Ключевые слова:недропользование, нефть и газ.
Недропользование, в частности нефтегазовая отрасль является базовой, мощно развивающейся структурой в экономическом секторе не только Казахстана, но и большинства стран мира, а также мировой хозяйственной системе в целом.
Темпы развития недропользования во многом характеризуют основные тренды мировой экономики. Торговые операции с недрами, т. е. нефтью, газом и металлами играют важную роль в мировом товарообороте. Формирование и развитие этой отрасли обозначили целую, отдельную эпоху в ХХ веке, в которой пересеклись экономические, финансовые, политические, национальные, а также религиозные интересы почти многих стран мира. Борьба за ценными источниками нефти, газа, черных и цветных металлов лежит в основе государственных политик индустриально развитых стран мира.
С приобретением Казахстана в 1991 году независимости и суверенитета, а так же со становлением рыночных отношений стала возникать необходимость в создании новой, совершенно иной политики применения потенциала минерально-сырьевого комплекса страны. В результате проведённых политических и правовых реформ, формирования новых экономических и финансовых фондов, банков, организаций и компаний была создана наиболее совершенная и новая система использования минерально-сырьевого комплекса и развития на ее основе высокотехнологичной отрасли.
Изданная либеральная законодательная база, политическая устойчивость, огромный объем собранной и проверенной геологической информации дало возможность создать в нашей стране приятный климат для инвестиций. В первые годы становления суверенитета и независимости все это содействовало привлечению в страну значимые международные инвестиции, и созданию важных контрактов на недропользование с инвесторами на участках недр, богатых нефтью, газом, углем, а также другими видами минерального сырья.
Весь этот этап становления характеризовался так же и активным законотворческим процессом. Были приняты и изданы ряды новых и важных законодательных актов, способствовавшие урегулированию отношений в сфере недропользования.
Таким образом, от 30 мая 1992 года был принят Кодекс Республики Казахстан «О недрах и переработке минерального сырья». По Кодексу предусматривается возможность предоставления недр не только казахстанским хозяйствующим субъектам, а также и предприятиям с иностранным участием, и иностранным юридическим и физическим лицам на условиях контракта или концессии. [1] По кодексу недра предоставлялись указанным субъектам на основе договора на пользование недрами, в которых предусматривались:
- сроки и условия пользования недрами;
- экологические требования;
- квоты на годовой объём используемых полезных ископаемых;
- сроки платы и размеры платежей за пользование недрами;
- меры по охране недр;
- особые условия к применяемой технологии;
- предоставляемые льготы и т. д. [1]
В дальнейшем, в течении нескольких лет, Кабинет Министров Республики Казахстан своими постановлениями утверждает и принимает ряд подзаконных актов:
- от 29 июля 1992 года — «Положение о государственном контроле за охраной и пользованием недр Республики Казахстан»;
- от 8 декабря 1992 года — «Положение о порядке реализации (передачи, обмена, продажи) информации о недрах Республики Казахстан»;
- от 14 марта 1994 года — «Положение об особенностях управления объектами государственной собственности занятыми разработкой месторождений полезных ископаемых — недр, а также техногенных месторождений;
- от 13 апреля 1994 года — Постановление «О порядке предоставления недр для геологического изучения, добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях». [1]
Также 5 апреля 1994 года Президентом РК был принят Указ «О дополнительных мерах по упорядочению недропользования для геологического изучения и добычи полезных ископаемых». [1]
Особенно важным является то, что в Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года было прописано на законодательном уровне положение о том, что «земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находятся исключительно в государственной собственности». [1]
Разумнее сказать, что эти правовые акты дали новый и «свежий глоток» развитию права о недрах и недропользовании в стране, а также помогли в создании более приятного климата для международных инвесторов, вложивших и инвестировавших свой капитал в освоение и разведку богатых недр Казахстана.
В период парламентского и правительственного кризиса в 1995–1996 годах, Президент РК Н. А. Назарбаев, осознавая всю важность развития недропользования и руководствуясь предоставленными ему полномочиями, издал ряд Указов, которые имеют силу закона, а также они явились фундаментом правовой базы для регулирования отношений в сфере недропользования в новых рыночных условиях. Это Указы:
- от 17 апреля 1995 года «О лицензировании»,
- от 28 июня 1995 года «О нефти»,
- от 27 января 1996 года «О недрах и недропользовании»,
- от 24 апреля 1995 года «О налогах и иных обязательных платежах в бюджет» и другие. [1]
Они были дополнены и получили статус законов страны, так же в последующем было принято ряд других законодательных, правительственных и ведомственных правовых актов, которые регулируют не простые отношения в сфере недропользования.
Так же Правительством РК были приняты ряд актов, которые были направлены на более эффективное и системное регулирование отношений в сфере недропользования, были утверждены:
- от 18 июня 1996 года «Единые правила разработки нефтяных и газовых месторождений в Республике Казахстан»;
- от 21 июля 1999 года «Единые правила охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти, газа и подземных вод в Республике Казахстан»;
- от 21 января 2000 года «Правила предоставления права недропользования в Республике Казахстан»;
- от 26 декабря 2001 года «Правила проведения налоговой экспертизы контрактов на недропользование» и другие. [1]
Исходя из вышесказанного, можно выразить что, практически в течении десяти лет, был создан надежный фундамент для дальнейшего системного развития права о недрах и недропользовании, позволивший поднять на новый уровень степень общественных отношений, складывающихся в сфере освоения недр и привлечения инвестиций в эту отрасль экономики.
Таким образом, на сегодняшний день есть объективные предпосылки перейти к следующему этапу развития права о недрах и недропользовании, который отвечал бы новым реалиям устойчивого развития государства и рыночной экономики.
Для развития нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 –2014 годы была разработана Программа Развития в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года. Необходимость этой Программы была обусловлена стабильным укреплением роли нефтегазовой отрасли в экономике Казахстана. [2]
Сектор недропользования в экономике Казахстана является одной из наиболее динамично развивающейся отраслью. Недропользование, в частности нефтегазовая отрасль обеспечивают значительную часть национального валового продукта, бюджетного дохода и валютного поступления в страну. Нефтегазовая отрасль оказывает значимое воздействие на социально-экономическое развитие страны и ее отдельных регионов, по сути, является локомотивом для всей экономики государства, способствует развитию других отраслей экономики. С работой предприятий нефтегазового комплекса связано претворение в жизнь более важных социальных программ в масштабах регионов и всего государства. [2]
Нефтегазоносные районы республики, на которых расположено 172 нефтяных и 42 конденсатных месторождения (в том числе, более 80 разрабатываются), занимают площадь около 62 % территории Казахстана. Основные запасы нефти в сконцентрированы в 15 крупнейших месторождениях — Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Жанажол, Каламкас, Кенкияк, Каражанбас, Кумколь, Бузачи Северные, Алибекмола, Прорва Центральная и Восточная, Кенбай, Королевское, Чинаревское. [3]
Месторождения находятся на территории шести из четырнадцати областей Казахстана. Это Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская и Мангистауская области. При этом примерно 70 % запасов углеводородов сконцентрировано на западе Казахстана. Наиболее разведанными запасами нефти обладает Атырауская область, на территории которой открыто более 75 месторождений с запасами промышленных категорий 930 млн. тонн. [3]
Свыше 15 месторождений углеводородов находятся на территории Западно-Казахстанской области. Еще одним перспективным регионом нефтегазового потенциала — Актюбинская область. Здесь открыто около 25 месторождений. [3]
Казахстан располагает так же и солидными запасами газа (третье место в СНГ после России и Туркменистана), сопоставимыми с Кувейтом и Ливией, а также возможностью их эксплуатации в течение более 60 лет. [3]
Казахстанская газодобыча преимущественно связана с попутным газом, который в основном либо сжигается, либо его повторно закачивают в пласт для поддержания высокого давления с целью повышения извлечения углеводородов из пласта. Такой подход препятствовал росту газодобычи на протяжении 1998–2003 годов, а его производство не превышало уровня, достаточного для удовлетворения внутреннего потребления. Однако в 2004 г. казахстанское правительство приняло меры, направленные на уменьшение сжигания попутного газа в факелах. В результате только в 2004 г. добыча газа почти удвоилась по сравнению с показателями 2003 г. и с тех пор продолжает расти.
Анализируя деятельность недропользователей углеводородного сырья, можно сказать, что она позитивно сказывается на социально-экономическом развитии Казахстана. В общей сложности начиная с 1996 г. на поддержку социальной сферы и местной инфраструктуры ими было направлено 1809,8 млн. долл. (при этом в 2009 г. наблюдался рост в 12 раз по сравнению с 1996 г.), а на обучение казахстанских специалистов — 644 млн. долл. (рост в 27 раз). За этот период численность работающего персонала по контрактам увеличилась с 30 тыс. почти до 55 тыс. человек. Общая сумма налогов и платежей, поступивших в бюджет страны, от недропользователей к 2012 году составила 59424,9 млн. долл., в том числе по налогу на добычу (НДПИ) — 15336,2 млн. долл. [3]
Будущее нефтегазодобывающей отрасли нашей страны в основном связано с Казахстанским сектором Каспийского моря. Государственная программа его освоения, принятая в 2003 году, охватывает весь комплекс поэтапных мероприятий по недропользованию, привлечению инвестиций, развитию социальных программ в регионах и местной инфраструктуры, эффективному освоению месторождений с учетом минимизации вредного воздействия на окружающую среду, строительства экспортных транспортных маршрутов для нефти и газа и др. [4]
Реализация этой программы позволила увеличить годовую добычу нефти в Каспийском море уже в 2010 г. до 18 млн. тонн, к 2015 г. — до 90 млн. тонн, а начиная с 2015-го обеспечит ежегодный уровень нефтедобычи в 100 млн. тонн на протяжении следующих 25 лет. В целом по стране прогноз производства выглядит следующим образом: к концу 2010 года было добыто порядка 100–110 млн. тонн нефти и 45–50 млрд. кубометра газа, а к 2015 году — около 120–150 млн. тонн нефти и более 60 млрд. кубометра газа. [4]
Учитывая существующий мировой дисбаланс между уровнем добычи и потребления нефти, Казахстан, имеет хорошие потенциальные возможности ежегодно наращивать объемы своей нефтедобычи и, соответственно, экспорта углеводородного сырья на мировые рынки. Вместе с тем рост экспорта не должен обусловливать снижение внутреннего потребления топливных ресурсов, так как отечественные нефтеперерабатывающие заводы (например, Павлодарский НПЗ и частично Шымкентский НПЗ), которые сегодня работают с западносибирской нефтью из России, могут перерабатывать и наше собственное сырье. При этом необходимо постоянно совершенствовать систему административного регулирования национального рынка нефтепродуктов.
Литература:
1. Законодательные и нормативные акты Республики Казахстан.
2. Программа по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010–2014 годы — 2010 г.
3. Парамонов В., Строков А., Столповский О. // Нефтегазовые состояние Казахстана. — 2010 г. — № 16, стр. 5, г. Алматы.
4. Смирнов С. Кувшин, полный нефти // Эксперт Казахстан. — 2010 г. — № 12, стр. 15, г. Алматы.