В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность управления учебно-образовательным процессом в школах.
Ключевые слова:педагогический контроль и учет, автоматизированные системы, информационные технологии, физическое развитие, физическая подготовленность.
Деятельность учителя физической культуры в условиях современных требований общеобразовательной практики стала настолько разнообразной, что вузы должны готовить разносторонне подготовленного специалиста [1], соответствующего требованиям современной образовательной практики; современными образовательными и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) [2;4;5;10;11;14]; различными концептуальными подходами в физкультурном образовании обучающихся [3;7;9].
Важнейшим разделом в деятельности современного учителя являются такие взаимосвязанные между собой компоненты — контроль и учет успеваемости учащихся. Высокий уровень функционирования этих компонентов, контроля и учета, позволяет наиболее целесообразно построить занятия физической культурой, а также эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами [3;12;13;14;15].
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.
Несмотря на бесспорную значимость этого аспекта педагогического контроля, методические проблемы, связанные с ним, разработаны пока недостаточно. Здесь есть свои трудности, обусловленные, в частности, сложностью педагогической деятельности и крайним дефицитом времени, которое удается выделять педагогу по ходу занятий для контроля своих действий. Однако возможности совершенствования педагогического контроля не исчерпаны и в настоящее время значительно возрастают. Один из путей к этому — использование современной информационной техники, точнее, автоматизация системы учета и контроля [4–6; 8; 10–15].
В педагогическом лексиконе теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, система воспитания, система методов и средств и т. п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл.
Система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Систематизированный контроль с использованием технологий нового поколения, информационных технологий, позволяет качественно повысить уровень функции контроля в образовательном учреждении, т. к. процесс контроля с использованием вычислительной техники снижает затраты во времени и качество анализа учитываемых показателей подготовленности и развития [11; 14].
В современной практике вопрос об автоматизации системы контроля и учета является актуальным и не до конца разработанным в связи с активным внедрением и развитием ИКТ в образовательном процессе школ, вузов и т. п. [10;11;12;13;14;15].
Цель исследования: разработка электронной системы автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена для образовательного процесса в школах.
Объект исследования: процесс контроля за физической подготовленностью и физическим развитием обучающихся в образовательных учреждениях по предмету «физическая культура».
Предмет исследования: электронная система автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
- применение автоматизированной системы учета физической подготовленности и физического развития повысит уровень управления образовательным процессом в школе по предмету физическая культура;
- разработанная автоматизированная программа для учёта индивидуальной многолетней динамики комплекса показателей подготовленности и развития позволит дифференцировать педагогические воздействие, что приведет к более качественному повышению уровня физической подготовленности, активности и заинтересованности учащихся.
Для того чтобы работа преподавателя по физическому воспитанию была продуктивной, приносила положительные плоды труда за короткий срок необходимо систематизировать функцию контроля и подчинить четкой логике систему её функционирования.
Чтобы создать автоматизированную систему учета показателей физической подготовленности и физического развития, на первом этапе исследования нами был разработан методологический аппарат исследования и была выбрана программа Microsoft Office Excel, которая является широко распространенной компьютерной программой, с помощью которой производятся расчеты, составляются таблицы и диаграммы, вычисляются простые и сложные функции.
Особенность программы заключается в том, что она позволяет осуществлять сложные расчеты. То есть в процессе вычисления одновременно можно оперировать данными, которые располагаются в разных зонах электронной таблицы и при этом связаны определенной зависимостью. Выполнение таких расчетов осуществляется благодаря возможности введения различных формул в ячейки таблицы. После выполнения вычисления результат будет отображаться в ячейке с формулой. В доступном диапазоне формул находятся разные функции — от сложения и вычитания до вычислений, связанных с финансами или статистикой.
На втором этапе исследования нами была разработана экспериментальная автоматизированная система, которая, как предполагается, позволит эффективно следить за физической подготовленностью и физическим развитием школьников среднего звена. Для проверки эффективности данной методики мы внедрили электронную систему в учебный процесс школьников среднего звена 5а класса МАОУ СОШ № 5 г. Ишима.
Рис. 1. Рейтинг-журнал по физической культуре для учащихся 5 классов
Структура нашей разработки предполагает внесение в поля ячеек результаты сдачи практических нормативов по физическому воспитанию. Данные ячейки будут привязаны к таблицам нормативных результатов сдачи практических нормативов по перечисленным тестам на выявление уровня физической подготовленности, что позволит за короткие сроки получить результаты оценки и процентное соотношение выполнения норматива в определенном классе (рис.1).
Так же нами предусмотрена сводная ведомость, в которой мы сможем проследить динамику физической подготовленности и развития по четвертям класса (рис.2).
Рис. 2. Сводный рейтинг учащихся по физической культуре
Разработанная автоматизированная программа с учётом многолетней динамики комплекса показателей подготовленности и развития привела к следующим результатам.
На третьем этапе эксперимента на протяжении всей 4 четверти ребята сдавали практические нормативы, участвовали в соревнованиях, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, что привело в итоге, практически у 70 % класса к хорошей оценке.
Для проверки эффективности применения электронной системы мы сравнили результаты физической подготовленности начальные, которые принимались в первом полугодии (1,2 четверти) с конечными, итоговыми по окончанию 4 учебной четверти, которые и являются результатом сдачи практических нормативов. В батарею тестов вошли следующие:
- прыжок в длину с места;
- бег 60 м;
- наклон вперед из положения сидя;
- подтягивание в висе/ в висе лежа.
После получения конечных результатов, был проведена математическая обработка данных и сравнение средних показателей по каждому тесту у мальчиков и девочек. Результаты обработки представлены в табл.1.
Таблица 1
Результаты достоверности различий тестирования физической подготовленности учащихся 5 а класса в начале и в конце эксперимента
№ |
Тесты |
Пол |
Sd |
t |
p |
|
1 |
Бег 60 м |
д |
0,35 |
0,63 |
2,15 |
p≤0,05 |
м |
0,52 |
0,88 |
1,86 |
p>0,05 |
||
2 |
Наклон вперед из положения сидя |
д |
1,3 |
1,29 |
3,88 |
p≤0,05 |
м |
1,2 |
2,04 |
1,85 |
p>0,05 |
||
3 |
Прыжок в длину с места |
д |
2,93 |
5,46 |
2,07 |
p>0,05 |
м |
7,4 |
7,51 |
3,11 |
p≤0,05 |
||
4 |
Подтягивание в висе/ в висе лежа |
д |
0,93 |
2,73 |
1,31 |
p>0,05 |
м |
0,9 |
0,73 |
23,89 |
p≤0,05 |
Результаты эксперимента показали, что произошел прирост по показателям в беге на 60 метров и в наклоне вперед из положения сидя у девочек, прыжке в длину с места и в подтягивании в висе у мальчиков, эти данные можно считать достоверными при P<0.05. Не произошел прирост в таких тестах как: бег 60 м и наклон вперед из положения сидя у мальчиков. У девочек — прыжок в длину с места и подтягивание в висе лежа. Мы считаем, что прирост не по всем показателям связан с малым сроком проведения эксперимента.
Так же нами был проведен опрос, где мы выяснили как поменялось отношение к физической культуре с использованием электронной системы и каким образом повлияло на активность детей.
Нами было установлено, что в 80 % случаев (в классе 25 человек) использование в электронной системе рейтинга значительно повлияло на активность детей на занятии. 16 % опрошенных утверждают, что никаким образом на их активность на занятиях рейтинговая система не повлияла.
Так же 72 % детей отметили, что новая система учета показателей физической подготовленности и развития лучше. Она позволяет им отслеживать свои баллы и быть оперативно в курсе итогов сдачи практических нормативов, а рейтинговая система позволяет соперничать с товарищами, что приводит к хорошим результатам.
Выводы. В ходе проведенного нами эксперимента было установлено, что внедрение электронной системы учета показателей физической подготовленности и развития школьников среднего звена оказалось эффективным, что отразилось:
- на достоверности различий при сдаче нормативов по показателям в беге на 60 метров и в наклоне вперед из положения сидя у девочек, прыжке в длину с места и в подтягивании в висе у мальчиков, эти данные можно считать достоверными при P<0.05.
- на повышении сознательности и активности на занятиях учащимися и в самостоятельной работе по физической культуре (участие в дополнительных соревнованиях, спортивно — массовых мероприятиях, тренировках).
Литература:
1. Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.
2. Жбанков, О. В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 6. — 98 с.
3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. — М.; Физкультура и Спорт, 1991. — 543 с.
4. Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ Microsoft Office [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.
5. Парняков Д. М. Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников [Текст] / Д. М. Парняков // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 94–98.
6. Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.
7. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
8. Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.
9. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
10. Самсонова, А. В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте [Текст] / А. В. Самсонова, И. М. Козлов, В. А. Таймазов // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 9. — 99с.
11. Свечкарёв, В. Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 5. — С.41–43.
12. Соколов, А. А. Комплексный контроль и управление физическим статусом студентов вуза [Текст] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2007. — № 9. — С. 87–92.
13. Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.
14. Фураев, А. Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 11. — С.50–52.
15. Юхно, Ю.А. Инновационные подходы к организации мониторинга физического состояния школьников в процессе физического воспитания [Текст] / Ю.А. Юхно, Н.Н. Гончарова, Г.В. Лукьянцева // Физическое воспитание студентов. — 2012. — № 5. — С. 44–47.