На территории Республики Башкортостан свыше 200 организаций (предприятия) осуществляют геодезическую и картографическую деятельность. На сегодняшний день действуют 12 лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2016 № 180 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее — Управление) наделено следующими полномочиями:
– федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, в том числе за передачей гражданами и юридическими лицами геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды, хранением и использованием этих материалов и данных; [1, п. 7.1.21.]
– лицензирование геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1, п. 7.1.20.]
Управление при выполнении полномочий и функций в области государственного геодезического надзора и лицензирования каждый год подводит итоги геодезической и картографической деятельности на территории субъекта. На итоговом совещании с руководителями и специалистами организаций выявляет серьезные недостатки, если таковы имеются, в обеспечении потребителей геодезической и картографической продукцией достоверными и качественными материалами и данными.
На территории Республики Башкортостан введена местная система координат МСК-02 для ведения государственного кадастра недвижимости, учета земель, которая лежит в основе автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра.
Под местной системой координат (далее — МСК) понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации. МСК принято делить на два основных типа:
- МСК, созданные на основе построения локальных (специальных) геодезических сетей;
- МСК, созданные на основе традиционной государственной геодезической сети пунктов триангуляции и полигонометрии 1–4 классов. [2, с. 26]
Обязательным требованием при установлении местной системы координат является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственным системам координат (СК-42, СК-95).
Основная проблема при использовании МСК, созданных на основе СК–42, состоит в несоответствии точности координат современным требованиям. Точность координат государственной геодезической сети в СК–42 составляет 1/50 000–1/150 000 или до нескольких дециметров на расстоянии 15–20 км. Именно поэтому в 2000 году была введена государственная система координат СК–95, имеющая более высокую и однородную точность для всей территории России, — 1/300 000 или менее 10 см на расстоянии до 30 км. [2, с. 27]
На сегодняшний день отсутствие возможности непосредственно перейти от геоцентрических координат ГЛОНАСС/GPS систем к МСК остается одной из важных проблем при использовании в картографической и геодезической деятельности современных спутниковых оборудований. Для этого необходимо знать либо параметры перехода к пространственной геоцентрической системе координат, либо к СК–95, которые имеют закрытый характер. Поэтому, эти работы можно выполнять только в режиме постобработки, при соблюдении соответствующих режимных требований. Эти условия в значительной степени усложняют процессы геодезических работ и делают их экономически менее эффективными.
Предназначенные к применению на территории Республики Башкортостан МСК-02 имеют параметры перехода к СК-42, но не имеют параметров перехода к СК-95. Данная ситуация существенно влияет на качество выполнения картографических и геодезических работ. Дело в том, что система координат СК-42 во многом уступает по точности системе координат СК-95 с одной стороны, а с другой обе системы имеют закрытый характер и доступ к ним возможен при наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, принятая на территории Республики Башкортостан система координат МСК-02 имеет ряд недостатков. Во-первых, это низкая и неоднородная точность опорных геодезических сетей, а во-вторых, невозможность эффективно применять современные спутниковые технологии в существующих местных системах координат.
Другой проблемой картографо-геодезического обеспечения Республики Башкортостан является использование пунктов государственной геодезической сети как основы картографической информации при ведении государственного кадастра недвижимости. Требования к картографическим документам кадастра зависят от масштаба, тематического содержания и специфики отражаемых на картах объектов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 289 «Об утверждении Положения о государственной геодезической сети и Положения о государственной нивелирной сети» государственная геодезическая сеть представляет собой совокупность геодезических пунктов, местоположение которых определено в государственной системе координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ.
Одним из распространенных методов создания геодезических сетей является метод триангуляции, представляющий собой систему примыкающих или перекрывающих друг друга треугольников, которые могут образовывать триангуляционный ряд или триангуляционную сеть (рис.)
Рис. 1. Схема развития сетей триангуляции 1–4-го классов
Насколько полно будет соответствовать геодезическая сеть по своей плотности (на единицу площади) и точности нормативным документам, настолько правдива, будет и картографическая информация.
Управлением Росреестра по Республике Башкортостан в рамках своих полномочий выполняет функции по учету пунктов геодезической сети и осуществляются сбор сведений об их сохранности. Всего на территории республики по данным дежурно-справочных карт федерального картографо-геодезического фонда учтено более 3 тыс. пунктов ГГС из них 26 процентов повреждены или уничтожены. Утрата геодезических пунктов происходит зачастую из-за неосведомленности граждан, юридических лиц и ведомств, не знания того, как выглядит геодезический пункт, а также того факта, что их снос или повреждение влечет административную ответственность в соответствии с частью 3 статьи 7.2. Кодекса об административных правонарушениях РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5000 до 10000; на должностных лиц — от 10000 до 50000; на юридических лиц — от 50000 до 200000 рублей.
В связи с вышесказанным в Республике Башкортостан проблема восстановления пунктов геодезических сетей остается актуальным на сегодняшний день.
При проведении работ по восстановлению пунктов ГГС необходимо руководствоваться временной инструкцией по обследованию и восстановлению пунктов и знаков государственной геодезической и нивелирной сетей и должны выполняться следующие работы:
– восстановление центров пунктов и установка опознавательных столбов над центрами тех пунктов, где они не сохранились;
– ремонт наружных знаков, а на пунктах, где знаки ветхие или не сохранились, постройка новых знаков;
– ремонт сохранившихся пунктов, установка новых взамен утраченных и измерение на них дирекционных углов и расстояний;
– восстановление внешнего оформления геодезических пунктов;
– сдача восстановленных пунктов на хранение.
Однако работы по восстановлению пунктов геодезических сетей само по себе является трудоемким и дорогостоящим процессом. В связи с тем, что геодезические пункты в основном находятся на муниципальных землях, ответственность за указанное административное нарушение ложится на руководителей исполнительных комитетов сельских поселений.
Как утверждалось ранее, утрата пунктов геодезических сетей зачастую случается из-за неосведомленности землепользователей и землевладельцев о наличии геодезических пунктов на их земельных участках. Данную проблему решило бы обязательное внесение сведений об охранных зонах геодезических пунктов.
С 01.01.2017 года вступил в силу Постановление Правительства РФ от 12.10.2016 года № 1037 «Об утверждении Правил установления охранных зон пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1170», согласно которому охранная зона устанавливается в пределах границ пунктов и на расстоянии 1 метра от границ пунктов ГГС. В пределах границ охранных зон пунктов запрещается осуществление видов деятельности и проведение работ, которые могут повлечь повреждение или уничтожение наружных знаков пунктов, нарушить неизменность местоположения центров пунктов.
Литература:
1. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2016 № 180 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации» — п. 7.1.20. и 7.1.21.
2. Д. А. Савельев. «Государственная и местная системы координат» // Выпускная квалификационная работа. — Петрозаводск:, 2016. — С. 26–27.