Переселение кочевых племен в Дешти Кыпчак в первой половине XI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 12.05.2015

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Сабитов, Ж. М. Переселение кочевых племен в Дешти Кыпчак в первой половине XI века / Ж. М. Сабитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 681-683. — URL: https://moluch.ru/archive/92/17187/ (дата обращения: 17.12.2024).

Вопрос о переселении кунов, каев и других племен в Дешти- Кыпчак слабо исследован в научной литературе. В своей время Ахинжанов С. М. посвятил этому вопросу целую главу в своей монографии [3, 184–197]. При этом, он выстроил следующую схему переселения народов: Каи-Куны-Шары-Туркмены-Печенеги [3, 185–186]. Ахинжанов С. М. отождествляет Сары и Кыпчаков [3, 193–195]. Одним из главных источников о переселении племен того периода был Марвази: «Среди них есть группа [людей], которые называются «кун», они прибыли из земли Китай, боясь китайского хана. Они христиане несторианского толка. Свои округа они покинули из-за тесноты пастбищ. Из их [числа] Акинджи ибн Качугар Хорезм-шах. Их преследовал народ, который называется кай. Они многочисленнее и сильнее их. Они прогнали их с тех пастбищ. [Тогда куны] переселились на землю шаров, а шары ушли в землю туркменов. Туркмены переместились на восточные [земли] гузов, а тузы переселились в землю печенегов, поблизости от берета Черного моря. К ним [тюркам] относятся киргизы. Это многочисленный народ. Их жилища [расположены] между северо-востоком и севером. Кимаки [живут] севернее их. Ягма и карлуки — западнее. Каджа и арак — между юго-западом и югом» [11, 212]. У Марвази также написано: «они (сары) известны по имени их вождя, а он — басмыл» [5, 139].

При этом, стоит отметить, что данные Марвази повторяют Мухаммед Шебангараи в своем труде Маджма ал Ансаб (труд написан в 1330-х годах): «Первая группа (фирке) из тюрок — их называют кун. (Они) вышли из страны X. Та, оставив центры своего (пребывания) из-за недостатка пастбищных выгонов (для скота). Вторая группа (фирке) из тюрок — их называют каи. Численность их больше, чем (численность тюрок) предыдущей (группы). Их (каи) удалили с (их) собственных пастбищ, (тогда они) напали на страну Сари вблизи земли печенегов (на) берегу Армянского моря… Кимики (же обитают) к северу, а ягма и сарихи… Народ (коум) сарих. Они (сарихи) обитали на горе, а это Золотая гора. Они восстали против своего царя (и) ушли из страны Туркестан. Некоторые из них прибыли в страну ислама. Они состоят из девяти народов (коум): трех (групп) дж. к. ли, трех (групп) хайтли,, одной (группы) б. дав, одной (группы) кукин и одной (группы) к. с. р» [10, 23–24].

Понятно, что эти сведения Мухаммеда Шебангараи не оригинальны и видимо заимствованы у других авторов. Из сообщения мы видим, что Мухаммед Шебангараи пишет о народе Сарих. Схожий отрывок мы видим у Марвази: «К ним [тюркам] относятся карлуки. Они обитали на горе Тунис [Тулис], а эта гора из золота. Они были рабами тогуз-гузов и восстали против них. Они вышли к стране тюргешей и захватили ее. Они подчинили их и сломили их власть. Оттуда они вышли в мусульманские страны. Их девять групп. Три [группы] — джигиль, три — баскиль, одна — булак, одна — кукыркин и одна тухси» [11, 213]. В комментариях к Шебангараи насчет народа Сарих написано: «По Марвази: харлух (карлук), а по Ауфи и Шюкруллаху, также сарих», причем даны ссылки на первоисточники [7, 408а] [12, 67а] и их переводы [1, 106] [2, 174].

Таким образом, мы видим, что названия Сарих и Карлук используются как синонимы. Родоплеменной состав карлуков очень интересен: 3 группы Чигиль, 3 группы племени Баскиль (мы отождествляем это племя с племенем Басмыл, которое не упоминается у Марвази, Ауфи и Шебангараи, то есть Баскиль, входящее в народ Сарих это искаженное при записи Басмыл, у Ауфи Баскиль уже искажено и пишется как Х.ски), Булак, Кукыркин, Тухси. Кляшторный С. Г. и Насилов Д. М. считали, что в состав карлуков вошли Чигили, Ягма, Тухси и остатки орхонских тюрков [9, 307]. Интересны сведения из Худуд ал Алам: к западу от нее (страна ягма) пределы халлухов. Булак это род Ягма [14]. Также в Худуд ал Алам отдельно описаны страны Ягма, Чигиль, Тухси и Карлук [13] что противоречит данным о том, что Чигиль, Ягма и Тухси были составными частями карлуков.

Согласно Малявкину А. Г. Карлуки состояли из трех родов: Моуло (Моула), Чисы, Таши (Ташили) [6, 41]. Здесь можно отождествить, Моула и Булак (переход М в Б частое явление в тюркских языках), Чисы и Чигиль, а также Ташили и Тухси. При этом стоит отметить, что словосочетание Уч карлук (три карлука или три карлукских рода) было устойчивым [8, 249]. Малявкин А. Г. писал, что после падения Второго Тюркского каганата карлуки, обитавшие в районе Отюкенской черни подчинились уйгурам, а карлуки, находившиеся в районе гор Алтай и возле Бешбалыка сами назначили себе Ябгу. Позже они переселились на земли каганов десяти племен и овладели городами Суяб, Талас и др. [6, 41]. Как известно, карлуки участвовали в Таласской битве 751 года. Таким образом, мы можем предположить, что одна группа карлуков осталась в составе Уйгурского каганата, а другая ушла в Семиречье, где основало свой Карлукский каганат, на месте Тюргешского каганата.

Интересны также сведения Гардизи о Ябагу-карлуках: «О халлухах рассказывают, что этот Халлух был одним из тюркских начальников. [Эти тюрки] переходили с места на место; мать Халлуха сидела на лошади. Место было пустынным; один из слуг Халлуха подошел к матери Халлуха, хотел овладеть ею и схватил ее; женщина его прогнала с угрозами; известно, что тюркские женщины очень нравственны. Увидя это, слуга испугался, убежал и пришел в страну тугузгузов, во владения хакана. Один из людей хакана нашел его в месте охоты, в суровой местности, прикрытого двумя кусками войлока; он дал ему имя Ябагу. Потом он привел его к хакану; хакан, узнав о его приключении, собрал всех людей Халлуха, бывших в его владениях, и тотчас назначил этого Ябагу начальником над ними; тому племени он дал название ябагу-халлух. После этого к племени тугузгузов пришел один человек из Туркестана, влюбился в одну служанку из племени Ябагу, похитил ее и увез в Туркестан. Туркестанский хан отнял у него ту служанку, взял ее к себе, хорошо обращался с ней, написал письмо ее родным, известил их о ее положении и призвал их к себе. Когда они пришли, он всем отвел участки обработанной земли и призвал к себе остальную часть племени. Когда эта весть дошла до остальной части племени, все племя отправилось туда. Когда их собралось много, царь поселил их, в качестве иностранцев, в своих владениях и дал им... В таком положении они все находились до тех пор, пока туркестанцы не произвели нападения на народ Хакана; они убили 12 пользовавшихся известностью начальников этого народа, пустили в ход мечи и перебили всех хаканийцев; все царство хаканийцев осталось в руках рода Чунпан (?) из халлухов. Последним из хаканийцев был убит Хутуглан-хакан; первым из халлухов сел на престол Илмалмасын(?)-джабгуе. Власть осталась в руках халлухов. В Туркестане много племен, происходящих от этого племени ябагу-халлух, но подробности о них не стали известными» [4, 42–43].

Возвращаясь к вопросу о переселении племен, стоит отметить, что согласно Махмуду Кашгари в переселении и войне с мусульманами участвовали: Басмылы, Джумулы, Каи и племя Ябагу с представителем народа змеи Будраджем [1, 190].

Кляшторный С. Г. отмечает, что Ябагу — презрительное прозвище, так называли людей или животных с длинными и взлохмаченными волосами или спутанной шерстью [5, 140]. По нашему мнению, Ябагу-карлук это название части карлуков, которые подчинялись уйгурским каганам и позже участвовали в переселении племен в Дешти-Кыпчак в XI веке. У Махмуда Кашгари Ябагу-карлуки называются просто Ябагу. Отождествление Кляшторного С,Г. народа ябагу с кунами [5, 140] мало аргументировано.

Таким образом, мы видим, что карлуков участвовавших в миграции XI века называют в разных источниках по-разному: Карлуки, Сары (Сарих), Ябагу. При этом стоит отметить, что Басмылы (Баскиль у Марвази и Хски у Ауфи) также вошли в состав Сары (Сарих). Резюмируя все вышесказанное, можно привести таблицу племен, участвовавших в миграции первой половины XI века (вопрос о соотношении кимаков и каев, нами рассматривался ране)

 

Марвази

Ауфи, Шюкруллах, Шебангараи

Махмуд ал Кашгари

Матфей

Китайские источники

Кай

Кай

Кай

«народ змей»

Бай Си (белые си)

Кимак

Кимак

Йемек

 

Кумоси (Кумохи, Си, Хи)

Кун

Кун

Джумулы?

 

Хунь (телесское племя)

Карлук

Сарих

Ябагу (Ябагу-карлук у Гардизи)

«Рыжие»

Гэлолу (Карлук)

Баскиль, входящий в состав карлуков

Хски (Ауфи) Хайтли (Шебангараи), входящий в состав Сарих

Басмыл

 

Басими

 

Литература:

 

1.         Hammer I. Sur les origines russes St.-Petersbourg, 1825.

2.         Hazai G. Les manuscrits, conserves a Sofia, des remaniements medievals de Marvazi et Aufi. — Acta Orientalia, t. VIII, fasc. 2–3, Budapest, 1957.

3.         Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. 296 c.

4.         Извлечение из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар». Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893–1894 гг». // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том VIII. Работы по источниковедению. М. Наука. 1973. С. 23–62.

5.         Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. 346 с.

6.         Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989 г. 432 с.

7.         Мухаммад Ауфи. Джами’ ал-хекаят ва лавами ар-риваят (на перс, языке). Рукопись библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ПНС-232.

8.         Насилов Д. М. Карлуки у Махмуда Кашгарского// Тюркологический сборник. 2009–2010: Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. Восточная литература. Москва. С. 249–258.

9.         Насилов Д. М. Пять языков у Махмуда Кашгарского// Тюркологический сборник. 2011–2012. Политическая и этнокультурная история тюркских народов и государств. Восточная литература. Москва. С. 285–310.

10.     Новое известие о средневековых тюрках (перевод Агаджанова С. Г.) // Известия АН ТуркмССР. Серия общественных наук, № 6. 1965 http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Schebangarai/text2.phtml?id=12992

11.     Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Глава о тюрках (перевод В. Храковского) // Труды сектора востоковедения, Том 1. АН КазССР. 1959. C. 208–218. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Marvazi_Tahir/frametext1.htm

12.     Шюкруллах Ибн Шихаб-ад-Дин Ахмед. Бахджат ат-таварих (на перс, языке). Рукопись Института народов Азии, С-1818.

13.     http://odnapl1yazyk.narod.ru/hududalal.htm

14.     http://odnapl1yazyk.narod.ru/yagma.htm

Основные термины (генерируются автоматически): Карлук, группа, племя, Туркестан, кай, народ, переселение племен, состав карлуков, земля печенегов, остальная часть племени.


Похожие статьи

Формирование княжеств в позднекаролингский период и отражение этого процесса в «Хронике» Адемара Шабаннского

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Расцвет культуры и библиотек в периоды Аштарханидов и Шейбанидов

Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века

Следы древних тюркских слов в топонимах на территории Иреванского ханства

Начало монетной чеканки в государстве анадолийских туркмен-сельджуков

Становление христианской проповеди на территории современной Англии с ранних веков христианства (VI–VIII вв.)

История освоения Кубанской области немецкими и эстонскими поселенцами во второй половине XIX века

Похожие статьи

Формирование княжеств в позднекаролингский период и отражение этого процесса в «Хронике» Адемара Шабаннского

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Расцвет культуры и библиотек в периоды Аштарханидов и Шейбанидов

Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века

Следы древних тюркских слов в топонимах на территории Иреванского ханства

Начало монетной чеканки в государстве анадолийских туркмен-сельджуков

Становление христианской проповеди на территории современной Англии с ранних веков христианства (VI–VIII вв.)

История освоения Кубанской области немецкими и эстонскими поселенцами во второй половине XIX века

Задать вопрос