривается применение активных методов обучения (Г. К. Крюкова и В. И. Кустова), вовлеченность научно-исследовательскую деятельность (А. Ковалев, В. Минеев, В. А. Марков и др.), активизация познавательной деятельности через расширение самостоятельной работы (В. П. Шуман).
С точки зрения системного похода важным условием формирования педагогической направленности, на наш взгляд, является поэтапное целенаправленное, непрерывное приобщение студентов к профессиональной деятельности в процессе практико-ориентированного обучения, технологическая организация учебно-воспитательного процесса.
С точки зрения личностно — деятельностного подхода, можно выделить следующие условия:
- повышение уровня профессионального самосознания студентов (осознание педагогом системы ценностей и мотивов, которые необходимо реализовать в своей деятельности, поведении, общении);
- развитие профессионально-педагогических потребностей, способностей;
- обеспечение взаимосвязи познавательных и профессиональных интересов;
- активизация профессионального самообразования и самовоспитания.
Конченым результатом в нашей системе будет сформированность профессионально-педагогической направленности, уровень сформированности которой будет определяться критериями:
- направленность мотивов на педагогическую деятельность;
- потребность в педагогической деятельности и эмоционально положительное отношение к ней;
- владение системой психолого-педагогических, предметных и профессиональных знаний, активное использование их в деятельности;
- наличие навыков целеполагания, планирования деятельности;
- сформированность самоконтроля, самооценки и рефлексии деятельности; осознанность своих личностно-профессиональных качеств.
Таким образом, формирование профессионально-педагогической направленности студента представляет собой процесс формирования мотивационно-целевой, эмоционально-когнитивной и регулятивной составляющей личности будущего учителя. Этот процесс предполагает, прежде всего, профессиональное развитие личности, а также усвоение теоретических знаний и формирование первоначальных профессиональных умений, развитие их в деятельности.
Процесс формирования профессиональной направленности должен быть целостным, педагогически обоснованным и целенаправленным.
Мы считаем, что процесс формирования профессиональной направленности будет эффективным, если он осуществляется на основе целостной системы, в которой находят отражение не только компоненты профессионально-педагогической направленности, но и раскрыты условия, средства, методы развития и становления необходимых составляющих качеств.
Литература:
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А.. Формирование профессиональной направленности личности студента//Психология высшей школы. Изд-во: Харвест, 2006.
2. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. — № 3. — 2002. — С. 16–21.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский цент проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
4. Кунц Л. И. Образ профессиональной деятельности в контексте профессионального самосознания личности.// Философия образования.- 2012. — № 4 (43). — С. 167–173.
5. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности /Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб., 1993
6. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.М.: -1996
7. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
8. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. — М.: Педагогика, 1981.-96с.