Эволюция развития аудита как предпринимательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 12.06.2015

Статья просмотрена: 873 раза

Библиографическое описание:

Власова, И. А. Эволюция развития аудита как предпринимательской деятельности / И. А. Власова, А. Э. Семененко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.3 (91.3). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19690/ (дата обращения: 16.12.2024).

Аудиторская деятельность как особая профессия известна с глубокой древности. Более 2200 лет назад первыми аудиторами, именуемыми квесторами, осуществлялся контроль за государственными бухгалтерами Римской империи.

Общепринято считать первой аудиторской проверкой в США факт проведения голландским бухгалтером изучения причин роста задолженности в штате Массачусетс.

Но несмотря на столь продолжительностью историю развития аудита как особой формы финансового контроля, история аудита как особого вида предпринимательской деятельности, имеющей собственные законодательные основы, начинается с 1844 года в Великобритании. Именно в этот период была принята серия законов о компании, определяющих обязанность компаний не реже одного раза в год приглашать специального профессионала для проверки бухгалтерских счетов и отчета о прибылях для последующего доклада на собрании акционеров. Позже аналогичные законы появились и в других странах и с 1937 года практически во всех странах мира с рыночной экономикой стал функционировать общественный институт дипломированных аудиторов.

При этом основной акцент на этом периоде развития аудита был сделан на профессиональной деятельности аудитора как внешнего специалиста-эксперта, работающего частным порядком, а не в составе аудиторской организации.

Возникновение и развитие аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия, и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность. Акционеры и инвесторы хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. И эту задачу могли реализовать только аудиторы. В этих условиях роста потребности в аудиторских проверках, их объемов и масштабов, все больше проявлялась потребность в укрупнении бизнеса в сфере аудита.

Длительное время бухгалтера-аудитора за рубежом относили к представителям свободной профессии, но уже к середине 20 века аудитора-одиночку можно было встретить не так уж и часто. Они объединялись и работали в аудиторских фирмах, что давало большие материальные и финансовые возможности.

Постепенно централизация аудиторского бизнеса привела к созданию крупных аудиторских компаний с мировым именем.

На сегодня к таким компаниям относится так называемая «большая четвёрка», предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги. Ее членами являются Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG.

Объемы и масштабы профессиональной деятельности этих компаний могут охарактеризовать следующие показатели (таблица 1).

Таблица 1

Численность персонала и объемы выручки членов «большой четверки» в 2014 году

Компания

Выручка, млрд.долл.

Число сотрудников, чел.

Deloitte Touche Tohmatsu

34,2

210 000

PricewaterhouseCoopers

34,0

195 000

Ernst & Young

27,4

190 000

KPMG

24,8

162 000

 

Следует отметить, что крупнейших аудиторских международных фирм когда-то было восемь, и назывались они вместе «Большая восьмёрка».

В 1989 году в результате слияния «Deloitte, Haskins and Sells» и «Touche Ross» (объединённая фирма стала называться «Deloitte & Touche»), и «Ernst & Whinney» и «Arthur Young» («Ernst & Young») «Восьмёрка» превратилась в «Большую шестёрку».

Количество крупнейших компаний вновь сократилось в 1998 году после слияния «Price Waterhouse» и «Coopers & Lybrand» (в результате возникла «PricewaterhouseCoopers»). Так появилось понятие «большой пятерки».

В 2002 году «Пятёрка» стала «Большой четверкой», что было обусловлено не добровольно осуществляемой централизацией аудиторского бизнеса, а связано с массовым уходом клиентов от Arthur Andersen, последовавшего за обвинением этой компании в соучастии в фальсификации отчётности обанкротившейся Enron, что привело к ликвидации этой аудиторской компании. Эта ситуация наглядно подчеркивает насколько верно утверждение, что аудит — это деятельность, основанная на риске.

Кроме перечисленных организаций, следует отметить деятельность международного объединения аудиторских и консультационных компаний BDO International. Это объединение занимает пятое место в мире (после «большой четвёрки»), оказывая профессиональные услуги в области аудита и консалтинга.

BDO International представляет собой сеть компаний, являющихся независимыми юридическими лицами и ведущих деятельность по всему миру. По состоянию на август 2014 года в ее офисах, расположенных в 144 странах мира, работает 56 тыс. сотрудников, а оборот превысил 6 млрд. долларов.

Для России такая централизация аудита не является закономерной, для нашей страны более характерно открытие филиалов и создание дочерних предприятий членами большой четверки и BDO.

С самого начала становления национального аудита в России в 90-х годах 20 века международные аудиторские организации рассматривали наше государство как интересный рынок, практически еще не освоенный, так как процесс аттестации и лицензирования национальных аудиторов еще только набирал силу. При этом степень доверия к молодым зарождающимся аудиторским организациям была меньше чем к представителям известных международных аудиторских организаций.

В настоящее время, придя на наш рынок аудита, «большая четверка» не теряет свои позиции. Данные о представительствах данных компаний и их деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Представительства большой аудиторской четверки в России

Компания

Данные о представительствах в России

Deloitte Touche Tohmatsu Limited

Одной из первых среди ведущих аудиторских и консалтинговых компаний пришла на рынок стран СНГ, открыли первое представительство в Москве в 1990 году.

Сейчас компания имеет 18 офисов в 11 странах СНГ, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Южно-Сахалинске, Уфе и Екатеринбурге

PricewaterhouseCoopers

В России PwC впервые начала работу в 1913 году, а в 1989 году возобновила свою деятельность. У PricewaterhouseCoopers имеются офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Южно-Сахалинске, Казани, в Екатеринбурге, во Владикавказе, в Краснодаре и в Новосибирске, в Воронеже и Ростове-на-Дону.

Ernst & Young

В России у компании имеются офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани,Краснодаре, Тольятти, Екатеринбурге,Новосибирске, Южно-Сахалинске, Владивостоке и Ростове-на-Дону.

KPMG

В России у компании имеется центральный офис в Москве, региональные центры в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и офисы в Казани, Красноярске и Перми. [2]

 

Клиентами представительств и филиалов «Большой четверки» являются крупнейшие кредитные организации, Норильский никель, M-Видео, Ниссан, Газпром, РАО ЕЭС, ЛУКОЙЛ, Ростелеком, АвтоВАЗ и другие организации, являющиеся представителями крупного и среднего бизнеса России.

Рассмотрим причины привлекательности аудиторских компаний для российских аудируемых лиц.

Привлекательность большой четверки как аудиторов состоит в том, что это международные компании, оказывающие профессиональные услуги. Эти крупнейшие фирмы в своей сфере успели зарекомендовать себя с хорошей стороны для большинства клиентов.

Они долгое время занимают одни из первых позиций, пришли на наш рынок с аудита с уже сложившейся репутацией и большим опытом работы, поэтому наши национальные аудиторские компании не могут составить им конкуренцию. [3]

Большая четверка предлагает аудит не только индивидуальной (отдельной) отчетности, но и финансовой отчетности консолидированных групп, например и финансовой отчетности ОАО «АвтоВАЗ», и консолидированной отчетности группы компаний ОАО «АвтоВАЗ». Пи этом консолидация финансовых отчетов предусматривает применение в качестве базовых стандартов МСФО, соответственно возникает вопрос, могут ли российские аудиторские организации и аудиторы проводить аудит такой финансовой отчетности? Какова будет степень доверия к таким аудиторским заключениям с точки зрения зарубежных пользователей отчетности?

К сожалению, пока ответы на эти вопросы не в пользу отечественного аудита.

Для многих аудит, проведенный членами компаний Big4, имеет изначально большую степень доверия. Для этих компаний репутация является, по сути, вторым значимым активом после сотрудников.

Аудит от Big4 очень дорог и необходим лишь в ряде конкретных случаев, в основном им пользуются только крупные публичные компании, акции которых торгуются на рынке ценных бумаг, либо когда необходимо выйти на внешний рынок, привлечь иностранного инвестора, получить крупный кредит или просто при желании повысить имидж компании.

Что касается их привлекательности, как места работы, то следует отметить, что Большая четверка аудиторских компаний заинтересована в найме большого количества молодых, но перспективных сотрудников, также компании направляют много сил на обучение и подготовку своего персонала.

Работа в международной аудиторской компании в России дает опыт работы в условиях осуществленной глобализации бизнеса, на сегодня является престижной. [4]

 

Литература:

 

1.         kpmg.com

2.         www.ey.com

3.         www.pwc.ru

4.         www.deloitte.ru

5.         http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook086/01/part-002.htm

6.         http://studopedia.net/9_96393_etapi-stanovleniya-audita.html

7.         https://ru.wikipedia.org

8.         http://raexpert.ru/rankingtable/auditors/2013/main/

9.         https://ru.wikipedia.org/wiki/BDO_International

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, компания, BDO, KPMG, Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону.


Задать вопрос