Типологические особенности жанра корпоративной газеты «Акционер» ОАО «Нефтяная компания «Роснефть-Нижневартовск» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 09.06.2015

Статья просмотрена: 1321 раз

Библиографическое описание:

Белькова, А. Е. Типологические особенности жанра корпоративной газеты «Акционер» ОАО «Нефтяная компания «Роснефть-Нижневартовск» / А. Е. Белькова, А. Ю. Белоброва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 892-896. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20198/ (дата обращения: 23.11.2024).

Ключевые слова: жанр, информационные жанры, публицистические жанры, корпоративная пресса, газета «Акционер».

 

На сегодняшний день корпоративные СМИ мало изучены и, как следствие, слабо представлены в исследовательской журналистике. В первых опубликованных статейных материалах по корпоративным изданиям изучалась типология корпоративной прессы, виды, функции и задачи корпоративных СМИ России, их специфика и назначение. Корпоративные издания рассматривались Д. А. Мурзиным, Ю. В. Чемякиным, А. Ю. Горчевой и т. д. Анализ жанрового своеобразия корпоративной прессы позволит установить наиболее популярные формы в таких изданиях, что, в дальнейшем, может послужить основой для классификации жанров корпоративных изданий.

В данной статье, на основе анализа публикаций в корпоративных изданиях (2012–2014 гг.), выпускаемых ОАО «НК «Роснефть-Нижневартовск», попытаемся установить их жанрово-тематическое своеобразие. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по системе СМИ, специальных курсах и семинарах по корпоративной прессе по направлению подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» в высших учебных заведениях.

Корпоративная газета «Акционер» издается ЗАО департаментом информации и рекламы ОАО «НК «Роснефть» с 2007 года. «Акционер» — периодическое издание, выходящее 1 раз в год тиражом 999 экземпляров. Помимо этого газета распространяется в электронном виде в филиалы Роснефти по всей России. Газета цветная, имеет 12 полос. Первый выпуск газеты имел 4 основные тематические рубрики: о дивидендах; этапы развития; экономика и финансы; экскурс в историю.

«Акционер» издается для держателей акций ОАО «НК «Роснефть». Целью издания является обеспечение информационного сопровождения встреч миноритарных акционеров с руководством предприятия. Тем не менее, строгой привязки к названной аудитории нет, т. к. газету читают и персонал, и партнеры, и акционеры и т. д. Аудиторию привлекает «образ будущего», который связан с целостной перспективой ОАО «Нефтяная компания «Роснефть-Нижневартовск» и страны. Также привлекает внимание читателей внешний дизайн газеты «Акционер»: образный стиль материалов, тематика, иллюстрации, современная верстка.

Тематику газеты можно назвать смешанной, так как статьи в ней имеют и деловую, и отраслевую, и информационную направленность. На страницах газеты «Акционер» освещаются следующие темы: энергосбережение, экономика региона, экологическая безопасность, стимулирование ресурсосбережения, развитие нефтяной отрасли, корпоративная культура и т. д. В интересах своей целевой аудитории, газета освещает корпоративные, технические и технологические новации, распространяет передовой опыт, служит трибуной для внутренних дискуссий по направлениям корпоративной политики.

Выпуски газеты за 2012–2014 годы имеют как постоянные рубрики, так и новые. В приведенной ниже таблице показана сравнительная характеристика рубрик за указанный период.

Таблица 1

Названия рубрик газеты «Акционер» за 2012–2014 гг.

 

2012 год

2013 год

2014 год

Представ­ленные рубрики

Обращение к акционерам;

Бизнес-итоги;

Событие года;

Акции «Роснефти»;

Запасы и ресурсы;

Социальная политика;

Общественная деятельность.

Официально;

Партнерство;

Событие;

Стратегия;

Технологии;

Учетная система рынка ценных бумаг;

Депозитарное обслуживание;

Общество.

Передовые рубежи мировой энергетики;

География лидера;

Ценные бумаги;

Депозитарное обслуживание;

От первого лица;

Ответственность перед обществом.

Количество рубрик

7

8

6

 

Как видно из таблицы 1, количество рубрик и их именование в газете непостоянно. Некоторые из них меняют только заглавие, а в текстах освещаются одни и те же события из года в год. Например, постоянно действующая рубрика, связанная с общественной деятельностью, представлена такими именованиями «Общественная деятельность» (2012 г.), «Общество» (2013 г.), «Ответственность перед обществом» (2014 г.) Эта рубрика примечательна еще и тем, что неизменно является заключительной в номере.

Рассмотрим жанр обращение, на примере обращения председателя совета директоров Александра Некипелова. Публикация находится под рубрикой «Обращение к акционерам», которая располагается на одной полосе газеты «Акционер». Рубрика содержит небольшую колонку, кратко рассказывающую о ключевых событиях 2011 года и два обращения: от председателя совета директоров ОАО «НК «Роснефть» и от президента компании. Они традиционно приветствуют читателя в каждом номере газеты.

Выявим специфику обращения. Автор обращения подводит итоги предыдущего года, информирует читателя о главных достижениях компании: «В 2011 г. добыча Компании выросла на 2,4 % при росте общероссийского показателя чуть более чем на 1 % <…>. В 2011 г. В целях развития научно-исследовательской деятельности «Роснефти» было инвестировано 8,55 млрд. руб».. Статья содержит большое количество информации, однако в ней также присутствуют оценочные суждения и комментарии А. Некипелова: «Безусловно, ключевым событием прошедшего года стало заключение беспрецедентного соглашения о стратегическом сотрудничестве с компанией ExxonMobil <…>». Коммуникативная цель обращения заключается и в обозначении действий, которые намерен предпринять адресант: «Впереди еще очень много работы, но уверен, что менеджмент приложит все усилия для успешного завершения программы модернизации». В конце обращения автор, проанализировав успехи компании в 2011 году, приходит к определенному выводу: «…Успешные итоги деятельности подтверждают верный выбор стратегических приоритетов и позволяют рассчитывать на дальнейшее устойчивое развитие «Роснефти» на благо акционеров».

Данную статью можно отнести к группе аналитических жанров, т. к. она содержит анализ, субъективный взгляд на произошедшие в 2011 году события, связанных с деятельностью компании. Коммуникативная цель обращения состоит в донесении до аудитории позиции автора и его эмоций. Обязательными структурными элементами являются: обращение к адресату; обозначение события, послужившего поводом для обращения; описание важности события; призыв к действию

Примером использования жанров PR-текстов в корпоративном издании «Акционер» является публикация «Ставка на розницу». Это единственная статья рубрики «Бизнес-итоги», занимающей одну полосу. Публикация дополнена диаграммами и таблицей, в которых показывается динамика производственных показателей. В тексте говорится о росте показателей в различных сферах деятельности компании: «По итогам 2011 года НК «Роснефть» удалось упрочить свое положение в качестве лидера российской нефтяной отрасли, существенно улучшив ряд производственных показателей. Наибольший рост был достигнут в сферах геологоразведки и добычи нефти и газового конденсата, экспорте нефти, а также розничной реализации нефтепродуктов». Далее в тексте подробно рассматривается изменение качественных показателей в каждом из направлений. Статья носит информативный характер и наиболее подходит под описание жанра пресс-релиза: в тексте излагаются результаты определенного изучения предмета, отсутствуют авторские эмоции, она информирует читателя о достижениях компании, при этом не является явной рекламой «Роснефти». Данную статью можно отнести к группе информационных жанров, т. к. она содержит фактологическую презентацию события.

Публикация «Покорение Арктики» принадлежит рубрике «Событие года», которая занимает две полосы газеты и содержит две статьи, а также небольшой материал, посвященный международным проектам компании. «Покорение Арктики» начинается на первой полосе, из чего можно сделать вывод, что событие, описываемое в ней — самое важное для компании в 2011 году. Из лида мы узнаем главное содержание статьи: «Ключевым событием 2011 года для НК «Роснефть» стало подписание беспрецедентного соглашения о стратегическом сотрудничестве с американской компанией ExxonMobil. Это соглашение позволит «Роснефти» не только реализовать масштабные проекты по освоению российской шельфовой зоны северных и южных морей, но и получить привлекательные активы за рубежом, а также привлечь новых российских и зарубежных партнеров». Далее следует информация о важности сделки и подробное хронологическое описание событий, связанных с соглашением двух компаний. Материал статьи «Покорение Арктики» являет собой новость, подробно описывает цепь событий в хронологической последовательности. Публикация детальна, но в то же время изложена без лишней экспрессии. Данная статья характеризуется глубоким анализом предмета освещения, многогранным исследованием причинно-следственных связей, что позволяет отнести статью к аналитическому жанру журналистики.

Публикация «Передача акций по наследству» находится под рубрикой «Учетная система рынка ценных бумаг», которая занимает две полосы «Акционера». Материал подготовлен генеральным директором ООО «Реестр-РН», который развернуто, поэтапно описывает процесс передачи акций по наследству, дает рекомендации, извещает аудиторию о возможном порядке действий. Автор подкрепляет свои слова статьями гражданского кодекса РФ, он выступает в качестве эксперта, соответственно, его мнение является авторитетным. Статья напоминает информационный жанр журналистики — заметку-совет. Но размер материала намного превышает объем заметки, тем более мини-совета. По объему «Передача акций по наследству» более подходит под аналитический жанр рекомендации, однако аналитики как таковой в тексте не наблюдается. Данную статью можно обозначить как «информационный развернутый совет».

Еще один пример использования информационных жанров — публикация «Хроники Арктики». Она занимает целую рубрику «Стратегия». Публикация освещает процесс освоения шельфа Арктики, а также факты, связанные с этим процессом. Факты не имеют «мостиков», каждый представляет отдельное сообщение. Объединена эта подборка лишь единой темой. Жанр статьи заявлен в ее названии — это хроника. Хроника относится к группе информационных жанров, сообщения в ней констатируют наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем, что можно увидеть в материале «Хроники Арктики».

Публикация «Депозитарное и брокерское обслуживание физических лиц в ОАО «ВБРР» подготовлена специалистами Всероссийского банка развития регионов, которые отвечают на наиболее частые вопросы клиентов относительно работы депозитария и брокерского обслуживания в банке. Ответы на вопросы делятся на две тематические группы: «брокерское обслуживание» и «депозитарное обслуживание». Материал строится в вопросно-ответной форме, где вопрос — информационный повод. Все ответы в статье имеют единый стиль и даются компетентным лицом. В целом, при прочтении статьи возникает иллюзия интерактивности, поэтому можно сделать вывод, что материал написан в информационном жанре вопрос-ответ.

«Итоги 2013 года в оценке вице-президентов ОАО «НК «Роснефть» — публикация, располагающаяся под рубрикой «Авторитетная оценка». Она занимает две полосы издания и состоит из небольших частей, каждая из которых представляет собой оценку одного из вице-президентов «Роснефти». Рассмотрим подробнее два высказывания: Эрика Мориса Лирона, первого вице-президента, курирующего блок «Разведка и добыча», и Андрея Вотина, вице-президента по капитальному строительству. Каждый из них оценивает итоги года со своего ракурса, относительно своей области деятельности. Оба высказывания кратко освещают главные события прошедшего года: «Компания обеспечила уверенный рост добычи и достигла максимального уровня в 189,2 млн. тонн нефти. Прирост добычи нефти относительно 2012 года составил 15,6 % <…>, в ОАО «НК «Роснефть» снижена аварийность промысловых трубопроводов» (Эрик Морис Лирон). «<…> в полном объеме выполнены планы по освоению и вводу объектов капитального строительства», <…> было завершено формирование целевой системы управления капитальным строительством…» (Андрей Вотин). Оба вице-президента высказываются по одной теме, но с разных сторон. Их суждения носят сугубо информационный характер. Статья представляет собой оценку событий прошедшего года несколькими людьми, из чего можно сделать вывод, что материал написан в жанре опроса.

Рассмотрим еще одну публикацию — «Высокие ориентиры». Она принадлежит рубрике «Ответственность перед обществом», в которой традиционно освещается общественная деятельность «Роснефти». «Высокие ориентиры» повествует о проводимых «Роснефтью» мероприятиях и социальной политике компании. В материале дается информация о панораме мероприятий, организованных компанией. Подводится итог общественной деятельности предприятия. Эту статью можно соотнести жанром обозрения. Здесь приводится информация о прошедших мероприятиях и социальных вложениях. После прочтения данной публикации в сознании аудитории формируется позитивный образ компании. Статья выполняет функцию неявной имиджевой рекламы.

На примерах анализа статей газеты мы можем наблюдать, что жанровая направленность газеты разнообразна. В диаграмме представлена динамика использования тех или иных жанров корпоративной газетой «Акционер» за 2012–2014 годы:

Рис. 1. Динамика жанров газеты «акционер» за 2012–2014 гг.

 

Таким образом, проведенный анализ корпоративной газеты «Акционер» Открытого Акционерного Общества «Нефтяная Компания «Роснефть-Нижневартовск» позволил выделить типологические особенности жанра корпоративной прессы. Корпоративное издание «Акционер» является двухсторонним коммуникатором между персоналом и управлением, PR-инструментом компании, и публикует тексты в некоторых жанрах public relations:

-          оперативно-новостные жанры (приглашение, имиджевая статья, интервью);

-          исследовательско-новостные жанры (бэкграундер, лист вопросов-ответов, рейтинг, мониторинг, обозрение);

-          фактологические жанры (факт-лист, биография, хроника);

-          исследовательские жанры (заявление);

-          образно-новостные жанры (байлайнер, поздравление, обращение, письмо, совет);

-          медиатексты (имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори);

-          смежные тексты (слоган, резюме, пресс-релиз).

Если классифицировать вышеуказанные жанры по группам, то станет очевидно, что большинство из них принадлежит информационным и аналитическим жанрам, т. е. художественно-публицистический жанр не распространен в корпоративной прессе. Таким образом, корпоративное издание «Акционер» представляет собой слияние информационных и коммуникативных практик журналистики и PR.

 

Литература:

 

1.                  Бабкин, А. Ю. Корпоративные издания: феномен и типология // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: филологические науки и проблемы образования. — М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2008.

2.                  Горчева, А. Ю. Корпоративные издания // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. № 2, 2008.

3.                  Мурзин, Д. А. Феномен корпоративной прессы // М. Хроникер, 2005.

4.                  Плигина, Е. С. Корпоративное издание как ресурс формирования имиджа (на материале изданий предприятий нефтяной промышленности) // Журнал «Бизнес. Общество. Власть». № 6, 2011.

5.                  Пресс-центр ОАО «НК «Роснефть» // http://www.rosneft.ru/news/ (электронный ресурс).

6.                  Чемякин, Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности // Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс Пи», 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): жанр, корпоративная пресса, рубрика, капитальное строительство, корпоративная газета, корпоративное издание, обращение, прошедший год, публикация, событие.


Ключевые слова

жанр, информационные жанры, публицистические жанры, корпоративная пресса, газета «Акционер»., газета «Акционер»

Похожие статьи

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Маркетинговая деятельность в период ребрендинга ОАО «Мясокомбинат Раменский»

В данной статье освещены теоретические аспекты ребрендинга, его цели и задачи. Автор статьи раскрыл особенности и принципы проведения ребрендинга, от-дельно выделил особенности маркетинговых коммуникаций в ребрендинге. Данная статья раскрывает с прак...

Оценка инновационного потенциала строительного предприятия

В статье выявляется понятие и структура инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить инновационный потенциал строительной организации ЗАО «СК-Уфа» и средний уровень ин...

Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока)

В статье анализируются лингвистические особенности медиадискурса информационных материалов республиканской газеты «Правда Востока». Рассматриваются технологические изменения, возникновение онлайн-формата и его влияние на контент публикаций, расширени...

Студенческая газета как направление работы клуба «Наставник» Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре

В настоящее время признана важная роль средств массовой информации в образовательном и воспитательном процессе. Поэтому одной из эффективных форм организации деятельности в этом направлении является выпуск студенческой газеты. В статье демонстрируетс...

Анализ финансовой устойчивости АО «Янтарьэнерго»

В представлены результаты анализа финансовой устойчивости крупного калининградского предприятия АО «Янтарьэнерго» - главного поставщика электроэнергии как для физических, так и для юридических лиц. Анализ проведен по данным 2012-2014 годов. Рассчитан...

Роль экономического анализа в обосновании тактических решений организации на примере ОАО «Авиалинии Мордовии»

В данной статье проведем экономический анализ деятельности организации ОАО «Авиалинии Мордовии» и намечены стратегические пути решения выявленных проблем.

Реализация банковского менеджмента в кредитных организациях (на примере «Газпромбанка»)

Научная статья посвящена анализу реализации банковского менеджмента в кредитных организациях на примере системообразующего банка Российской Федерации — «Газпромбанк». Проанализированы ключевые показатели его банковской деятельности, включая финансовы...

Совершенствование стратегии предприятия ООО «Бонус» г. Перми

Для исследования выбрана пермская компания «Бонус», которая была основана в 1994 году. в статье выявлены недостатки стратегии предприятия «Бонус»: проблемы с поставками сырья, неэффективную рекламную политику, возрастающие издержки, использование уст...

Особенности прогнозирования финансового состояния в кризисный период на примере предприятий ООО «Аптека плюс» и ООО «Авангард мебель» г. Владивостока

В данной статье рассмотрены проблемы финансового состояния предприятий. Проанализированы характерные особенности прогнозирования финансового состояния предприятий на примере торгового предприятия г. Владивостока. Также статья посвящена вопросам экон...

Похожие статьи

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Маркетинговая деятельность в период ребрендинга ОАО «Мясокомбинат Раменский»

В данной статье освещены теоретические аспекты ребрендинга, его цели и задачи. Автор статьи раскрыл особенности и принципы проведения ребрендинга, от-дельно выделил особенности маркетинговых коммуникаций в ребрендинге. Данная статья раскрывает с прак...

Оценка инновационного потенциала строительного предприятия

В статье выявляется понятие и структура инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить инновационный потенциал строительной организации ЗАО «СК-Уфа» и средний уровень ин...

Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока)

В статье анализируются лингвистические особенности медиадискурса информационных материалов республиканской газеты «Правда Востока». Рассматриваются технологические изменения, возникновение онлайн-формата и его влияние на контент публикаций, расширени...

Студенческая газета как направление работы клуба «Наставник» Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре

В настоящее время признана важная роль средств массовой информации в образовательном и воспитательном процессе. Поэтому одной из эффективных форм организации деятельности в этом направлении является выпуск студенческой газеты. В статье демонстрируетс...

Анализ финансовой устойчивости АО «Янтарьэнерго»

В представлены результаты анализа финансовой устойчивости крупного калининградского предприятия АО «Янтарьэнерго» - главного поставщика электроэнергии как для физических, так и для юридических лиц. Анализ проведен по данным 2012-2014 годов. Рассчитан...

Роль экономического анализа в обосновании тактических решений организации на примере ОАО «Авиалинии Мордовии»

В данной статье проведем экономический анализ деятельности организации ОАО «Авиалинии Мордовии» и намечены стратегические пути решения выявленных проблем.

Реализация банковского менеджмента в кредитных организациях (на примере «Газпромбанка»)

Научная статья посвящена анализу реализации банковского менеджмента в кредитных организациях на примере системообразующего банка Российской Федерации — «Газпромбанк». Проанализированы ключевые показатели его банковской деятельности, включая финансовы...

Совершенствование стратегии предприятия ООО «Бонус» г. Перми

Для исследования выбрана пермская компания «Бонус», которая была основана в 1994 году. в статье выявлены недостатки стратегии предприятия «Бонус»: проблемы с поставками сырья, неэффективную рекламную политику, возрастающие издержки, использование уст...

Особенности прогнозирования финансового состояния в кризисный период на примере предприятий ООО «Аптека плюс» и ООО «Авангард мебель» г. Владивостока

В данной статье рассмотрены проблемы финансового состояния предприятий. Проанализированы характерные особенности прогнозирования финансового состояния предприятий на примере торгового предприятия г. Владивостока. Также статья посвящена вопросам экон...

Задать вопрос