К вопросу об обстоятельствах появления Ураз-Мухаммеда и Кадырали Жалаири в Сибири | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 12.05.2015

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Сабитов, Ж. М. К вопросу об обстоятельствах появления Ураз-Мухаммеда и Кадырали Жалаири в Сибири / Ж. М. Сабитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1163-1165. — URL: https://moluch.ru/archive/91/17183/ (дата обращения: 18.11.2024).

Обстоятельства появления Ураз-Мухаммеда в Сибири довольно не ясны и трудно понимаемы на основе имеющихся источников. В данной статье мы попытаемся предложить свою версию событий на основе косвенных данных из разных источников.

В историографии после Вельяминова-Зернова В. В. [8, 339] утвердилось мнение, что Ураз-Мухаммед родился в 1572 году [1, 76], [5, 326]. Это исходит из перевода сборника Летописей Кадырали Жалаири, в котором сказано, что Ураз-Мухаммед стал служить Борису Годунову с 16-летнего возраста.

То есть большинство исследователей считают, что время пленения Ураз-Мухаммеда (1588 год) является началом его службы. И если исходить из этого, то действительно можно прийти к выводу, что родился он в 1572 году, раз в 1588 году ему было 16 лет. Но здесь, мы считаем, что произошла определенная путаница. По нашему мнению год пленения Ураз-Мухаммеда и год начала его службы это разные времена. Как известно Ураз-Мухаммед в 1590-ом году участвовал в походе русских против шведов [7, 44]. Мы полагаем, что именно данный год являлся первым годом службы Ураз-Мухаммеда русскому царю и, исходя из этого, можно предположить, что родился он в 1584 году.

Это косвенно подтверждается данными Кадырали Жалаири.

В Сборнике летописей Кадырали Жалаири сказано, что в 8 лет Ураз-Мухаммед лишился дедушки Шигая, в 13 лет отца Ондана [6, 169]. Если бы Ураз-Мухаммед родился в 1872 году, то получается Шигай умер в 1580 году, когда Ураз-Мухаммеду было 8 лет. Последний раз Шигай упомянут в летописях в 1582 году [3, 292]. Вполне возможно он умер в 1582 году. В этом случае наша датировка года рождения Ураз-Мухаммеда в 1574 году совпадает с другими данными по поводу смерти Шигая.

Если исходить из этой гипотезы, Ондан погиб в 1587 году, за год до пленения Ураз-Мухаммеда. Беляков А. В. датирует смерть Ондана 1575 годом [1, 76], но видимо он ошибся, в тот год Ураз-Мухаммеду был всего один год (или три, если исходить из старой датировки).

Таким образом, мы четко видим, что появление Ураз-Мухаммеда в Сибири связано со смертью Ондана. Как можно увидеть дальше, контакт с родственниками (дяди Тауекель, Ишим и сводный брат Кучук) не поддерживался до 1594 года. Видимо события 1587 года и смерть Ондана от рук калмыков привели к тому, что Ураз-Мухаммед со своей семьей вынуждены были бежать в Сибирь. Как мы знаем Ондан погиб в возрасте 30 лет и похоронен в Туркестане (юг Казахстана) в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи [6, 168–169]. Таким образом, можно утверждать, что тело Ондана было в руках не Ураз-Мухаммеда и был он похоронен предположительно своим братом Тауекель-ханом.

Для того чтобы понять обстоятельства гибели Ондана можно посмотреть что именно происходило в те годы в Казахском ханстве.

Как известно в 1586 году Тауекель вторгся во владения бухарского хана Абдуллы, «угрожая овладеть вилайетом Туркестан, Ташкент и даже Самаркандом». Тауекель-хан разбил ташкентцев. Но после подхода войск Ибадуллы, брата Абдуллы, Тауекель, стоявший около Сайрама, удалился в степь [4, 204]. Существует другое известие о хане Тауекеле и его взаимоотношениях с правителем Ташкента: У казахов был хан по имени Тауекель, у которого в подчинении было 200 тысяч семейств. Казахи сделали набег на калмаков, на что калмаки ответили вторжением большого войска. Тауекель бежал к Ташкенту, где правил в то время Науруз-Ахмед-хан (Барак) [3, 287]. Как известно Науруз-Ахмед умер в 1556 году, а Тауекель стал ханом около 1583 года. С учетом того, что произведение Сейфи Челеби было написано в 1590 году, возникает вопрос, к какому периоду относится данный отрывок. Султанов Т. И. считает, что под именем Тауекеля «скрывается» другой хан (Буйдаш?, Хак-Назар?) и этот рассказ относится к 1550-ым годам [3, 288]. Мы же считаем, что данное известие Сейфи Челеби относится к 1586 году, когда Тауекель действительно был уже ханом и вторгся в Ташкент.

Таким образом, вторжение Тауекеля в Ташкент в 1586 году было связано с ответным набегом калмаков (ойратов). Если к этому прибавить известие о смерти Ондана от рук калмаков, то картина событий становится предельно ясной. В 1586 году калмаки (ойраты?) напали на казахов, часть казахов во главе с Тауекелем бежала на юг в Ташкент. Ондан погиб в боях с калмаками (ойратами) и его семья, видимо отрезанная от всех остальных родственников войском ойратов, бежала на Север в Сибирь.

Здесь мы согласны с утверждением Усманова М. А. о том, что вся многочисленная родя Ураз-Мухаммеда была захвачена также в Сибири, чуть позже после пленения самого Ураз-Мухаммеда [7, 45]. То есть вся его родня бежала с Ураз-Мухаммедом в Сибирь после смерти Ондана. Среди тех, кто был с Ураз-Мухаммедом можно отметить Бахты, дочь Сеиткула, сына Шигая (жена Сафарали Шейдякова). Белякова А. В. называет ее дочерью Сеиткула сына Кудайназара, но, как известно, Сеиткул был отцом Кудайназара [2, 207], а сам Сеиткул, согласно Кадырали Жалаири, был единоутробным братом Ондана и сыном Шигая [6, 168].

Также здесь можно коротко остановится на генеалогии родственников Ураз-Мухаммеда. Его сводным братом являлся Кучук (в российских документах иногда называется как Кучум). Известен также «Ибрагим, сын Мансура» [2, 207]. Известен Ибрагим сын Шигая, вполне можно предположить, что тут произошла путаница и на самом деле имелось ввиду Мансур, сын Ибрагима. Таким образом, данный Мансур был двоюродным братом Ураз-Мухаммеда. Шахим-султан упомянутый как сын Шигая [3, 292] известен также как Шах-Мухаммед, которого Тауекель посадил править «на калмаках». Также упоминаются Едигер-Мухаммед, брат Алтын-хатун и сын Булат-султана. Также Известен Енмагмет (Ен-мухаммед), который в одном месте назван как зять Ураз-Мухаммеда, а в другом месте он (записан просто как Ен) назван как племянник Алтын, матери Ураз-Мухаммеда. Таким образом, можно предположить, что Ен-Мухаммед был сыном Едигер-Мухаммеда либо его брата («племянник Алтын»), а также был женат на родной или двоюродной сестре Ураз-Мухаммеда. Упомянутые также Татлы-ханым (племянница Алтын-ханум) и Ак-ханум (племянница Ази и сестра Алтын-ханум). Беляков А. В. предполагает тождество двух Мурадов: Мурата сына Тауекеля, приехавшего в октябре 1595 года в Москву, и Мухаммед-Мурата, сына ураз-Мухаммеда [1, 77]. Но здесь стоит отметить не равенство имен двух чингизидов, отсутсвия указаний, что Мурат остался в России, а также косвенное известие: упоминание о неком казахском султане Мурате, изгнанного из крепости Шахрухийа в Средней Азии в 1610–1620-х годах [3, 302]

Усманов М. А. считает, что Кадырали Жалаири (названный как Мурза карачи), взятый в плен вместе с Ураз-Мухаммедом, «жил в Сибири еще до появления там Ураз-Мухаммеда» [7, 45]. По мнению Усманова М. А. Карачи упоминаемый в Сибири до Ураз-Мухаммеда (карачи, «карачин улус») и есть Кадырали Жалаири. По нашему мнению это отождествление является натяжкой. Сам по себе титул Карачи-(бек) был широко распространен. У каждого хана отмечался вельможа Карачи с данным титулом. Таким образом, вполне возможно существование двух карачи, один являлся карачи Кучум-хана, а другой был карачи из Казахского ханства. Беляков А. В. считал, что Кадырали Жалаири не был Сибирским Карачи [9, 63], с чем мы абсолютно согласны.

Также хотелось бы отметить нашу точку зрения на связи двух эмиров Ураз-Мухаммеда с последующими известными фамилиями. Согласно Усманову М. А. среди 4-х эмиров Ураз-Мухаммеда были Чатыш-бек аргын и Тукай-бий кыпчак [7, 46], мы их связываем с родоначальниками таких фамилий как Чанышевы (потомки Чаныш-бека) и Тевкелевыми (потомки Тукай-бека). Здесь наши мысли совпадают с мнением Исхакова Д. М. [10, 209]. Также исключен вариант появления этих беков в Касимове вместе с Ураз-Муахммедом, так как эти рода присутствуют среди казахских племен и часть из них могла быть в свите Ураз-Мухаммеда.

Таким образом, подводя итоги статьи, стоит отметить, что

1.         Ураз-Мухаммед родился в 1574 году, а не в 1572 году, как считалось ранее.

2.         Появление Ураз-Мухаммеда в Сибири связано с калмакским (ойратским?) вторжением 1586 года в Казахское ханство, в результате которого большинство казахов бежало на юг под Ташкент, где победило Ташкентцев, но позже отступило. Ондан, отец Ураз-Мухаммеда погиб в бою с калмаками (ойратами) в 1587 году, после чего его семья бежала на север, а тело его досталось родственникам, похоронившим его в Туркестане в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи. Кадырали Жалаири, по нашему мнению был одним из приближенных Казахских ханов, который попал в Сибирь вместе с семьей Ондана, а не сибирским карачи-беком.

 

Литература:

 

1.         Беляков А. В. Чингисиды в России XV-XVII веков: просопографическое исследование. Рязань. «Рязань. Мiр» 2011 512 с.

2.         История Казахстана в русских источниках  . Том 1. 2005. Алматы: Дайк-пресс. 720 с.

3.         Кляшторный Султанов Т. И. «Казахстан: Летопись трех тысячелетий». Алматы. Рауан. 1992. 384 с.

4.         Султанов Т. И. «Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана» Алматы. Дайк-пресс. 2001. 276 с.

5.         Султанов Т. И. «Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть». Москва. Аст. 2006. 445 с.

6.         Жалайыр Қадыр-ғали би. Жамиғ Ат-Тауарих//Қазақстан тарихы туралы Түркі деректемелері. 5-ші т.: XV-XIX ғасырлар шығармаларынан үзінділер. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. — 140–173.

7.         Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII — XVIII вв. Казань. Издательство КГУ. 1972. 224 с.

8.         Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о касимовских царях и царевичах.Часть 2. Санкт-Петербург. Издательство Императорской Академии наук. 1864. 502 c.

9.         Беляков А. В. Как звали большого сибирского карачу//История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы II Всероссийской научной конференции (Курган, 17–18 апреля 2014 г.) / отв.ред. Д. Н. Маслюженко, С. Ф. Татауров. — Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2014. C. 63–64.

10.     Исхаков Д. М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV-XVII вв.). Казань. Издательство Мастер-лайн. 1998. 276 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Сибирь, Ташкент, Казахское ханство, сын, Туркестан, хан, мнение, образ, пленение Ураз-Мухаммеда, Появление Ураз-Мухаммеда.


Похожие статьи

К вопросу об истории журнала «Русское богатство» (1876–1918 гг.)

К вопросу о деятельности полиции по противодействию пьянству в столице Российской империи на рубеже XVIII века

К вопросу о сопоставительном исследовании вокалических систем русского, узбекского литературных языков и хорезмского диалекта

Изучение исторического труда Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал» в отечественной и зарубежной историографии

К вопросу о религиозно-этических проблемах производства эксгумации

Опыт изучения источников исламской культуры: анализ воспитательной цели касыды, поэтики и прозы

К вопросу о комплексном изучении системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова (предварительные наблюдения)

К вопросу о проблематике происхождения и этнической идентификации горских евреев на территории Восточного Кавказа

К вопросу о сравнительной характеристике фонемы [а] русского, узбекского литературных языков и хорезмского диалекта

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Похожие статьи

К вопросу об истории журнала «Русское богатство» (1876–1918 гг.)

К вопросу о деятельности полиции по противодействию пьянству в столице Российской империи на рубеже XVIII века

К вопросу о сопоставительном исследовании вокалических систем русского, узбекского литературных языков и хорезмского диалекта

Изучение исторического труда Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал» в отечественной и зарубежной историографии

К вопросу о религиозно-этических проблемах производства эксгумации

Опыт изучения источников исламской культуры: анализ воспитательной цели касыды, поэтики и прозы

К вопросу о комплексном изучении системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова (предварительные наблюдения)

К вопросу о проблематике происхождения и этнической идентификации горских евреев на территории Восточного Кавказа

К вопросу о сравнительной характеристике фонемы [а] русского, узбекского литературных языков и хорезмского диалекта

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Задать вопрос