В данной статье авторами была рассмотрена экономическая сущность финансовых результатов деятельности предприятия. В статье обосновывается значимость проведения анализа финансовых результатов предприятия, так как они являются важнейшей составной частью анализа финансового состояния предприятия. Авторы рассмотрели сущность финансовых результатов и их составляющие: прибыль и рентабельность. Авторы пришли к выводу, что прибыль и рентабельность в полной мере не характеризуют финансовое состояние предприятия, они зависят от некоторых финансовых пропорций, которые анализируются по данным бухгалтерского баланса.
Ключевые слова: финансовый результат, прибыль, рентабельность.
Главной целью деятельности организации любой организационно-правовой формы является получение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Поэтому одна из важнейших составных частей анализа финансового состояния фирмы — анализ финансовых результатов ее деятельности.
Финансовые результаты — это заслуга организации. Прибыль при этом является результатом хорошей работы или внешних объективных и субъективных факторов, а убыток — следствием плохой работы или внешних отрицательных факторов. Кроме того, эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности также выражается в финансовых результатах.
Конечный финансовый результат деятельности предприятий является предметом исследования многих авторов. Их понимание сущности этого понятия далеко неоднозначно.
Так, например, в книге «Корпоративные финансы и учет» под финансовым результатом понимается разница между доходами и затратами организации [1, с. 356]. Но данное определение недостаточно точно характеризует сущность финансового результата.
Наиболее емкое определение дает Толкачева Н. А. Под финансовым результатом она понимает прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка [2, с. 55].
В свою очередь О. В. Ефимова считает, что финансовый результат — это прибыль. Но в то же время она отмечает, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым, обладают собственники», и в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов» [3, с. 28].
Изучая точки зрения различных авторов, наиболее интересным представляется мнение Г. В. Савицкой, которая пишет, что финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности [4, с. 46].
Таким образом, финансовый результат определяется как прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что взгляды различных авторов на определение сущности понятия «финансовый результат» разнообразны.
В связи с тем, что под понятием «финансовый результат» понимаются различные виды прибылей и убытков, необходима определённая систематизация используемых терминов. Рассмотрим наиболее часто встречаемые классификационные признаки финансовых результатов предприятия.
1. По источникам формирования, используемых в учёте:
- Прибыль (убыток) от продаж;
- Прибыль (убыток) от прочих операций, в том числе реализации имущества;
- Балансовая прибыль (убыток).
2. По источникам формирования по основным видам деятельности организации:
- Прибыль (убыток) от операционной деятельности;
- Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности;
- Прибыль (убыток) от финансовой деятельности.
3. По составу элементов:
- Маржинальная прибыль;
- Валовая прибыль;
- Чистая (нераспределённая) прибыль (непокрытый убыток).
4. По характеру налогообложения:
- Налогооблагаемая прибыль;
- Прибыль, не подлежащая налогообложению.
5. По периоду формирования:
- Прибыль (убыток) предшествующего периода;
- Прибыль (убыток) отчётного периода;
- Предполагаемая прибыль (убыток).
6. По степени обобщения:
- Прибыль (убыток) организации;
- Консолидированная прибыль (убыток).
Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом, эксплуатация — это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли [5].
В современном понимании прибыль — это обобщающий показатель для деятельности предприятия, в котором отражаются и рост объема производства, и повышение качества продукции, и сокращение затрат [6].
Прибыль, как результат финансовой деятельности, выполняет определенные функции. В первую очередь, прибыль отражает экономический эффект, который был полученный в результате деятельности предприятия. Она составляет основу экономического развития. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли осуществляются обязательства предприятий перед бюджетом, банками и другими организациями.
Кроме того, следует отметить, что прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств — доходность от вложений в активы.
Для оценки эффективности работы предприятия только показателя прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, то есть сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
В экономической литературе даётся несколько понятий рентабельности. Так, в широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в результате хозяйственной деятельности человека [7].
По мнению других авторов, рентабельность — это один из основных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг) [8, 9, 10].
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода.
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам.
Основными видами рентабельности по Шеремету А. Д. и Негашаеву Е. В. выступают следующие показатели, которые представлены ниже в таблице [11].
Таблица 1
Показатели рентабельности
№ п/п |
Показатель |
Расчетная формула |
Значение показателя |
1 |
Общая рентабельность активов (авансированного капитала) по бухгалтерской прибыли |
Прибыль до налогообложения / Средняя величина валюты баланса * 100 % |
Показывает, сколько средств было привлечено фирмой для получения каждого рубля прибыли. |
2 |
Рентабельность активов по чистой прибыли |
Чистая прибыль / Средняя величина валюты баланса * 100 % |
Показывает количество чистой прибыли или убытка, полученной на один рубль всех совокупных активов предприятия. |
3 |
Рентабельность производственных активов (имущества) по общей бухгалтерской (или чистой) прибыли |
Прибыль до налогообложения / Средняя величина производственных активов, включая собственные средства, нематериальные активы и запасы * 100 % |
Показывает, какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в производственные активы предприятия. |
4 |
Рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли (или по чистой прибыли) |
Прибыль до налогообложения / Средняя величина собственного капитала * 100 % |
Характеризует эффективность использования собственного капитала, и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с каждого рубля авансированного в капитал. |
Показатели рентабельности являются важными элементами, отражающие факторную среду формирования прибыли предприятия. Поэтому они неотъемлемы при проведении сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
Выделяют основные задачи анализа финансовых результатов деятельности:
- регулярный контроль выполнения планов реализации продукции и получения прибыли;
- определение воздействия объективных и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения размера прибыли и рентабельности;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Тем не менее, прибыль и рентабельность не характеризуют в полной мере финансовое состояние предприятия и тенденции его изменения. Оно зависит от определенных финансовых пропорций, которые анализируются по данным бухгалтерского баланса.
Литература:
1. Ковалев В. В., Ковалев В. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели / В. В. Ковалев, В. В. Ковалев. — М.: Проспект, 2014. — 880 с.
2. Толкачева Н. А. Финансовый менеджмент: курс лекций / Н. А. Толкачева. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 144 с.
3. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. — М.: Омега-Л, 2014. — 348 с.
4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Савицкая Г. В. — М.: Инфра — М, 2013. — 384с.
5. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. (IV том «Капитала»). Ч. 3. — М., 1964. — 674 с. — (Соч. — 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс; Т. 26, Ч. 3)
6. Колачева Н. В., Быкова Н. Н. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. — 2015. — № 1(44). — С. 29–35
7. Параскан К. Н. Рентабельность предприятия и ее значение в современной экономической практике / К. Н. Параскан // Тотальные аспекты инновайионных технологий. — 2014. — 88–91 С.
8. Атаулов Р. Р. Взаимосвязь качества продукции и финансового результата деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2013. — № 4. — С. 9–11
9. Великая Е. Г., Чурко В. В. Стратегический потернциал и рентабельность организации // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. — 2014. — № 2(17). — С. 7–9
10. Ярыгина Н. С. Научные взгляды на содержание финансовой стратегии предприятия корпоративного типа // Вестник Поволжского Государственного Университета Сервиса. — 2014. — № 6(38). — С. 145–152
11. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФА-М, 2008. — 208 с.