Языковой портфель как инструмент формирования лингвистической компетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Порожняк Н. Ф. Языковой портфель как инструмент формирования лингвистической компетенции // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1458-1459. — URL https://moluch.ru/archive/91/19893/ (дата обращения: 19.07.2018).

Социально-экономические и культурные реформы в России существенно повлияли на перечень функций иностранного языка (ИЯ) как учебного предмета. Для осуществления успешной коммуникации с зарубежными странами требуются специалисты, владеющие ИЯ как средством общения. Таким образом, возникает необходимость формирования у будущих специалистов коммуникативных способностей, стремления к установлению и поддержанию наиболее продуктивных и эффективных взаимоотношений. Что, в свою очередь, требует изменения и уточнение целей обучения иностранному языку.

По мнению академика В. Л. Макарова, сегодняшние университеты должны стать центром генерации новых знаний и технологий, обеспечивающих формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений науки, образования и бизнеса. Ученый уверен, что, обладая богатой историей высшей школы, Россия имеет хорошие возможности модернизировать систему высшего образования и использовать возможности глобальной экономики [1].

Направленность образовательной системы на компетентностный подход отражается в области обучения иностранным языкам в формировании межкультурной компетенции как показателя языковой готовности студента результативно участвовать в коммуникации на межкультурном уровне.

Современные направления обучения иностранным языкам предусматривают поиск новых потенциалов языкового образования. Ведение языкового портфеля можно отнести к нововведениям в преподавании иностранного языка.

Потребность личности в быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющегося мультикультурного мира приумножает интерес педагогов к процессу постоянного самообразования в области изучения иностранных языков.

Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от педагога не только знания, но и активного применения различных методик.

Основными качествами личности становятся активность, способность созидательно мыслить и находить нестандартные решения, умение делать выбор и принимать решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Итог образования — это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, развивать и умножать в дальнейшем обучении.

Языковой портфель — это пакет рабочих материалов, которые отражают тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Языковой портфель содержит следующие разделы:

-        языковой паспорт, отражающий уровень владения иностранным языком;

-        языковая биография, содержащая листы самооценки и мониторинг выполнения контрольных работ по предмету;

-        в досье собирается весь материал, указывающий на успех в овладении иностранным языком или языками.

Языковой портфель способствует распространению межкультурного взаимодействия, поддержанию и усилению заинтересованности обучающихся на протяжении всей длительности процесса обучения, информирует потенциальных работодателей об уровне владения языком.

После апробации языкового портфеля в нашем вузе и на основании полученных результатов был сделан вывод, что большая часть студентов положительно оценивают введение языкового портфеля. По их мнению, он повышает их мотивацию к достижению лучших результатов, способствует развитию сознательного отношения к процессу обучения и нести ответственность за его результаты, что способствует постоянному и эффективному развитию и совершенствованию языковых навыков. Методика языкового портфеля, основанная на развитии способности к рефлексивной самооценке, способствует развитию собственных достижений в процессе непрерывного обучения.

Портфолио является перспективным методом рефлексивного обучения в условиях самостоятельной работы студентов. Рефлексия позволяет учащимся внести свое осознанное мнение о собственном самоконтроле.

Рефлексивность овладения иностранным языком основана на том, как оценивают сами студенты степень сформированности коммуникативных умений и навыков в различных видах речевой деятельности, как они анализируют свои достижения посредством ряда текущих, промежуточных и итоговых контрольных точек.

Работа с языковым портфелем содействует формированию накопления эффективного опыта использования и овладения иностранным языком. Языковой портфель предполагает постоянную работу, которая может и должна выработать привычку систематически фиксировать свой опыт в области изучения языка и культуры, внося необходимую коррекцию.

Использование языкового портфеля повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения студентов к процессу обучения и его результатам.

Введение языкового портфеля представляется актуальным, т. к.:

-        учитывая специфику неязыкового вуза, значительная часть учебного плана и работы по освоению языка отводится самостоятельной работе студента;

-        работа с языковым портфелем позволяет увидеть промежуточные результаты;

-        является документом, отражающим достижения студента в той или иной области изучаемого языка и опыт учебной деятельности в данной области, обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению.

Результативность языкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля, используемыми в языковой области. Это обеспечивается реализацией поставленных учебных задач и совместной творческой учебной деятельностью педагога и студента, конкретно определенными критериями оценки и самооценки.

 

Литература:

 

1.      Экономика знаний: уроки для России. Доклад академика В. Л. Макарова на научной сессии общего собрания РАН. В подготовке доклада принимали участие А. Е. Варшавский, А. Н. Козырев, Л. Э. Миндели, С. Б. Перминов, А. И. Терехов. //Вестник Российской Академии Наук. 2003.Том 73 № 5.

Основные термины (генерируются автоматически): языковой портфель, иностранный язык, Россия, процесс обучения, работа, язык.


Похожие статьи

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс. Концепция языкового портфеля была заимствована у портфолио в сфере искусства и психоанализа...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, начальная школа, Языковой портфель, язык, ученик, иностранный язык, раздел, уровень, учитель

Особенности работы с газетными материалами в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе.

Европейский языковой портфель как средство организации...

Европейский языковой портфель, иностранный язык, автономная работа учащихся, учебный процесс, Россия, тип портфеля, уровень владения, язык, языковой портфель.

Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного...

В основу языкового портфеля России положен «Европейский языковой портфель».

Основные термины (генерируются автоматически): языковой портфель, Иностранный язык, языковое портфолио, учебный процесс, портфолио, жизнь, язык, самостоятельная работа...

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного...

Так, одной из наиболее прогрессивных контролирующих технологий, внедряемых в процесс обучения иностранным языкам, является Языковой Портфель.

К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе

В практике преподавания иностранных языков на данном этапе обучения, активно используются следующие методы и средства: обучение в сотрудничестве, языковой портфель, графопроектор.

Мотивированное стремление студентов технических вузов...

Согласно Госстандарту, основной целью обучения иностранному языку в высшем учебном заведении

По мнению разработчиков ЯП, «языковой портфель позволяет учащемуся в процессе самостоятельной работы над языком благодаря

Высшее образование в России.

О роли и месте чтения в рамках современного образовательного...

Но поскольку процесс обучения главным образом проходит в отрыве от страны изучаемого языка и «живая» коммуникация сводится к минимуму, то

Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков.

Использование метода кейсов при обучении иностранному...

обучение иностранному языку, учебный процесс, метод кейсов, профессиональная коммуникативная компетенция на иностранном языке.

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс. Концепция языкового портфеля была заимствована у портфолио в сфере искусства и психоанализа...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, начальная школа, Языковой портфель, язык, ученик, иностранный язык, раздел, уровень, учитель

Особенности работы с газетными материалами в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе.

Европейский языковой портфель как средство организации...

Европейский языковой портфель, иностранный язык, автономная работа учащихся, учебный процесс, Россия, тип портфеля, уровень владения, язык, языковой портфель.

Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного...

В основу языкового портфеля России положен «Европейский языковой портфель».

Основные термины (генерируются автоматически): языковой портфель, Иностранный язык, языковое портфолио, учебный процесс, портфолио, жизнь, язык, самостоятельная работа...

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного...

Так, одной из наиболее прогрессивных контролирующих технологий, внедряемых в процесс обучения иностранным языкам, является Языковой Портфель.

К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе

В практике преподавания иностранных языков на данном этапе обучения, активно используются следующие методы и средства: обучение в сотрудничестве, языковой портфель, графопроектор.

Мотивированное стремление студентов технических вузов...

Согласно Госстандарту, основной целью обучения иностранному языку в высшем учебном заведении

По мнению разработчиков ЯП, «языковой портфель позволяет учащемуся в процессе самостоятельной работы над языком благодаря

Высшее образование в России.

О роли и месте чтения в рамках современного образовательного...

Но поскольку процесс обучения главным образом проходит в отрыве от страны изучаемого языка и «живая» коммуникация сводится к минимуму, то

Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков.

Использование метода кейсов при обучении иностранному...

обучение иностранному языку, учебный процесс, метод кейсов, профессиональная коммуникативная компетенция на иностранном языке.

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе.

Задать вопрос