Преимущество методики обобщения и систематизации знаний при изучении математики в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 09.06.2015

Статья просмотрена: 449 раз

Библиографическое описание:

Титова, Е. И. Преимущество методики обобщения и систематизации знаний при изучении математики в вузе / Е. И. Титова, В. А. Буркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 805-807. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20204/ (дата обращения: 16.12.2024).

Особая роль выделяется обобщению и систематизации знаний в формировании научного мировоззрения, происходящего в процессе изучения основ различных наук, в частности математики. Овладение материалом не сводится к одному познавательному акту, а содержание знаний и умений не раскрывается сразу во всем многообразии. От студента требуется неоднократное обращение к ранее изученному. Анализ педагогической практики и специальные исследования утверждают, что функции обобщения и систематизации знаний не сводятся к обычному воспроизведению изученного материала, а несут в себе умение упорядочить изученный материал. Значение обобщения и систематизации знаний неизмеримо повышается при обучении в вузе. Это объясняется и структурой программы учебного курса математики, и психологическими особенностями деятельности обучающихся.

Учащиеся постепенно овладевают основными понятиями курса математики, и это ставит преподавателя перед необходимостью систематизации и обобщения знаний в процессе обучения.

Обобщение и систематизация знаний способствуют:

-          формированию научного мировоззрения и культуры мышления;

-          реализации внутрипредметных связей;

-          установлению межпредметных связей;

-          развитию мыслительных операций: сравнения, аналогии, анализа,

-          синтеза, систематизации, классификации, абстрагирования, обобщения,

-          конкретизации;

-          расширению и углублению знаний;

-          совершенствованию самостоятельной и творческой деятельности учащихся.

Остановимся на некоторых проблемах и трудностях обучения математике в вузе, которые можно устранить за счет использования методики обобщения и систематизации математических знаний студентов.

1.         На сегодня в обучении математике отсутствует непрерывная линия в построении его с точки зрения достижения развивающей цели. Данная методика позволила бы создать единую цепочку изучаемого материала. В обучении математике становление системы предметных знаний должно рассматриваться как результат развития обучающихся.

2.      В гуманистической модели непрерывного математического образования приоритетным является личностно-ориентированное обучение, суть которого состоит в том, чтобы подчинить систему обучения реальным потребностям, интересам и возможностям учащихся, т. е. человек должен постоянно заботиться о развитии и поддержании на высоком уровне общих и специальных своих способностей. Для совершенствования общих способностей немаловажное значение имеет обобщение и систематизация знаний, которые влияют на способности учащихся логически рассуждать, совершать в уме сложные действия в прямом и обратном порядке, отражать мир в системе понятий, выделяя существенные свойства понятий, осуществлять построение выводов и т. д.

Развитие математических способностей на их основе предполагает умение точно определять математические понятия, математически точно определять мысль, строить гипотезы и логически непротиворечиво, последовательно их доказывать, видеть связи, существующие между математическими понятиями и утверждениями и той реальностью, которые эти связи отражают. Таким образом, развитие общих и математических способностей может осуществляться при правильной организации обобщения и систематизации знаний в процессе обучения математике.

3.         Традиционная методическая система обучения математике мало содействует формированию достаточно высокого уровня системности знаний. Практика показывает, что у студентов существуют серьезные затруднения в усвоении математических дисциплин. Усвоение нередко носит формальный характер. Обучающиеся не могут применять известные им понятия и их свойства для объяснения решения математических задач, а главное — все знания усваиваются как рядоположенные и изолированные, не образуя системы знаний. Однако хорошо известно, что за счет связей системное знание богаче, чем знание элементов, и прочнее благодаря целостности.

4.         В силу сложившихся традиций преподавания математики, у большинства обучающихся в сознании складывается “мозаичная картинка”, отражающая содержание математического образования в процессе изучения математики в школе, а следовательно и в вузе. В последние годы положение осложнилось наметившейся тенденцией на сокращение количества часов, выделяемых на изучение математики в вузе.

Повышение удельного веса научно-теоретической информации и ограниченность учебных ресурсов (учебного времени) приводит к перегрузке памяти и к преобладанию у них фрагментарных знаний. Новые условия, программы обучения и учебники требуют от преподавателя повышения профессионального уровня и творческого потенциала, чтобы обобщить знания студентов и привести их в систему.

5.         Применение компьютерных технологий в преподавании курса математики в вузе может существенно повысить качество усвоения учебного материала; в новой концепции образования имеет место проблема определения роли и места компьютерных технологий в процессе обобщения и систематизации знаний учащихся по математике.

6.         Данная методика поддерживает идеи уровневой дифференциации и теоретического обоснования того, каким должно быть обучение математике в группах с различной профильной направленностью. В связи с этим актуальными являются такие проблемы, как определение уровневой системности знаний и перехода от частных систем знаний ко все более обобщенным.

7.         Как показывает опыт, многие преподаватели слишком формально представляют себе то, как обобщать и систематизировать знания студентов в процессе обучения математике.

В новой концепции обучения математике должна быть решена проблема формирования нового мышления самого преподавателя, ориентированного на теорию развивающего обучения, в том числе и математике, и реализующего новую философию непрерывного математического образования «математика для всех», согласно которой идея «образование с помощью математики» не отрицает «математического образования»

Таким образом, возникает потребность в разработке концепции, которая могла бы решить выше изложенные проблемы обучения математике в вузе, содействовала бы повышению прочности знаний по математике и их системности, а также развитию познавательных и творческих способностей учащихся в процессе обучения математике. Этой концепцией и является методика обобщения и систематизации знаний в процессе обучения математике в вузе.

 

Литература:

 

1.                  Буркина В. А.,Титова Е. И. Механизмы систематизации математических Знаний / Молодой ученый — 2014. № 3(62). — С.884–886.

2.                  Ермолаева Е. И., Куимова Е. И. О важности фундаментальной математической подготовки студентов по направлению «Строительство»//Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Физико-математические и технические науки № 26, Пенза, 2011. С. 463–468.

3.                  Жидкова А. Е., Титова Е. И. Изучение школьной математики как пропедевтический курс её обучения в техническом вузе// Современные проблемы науки и образования. № 6.-2013 г.

4.                  Романкова А. А., Титова Е. И. Математическое содержание уровней систематизации знаний// Молодой ученый № 17(76) — С. 539–541.

Основные термины (генерируются автоматически): систематизация знаний, процесс обучения, математик, вуз, знание студентов, изученный материал, научное мировоззрение, обучение, связь.


Похожие статьи

Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Современные методы и приемы визуализации информации в образовательной практике ДОО

Статистический анализ сравнения базовых математических знаний абитуриентов и знаний студентов вуза по отдельно взятой математической дисциплине

Использование метода проектов в научно-исследовательской деятельности обучающихся экономического профиля

Содержание технико-технологических знаний в технологии обучения

Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике

Особенности применения технических средств при организации процесса обучения

Использование электронных средств обучения при изучении специальных дисциплин

Эффективность использования приемов мнемотехники при изучении иностранных языков

Похожие статьи

Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Современные методы и приемы визуализации информации в образовательной практике ДОО

Статистический анализ сравнения базовых математических знаний абитуриентов и знаний студентов вуза по отдельно взятой математической дисциплине

Использование метода проектов в научно-исследовательской деятельности обучающихся экономического профиля

Содержание технико-технологических знаний в технологии обучения

Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике

Особенности применения технических средств при организации процесса обучения

Использование электронных средств обучения при изучении специальных дисциплин

Эффективность использования приемов мнемотехники при изучении иностранных языков

Задать вопрос