Проблемы создания и функционирования малых инновационных предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Воробьева, И. М. Проблемы создания и функционирования малых инновационных предприятий / И. М. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 784-787. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19566/ (дата обращения: 17.12.2024).

Данная статья посвящена рассмотрению принципов создания и работы малых инновационных предприятий. Автор рассматривает основные этапы развития малых инновационных предприятий

Ключевые слова:малые инновационные предприятия, инновационный пояс, инновации

 

В настоящее время государство и его органы и ведомства должны играть ведущую роль в формировании благоприятной среды, необходимой для создания подходящей инновационной экосистемы. Однако эти заинтересованные стороны должны действовать более гибко, быть ближе к нуждам компаний и R&D-системы. Параллельно с этим необходимо стимулировать и поддерживать предпринимателей, чтобы помочь им лучше понять, как инновации будут способствовать их росту, повышению конкурентоспособности и увеличению жизнеспособности их бизнеса. В некотором смысле все предприниматели принимают на себя риски и выступают инноваторами в своей сфере. В этом сущность предпринимательства.

Диверсификации российской экономики обусловливает необходимость стимулирования роста числа «старт-ап» компаний, в особенности тех, которые позволят создать новые высокотехнологичные продукты и рынки. Эта задача становиться еще более актуальной в свете планируемой реорганизации научно-исследовательских организаций государственного сектора, которая может действительно радикально изменить российскую систему исследований и разработок. Во многом «старт-ап» компании могут стать хорошим примером частно-государственного партнерства (как правило, они представлены смешанными формами собственности, при которой государственная организация осуществляет свой интеллектуальный вклад, а частная компания — финансовый и управленческий). Они удачно «вписываются» в «инновационную цепочку» и имеют больше шансов, по сравнению с изолированными частными компаниями, занять “нишу” товаров и услуг с более высокой добавленной стоимостью.

Принципы формирования и работы малых инновационных предприятий (МИП), входящих в инновационный пояс РАН

Типы МИП

1.                  На базе лаборатории.

2.                  На базе Института.

3.                  На основе ФЗ 217.

1.      На базе лаборатории (учредители — сотрудники лаборатории, возможно, Институт)

Инициаторы: Зав. лабораторией и сотрудники лаборатории

Основные работники: на 0.5 ставки: сотрудники лаборатории, аспиранты.

Цель:

-                   Увеличение бюджета лаборатории (з/плата, оборудование, командировки…….)

-                   Расширение поля финансовых операций лаборатории (приобретение оборудования без конкурсов и т. д.)

Основание для создания МИП:

-                   Заключение лицензионного соглашения с Институтом.

-                   Оформление договора о сотрудничестве.

2.      На базе Института (учредители — сотрудники Института (разных лабораторий), возможно, Институт)

Инициаторы: Зав. лабораториями и сотрудники лабораторий.

Основные работники: на 0.5 ставки — сотрудники Института, аспиранты, приглашенные специалисты.

Цель:

-                   Выполнение крупных комплексных научно-технических, технологических проектов, требующих объединения усилий специалистов разных лабораторий.

-                   Расширение поля финансовых операций лабораторий (приобретение оборудования без конкурсов и т. д.)

Основание для создания МИП:

-                   Заключение лицензионного соглашения с Институтом.

-                   Оформление договора о сотрудничестве.

3.      На основе ФЗ 217 (учредители — Институт, сотрудники Института.

Инициаторы: Дирекция Института, Зав. лабораториями.

Основные работники: на 0.5 ставки — сотрудники Института, аспиранты, приглашенные специалисты.

Цель:

-                   Выполнение крупных комплексных научно-технических, технологических проектов, требующих объединения усилий специалистов разных лабораторий.

-                   Выполнение научно-технических, технологических проектов по направлениям лабораторий, имеющих перспективы значительного технологического развития.

-                   Основание для создания МИП:

-                   Заключение лицензионного соглашения с Институтом.

-                   Оформление договора о сотрудничестве.

Эти компании, являющиеся неотъемлемым компонентом любой развитой инновационной системы, к сожалению, вызывают опасения у частных инвесторов, которые, не имея достаточных гарантий в отношении законности создаваемых государственными исследовательскими организациями «старт-ап» компаний, а также уверенности в принадлежности прав на ИС, оценивают свои риски в этом бизнесе как чрезвычайно высокие. Такие компании могут создать в России новые рабочие места и стать катализатором инновационной деятельности за счет развития эффективных связей между исследовательским, промышленным и финансовым секторами экономики.

Рассмотрим этапы развития малых инновационных предприятий:

I. Инкубационный этап

Деятельность: Осуществление НИОКР по одному или нескольким «прикладным» направлениям лаборатории.

Механизм финансирования работ:

1.      Участие в инновационных конкурсах (Фонд Бортника, ФЦП, РАН, федеральные, областные).

2.      Выполнение договоров НИОКР по разработке и изготовлению единичных экземпляров оборудования.

Решаемые задачи:

1.      Исследования рынка:

а)     Поиск потенциальных потребителей

б)     Определение требований заказчиков к продукту:

-        цена

-        технические параметры

-        технологические возможности

-        экономические показатели

-        сравнение с аналогами

2.      Разработка и изготовление опытно-промышленного образца

3.      Сертификация, оформление ТУ

4.      Патентование.

5.      Реклама.

6.      Поиск инвесторов.

Требования:

1.      Лицензионное соглашение.

2.      Заключение договора аренды.

3.      Ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности.

4.      Отчисления на накладные расходы не менее 5 %.

II. Организация реального производства.

Деятельность: Мелкосерийное производство изделий, разработанных на основе результатов НИР и НИОКР лаборатории.

Механизм финансирования работ:

1.      Доход от предпринимательской деятельности по оказанию услуг или продажи продукции.

2.      Участие в инновационных конкурсах (ФЦП, РАН, федеральные, областные).

3.      Выполнение договоров НИОКР по разработке и изготовлению единичных экземпляров оборудования.

Решаемые задачи:

1.      Набор и обучение новых сотрудников.

2.      Реорганизация МИП

3.      Приобретение средств производства.

4.      Организация мелкосерийного производства

Требования:

1.      Лицензионное соглашение.

2.      Заключение договора аренды.

3.      Ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности.*

4.      Отчисления на накладные расходы не менее 10 %.

5.      Определение целесообразности вхождения института в учредители МИП.

III. Развитие производства.

Деятельность: Производство изделий, разработанных на основе результатов НИР и НИОКР лаборатории.

Механизм финансирования работ:

1.      Доход от предпринимательской деятельности по оказанию услуг или продажи продукции.

2.      Участие в инновационных конкурсах (ФЦП, РАН, федеральные, областные).

3.      Выполнение договоров НИОКР по разработке и изготовлению единичных экземпляров оборудования.

Решаемые задачи:

1.      Расширение производства.

-        увеличение объема выпуска продукции

-        расширение номенклатуры

2.      Оптимизация производства.

Требования:

1.      Лицензионное соглашение.

2.      Определение целесообразности вхождения института в учредители ООО.

Однако при всей своей перспективности развитие «старт-ап» компаний в России не может получить дальнейшего широкого распространения. Причиной является наличие существенных ограничений по созданию новых предприятий, накладываемых на государственные учреждения действующим законодательством, неопределенности в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные с использованием средств федерального бюджета, а также неразвитости инструментов стартового (посевного) и венчурного финансирования.

Единственным, но все еще очень слабым источником стартового (посевного) финансирования процесса создания новых научно-технологических компаний является Фонд поддержки малых предприятий научно-технической сферы. Программы, реализуемые этим Фондом, являются «пионерскими» для России и вызывают неоднозначную оценку среди научных и образовательных кругов. Причина такого неоднозначного отношения заключается в том, что зачастую исследовательские группы или малые инновационные предприятия, созданные при НИИ и ВУЗах слишком увлекаются получением грантов и бюджетных средств из подобных Фондов. При этом нет ориентации на потребителя и не стоит цель создания нового продукта/технологии и завоевания своей ниши на рынке. В итоге получается следующая схема функционирования: подача заявки (компании «набили на этом руку» и умеют готовить очень качественные заявки) — > победа — > работа по заявленному проекту — > отчётность за полученное финансирование — > новая заявка и т. д. Остаётся надеяться на то, что координационные экспертные советы, которые отбирают проекты будут более избирательными и внимательными в отношении заявителей и отслеживания соответствия заявленных и полученных результатов.

Другой источник финансирования — бизнес-ангелы. Первые бизнес-ангелы появились в России достаточно недавно. В настоящее время, трудно оценить их вклад в развитие высокотехнологичных компаний.

Вторая стадия развития малого предприятия (начальная фаза роста) обычно поддерживается венчурными фондами, которые финансируют проекты, обладающие коммерческой привлекательностью. Вместе с тем следует заметить, что российский венчурный рынок инвестиций в высокие технологии находится на этапе становления. [9]

Несмотря на то, что на базе ряда НИИ формируются предприятия, их потенциал роста и связи с инновациями сомнительны. Многие из них ориентированы на простую производственную деятельность или было созданы исследователями для того, чтобы подать заявку в Фонд содействия развитию инновационных МСП (Фонд Бортника) для получения финансирования своих проектов без каких-либо перспектив дальнейшей предпринимательской деятельности, что и подтверждает сказанное выше о недоверие к Фонду. Часто руководителем компании является учёный, который держится за своё место в НИИ, т. е. эта ситуация заранее провальна для создания новой компании. [11]

Особенности МИП, созданных на основе ИС в РАН:

-        МИП создаются по программе «СТАРТ» Фонда Бортника.

-        Основой ИС является оригинальный (уникальный, единственный) результат фундаментальных исследований. Часто это — идея + лабораторный образец изделия (оборудование, технология), находящийся в самом начале этапа коммерциализации (конец НИР — начало НИОКР).

-        При этом практически нет данных (точных) по рынку, аналогам, и т. д.

-        На начальном этапе сотрудники МИП — научные сотрудники, аспиранты (люди без опыта работы на рынке).

Поэтому в вопросах, касающихся продвижения перспективных результатов НИОКР на мировой рынок, исследователи обычно сталкиваются со следующими препятствиями:

-        отсутствие понимания бизнес-среды;

-        недооценивание или переоценивание коммерческого потенциала научных исследований;

-        отсутствие политики в области ПИС на институциональном уровне, которая бы устанавливала четкие правила и стимулы. [10]

Эти факторы определяют следующее: требуются значительные финансовые средства до вывода изделия на рынок + время + профессиональная переориентация команды. Отсюда — трудности и отставание на начальном этапе в развитии (от ВУЗов и промышленных компаний).

Кроме того, несмотря на то, что существующие меры поддержки МСП — это полезное начало, они не решают ряд основополагающих проблем, связанных с внедрением инновационных разработок и технологий. К примеру, на инновационные проекты выделяется мало целевых грантов — повсеместно признанной формы государственной поддержки инновационной деятельности. Гранты также не выдаются для целей финансирования развития бизнеса, продаж, маркетинга и патентной деятельности перспективных инновационных компаний. Наконец, консультационная поддержка оказывается только как реакция на возникновение проблем. Отсутствуют службы по распространению технологий, которые бы выявляли и поддерживали наиболее перспективные МСП. [11]

 

Литература:

 

1.                  Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации — Москва, 2009

2.                  «Федеральная космическая программа на 2006 –2015 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2005 г. № 635.

3.                  «Развитие гражданской авиационной техники России на период 2002 –2010 гг. и до 2015 года». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 г. № 728

4.                  Гросфелд Т., Роландт Т. Логика открытых инноваций: создание стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт. 2008. № 1 (5).

5.                  Заиченко С. А. Центры превосходства в системе современной научной политики // Форсайт. 2008. № 1 (5).

6.                  Индикаторы инновационной деятельности: 2008: Стат. сб. М.: ГУ–ВШЭ, 2008.

7.                  Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. — М.: ИМЭМО РАН, ГУ–ВШЭ, 2008. — 168 с.

8.                  Инновации на стороне // Статья базируется на материалах НИР «Анализ и учет социально-экономических последствий научно-технологического развития в региональном разрезе», выполненного ЦСР «Северо-Запад» по заказу ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» в 2007 г. (руководитель исследования — В. Н. Княгинин, участники рабочей группы — Е. А. Алексеева, М. С. Липецкая, В. В. Мовилы и др.)

9.                  Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС // Проект «Наука и коммерциализация технологий» (EuropeAid/115381/C/SV/RU). Москва, февраль 2006 г.

10.              Отчет о результатах аудита инновационной системы ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет // ЗАО «ВалоДиа», Томск, декабрь 2011.

11.              Развитие инноваций в Республике Татарстан, как основа конкурентоспособности и процветания в глобальной экономике // Регион Европы и Центральной Азии. Департамент развития частного и финансового секторов (ECSPF) Всемирный Банк. 17 июня 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): Лицензионное соглашение, компания, Россия, сотрудник Института, Выполнение договоров, единичный экземпляр оборудования, лаборатория, механизм финансирования работ, Оформление договора, сотрудник лаборатории.


Ключевые слова

инновации, малые инновационные предприятия, инновационный пояс

Похожие статьи

Направления развития деятельности малых инновационных предприятий

Данная статья посвящена рассмотрению направлений развития деятельности МИП.

Основные проблемы совершенствования деятельности малых инновационных предприятий и направления их решения

Данная статья посвящена вопросам совершенствования деятельности малых инновационных предприятий. Автор рассматривает проблемы и направления их решения в отношении совершенствования деятельности МИП.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Инструменты оценки эффективности деятельности малых инновационных предприятий

В статье обоснована актуальность исследования. Выявлены особенности деятельности малых инновационных предприятий. Обобщены подходы к оценке эффективности деятельности предприятий, сформулированы принципы оценки эффективности деятельности малых иннова...

Особенности управления инновационными проектами

В статье раскрывается содержание категории «инновационный проект», отражены этапы разработки инновационного проекта. Планирование и контроль рассматриваются как базовые функции управления инновационными проектами.

Инновационное управление: опыт, проблемы, перспективы

В настоящей статье рассматриваются опыт, проблемы и перспективы развития инновационного управления научных организаций России.

Экономика инновационной деятельности малого предприятия

Статья посвящена выявлению особенностей моделирования и прогнозирования инновационной деятельности малых предприятий. В рамках проводимого исследования обозначена исключительная роль малых предприятий для инновационного развития современных экономиче...

Товарная политика и её эффективное применение для инновационного развития предприятий в машиностроении

В статье рассмотрены основные особенности эффективного применения товарной политики, способствующие развитию промышленности и экономики нашей страны.

Управление инновационными проектами в Свердловской области

В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационных проектов, анализируется инновационная деятельность Свердловской области.

Перспективы развития международного сотрудничества малых инновационных предприятий

Данная статья посвящена рассмотрению перспектив развития международного сотрудничества малых инновационных предприятий. Автор систематизирует компетенции, которые важны для продвижения перспективных технологий.

Похожие статьи

Направления развития деятельности малых инновационных предприятий

Данная статья посвящена рассмотрению направлений развития деятельности МИП.

Основные проблемы совершенствования деятельности малых инновационных предприятий и направления их решения

Данная статья посвящена вопросам совершенствования деятельности малых инновационных предприятий. Автор рассматривает проблемы и направления их решения в отношении совершенствования деятельности МИП.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Инструменты оценки эффективности деятельности малых инновационных предприятий

В статье обоснована актуальность исследования. Выявлены особенности деятельности малых инновационных предприятий. Обобщены подходы к оценке эффективности деятельности предприятий, сформулированы принципы оценки эффективности деятельности малых иннова...

Особенности управления инновационными проектами

В статье раскрывается содержание категории «инновационный проект», отражены этапы разработки инновационного проекта. Планирование и контроль рассматриваются как базовые функции управления инновационными проектами.

Инновационное управление: опыт, проблемы, перспективы

В настоящей статье рассматриваются опыт, проблемы и перспективы развития инновационного управления научных организаций России.

Экономика инновационной деятельности малого предприятия

Статья посвящена выявлению особенностей моделирования и прогнозирования инновационной деятельности малых предприятий. В рамках проводимого исследования обозначена исключительная роль малых предприятий для инновационного развития современных экономиче...

Товарная политика и её эффективное применение для инновационного развития предприятий в машиностроении

В статье рассмотрены основные особенности эффективного применения товарной политики, способствующие развитию промышленности и экономики нашей страны.

Управление инновационными проектами в Свердловской области

В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационных проектов, анализируется инновационная деятельность Свердловской области.

Перспективы развития международного сотрудничества малых инновационных предприятий

Данная статья посвящена рассмотрению перспектив развития международного сотрудничества малых инновационных предприятий. Автор систематизирует компетенции, которые важны для продвижения перспективных технологий.

Задать вопрос