Данная статья посвящена рассмотрению принципов создания и работы малых инновационных предприятий. Автор рассматривает основные этапы развития малых инновационных предприятий
Ключевые слова:малые инновационные предприятия, инновационный пояс, инновации
В настоящее время государство и его органы и ведомства должны играть ведущую роль в формировании благоприятной среды, необходимой для создания подходящей инновационной экосистемы. Однако эти заинтересованные стороны должны действовать более гибко, быть ближе к нуждам компаний и R&D-системы. Параллельно с этим необходимо стимулировать и поддерживать предпринимателей, чтобы помочь им лучше понять, как инновации будут способствовать их росту, повышению конкурентоспособности и увеличению жизнеспособности их бизнеса. В некотором смысле все предприниматели принимают на себя риски и выступают инноваторами в своей сфере. В этом сущность предпринимательства.
Диверсификации российской экономики обусловливает необходимость стимулирования роста числа «старт-ап» компаний, в особенности тех, которые позволят создать новые высокотехнологичные продукты и рынки. Эта задача становиться еще более актуальной в свете планируемой реорганизации научно-исследовательских организаций государственного сектора, которая может действительно радикально изменить российскую систему исследований и разработок. Во многом «старт-ап» компании могут стать хорошим примером частно-государственного партнерства (как правило, они представлены смешанными формами собственности, при которой государственная организация осуществляет свой интеллектуальный вклад, а частная компания — финансовый и управленческий). Они удачно «вписываются» в «инновационную цепочку» и имеют больше шансов, по сравнению с изолированными частными компаниями, занять “нишу” товаров и услуг с более высокой добавленной стоимостью.
Принципы формирования и работы малых инновационных предприятий (МИП), входящих в инновационный пояс РАН
Типы МИП
1. На базе лаборатории.
2. На базе Института.
3. На основе ФЗ 217.
1. На базе лаборатории (учредители — сотрудники лаборатории, возможно, Институт)
Инициаторы: Зав. лабораторией и сотрудники лаборатории
Основные работники: на 0.5 ставки: сотрудники лаборатории, аспиранты.
Цель:
- Увеличение бюджета лаборатории (з/плата, оборудование, командировки…….)
- Расширение поля финансовых операций лаборатории (приобретение оборудования без конкурсов и т. д.)
Основание для создания МИП:
- Заключение лицензионного соглашения с Институтом.
- Оформление договора о сотрудничестве.
2. На базе Института (учредители — сотрудники Института (разных лабораторий), возможно, Институт)
Инициаторы: Зав. лабораториями и сотрудники лабораторий.
Основные работники: на 0.5 ставки — сотрудники Института, аспиранты, приглашенные специалисты.
Цель:
- Выполнение крупных комплексных научно-технических, технологических проектов, требующих объединения усилий специалистов разных лабораторий.
- Расширение поля финансовых операций лабораторий (приобретение оборудования без конкурсов и т. д.)
Основание для создания МИП:
- Заключение лицензионного соглашения с Институтом.
- Оформление договора о сотрудничестве.
3. На основе ФЗ 217 (учредители — Институт, сотрудники Института.
Инициаторы: Дирекция Института, Зав. лабораториями.
Основные работники: на 0.5 ставки — сотрудники Института, аспиранты, приглашенные специалисты.
Цель:
- Выполнение крупных комплексных научно-технических, технологических проектов, требующих объединения усилий специалистов разных лабораторий.
- Выполнение научно-технических, технологических проектов по направлениям лабораторий, имеющих перспективы значительного технологического развития.
- Основание для создания МИП:
- Заключение лицензионного соглашения с Институтом.
- Оформление договора о сотрудничестве.
Эти компании, являющиеся неотъемлемым компонентом любой развитой инновационной системы, к сожалению, вызывают опасения у частных инвесторов, которые, не имея достаточных гарантий в отношении законности создаваемых государственными исследовательскими организациями «старт-ап» компаний, а также уверенности в принадлежности прав на ИС, оценивают свои риски в этом бизнесе как чрезвычайно высокие. Такие компании могут создать в России новые рабочие места и стать катализатором инновационной деятельности за счет развития эффективных связей между исследовательским, промышленным и финансовым секторами экономики.
Рассмотрим этапы развития малых инновационных предприятий:
I. Инкубационный этап
Деятельность: Осуществление НИОКР по одному или нескольким «прикладным» направлениям лаборатории.
Механизм финансирования работ:
1. Участие в инновационных конкурсах (Фонд Бортника, ФЦП, РАН, федеральные, областные).
2. Выполнение договоров НИОКР по разработке и изготовлению единичных экземпляров оборудования.
Решаемые задачи:
1. Исследования рынка:
а) Поиск потенциальных потребителей
б) Определение требований заказчиков к продукту:
- цена
- технические параметры
- технологические возможности
- экономические показатели
- сравнение с аналогами
2. Разработка и изготовление опытно-промышленного образца
3. Сертификация, оформление ТУ
4. Патентование.
5. Реклама.
6. Поиск инвесторов.
Требования:
1. Лицензионное соглашение.
2. Заключение договора аренды.
3. Ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности.
4. Отчисления на накладные расходы не менее 5 %.
II. Организация реального производства.
Деятельность: Мелкосерийное производство изделий, разработанных на основе результатов НИР и НИОКР лаборатории.
Механизм финансирования работ:
1. Доход от предпринимательской деятельности по оказанию услуг или продажи продукции.
2. Участие в инновационных конкурсах (ФЦП, РАН, федеральные, областные).
3. Выполнение договоров НИОКР по разработке и изготовлению единичных экземпляров оборудования.
Решаемые задачи:
1. Набор и обучение новых сотрудников.
2. Реорганизация МИП
3. Приобретение средств производства.
4. Организация мелкосерийного производства
Требования:
1. Лицензионное соглашение.
2. Заключение договора аренды.
3. Ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности.*
4. Отчисления на накладные расходы не менее 10 %.
5. Определение целесообразности вхождения института в учредители МИП.
III. Развитие производства.
Деятельность: Производство изделий, разработанных на основе результатов НИР и НИОКР лаборатории.
Механизм финансирования работ:
1. Доход от предпринимательской деятельности по оказанию услуг или продажи продукции.
2. Участие в инновационных конкурсах (ФЦП, РАН, федеральные, областные).
3. Выполнение договоров НИОКР по разработке и изготовлению единичных экземпляров оборудования.
Решаемые задачи:
1. Расширение производства.
- увеличение объема выпуска продукции
- расширение номенклатуры
2. Оптимизация производства.
Требования:
1. Лицензионное соглашение.
2. Определение целесообразности вхождения института в учредители ООО.
Однако при всей своей перспективности развитие «старт-ап» компаний в России не может получить дальнейшего широкого распространения. Причиной является наличие существенных ограничений по созданию новых предприятий, накладываемых на государственные учреждения действующим законодательством, неопределенности в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные с использованием средств федерального бюджета, а также неразвитости инструментов стартового (посевного) и венчурного финансирования.
Единственным, но все еще очень слабым источником стартового (посевного) финансирования процесса создания новых научно-технологических компаний является Фонд поддержки малых предприятий научно-технической сферы. Программы, реализуемые этим Фондом, являются «пионерскими» для России и вызывают неоднозначную оценку среди научных и образовательных кругов. Причина такого неоднозначного отношения заключается в том, что зачастую исследовательские группы или малые инновационные предприятия, созданные при НИИ и ВУЗах слишком увлекаются получением грантов и бюджетных средств из подобных Фондов. При этом нет ориентации на потребителя и не стоит цель создания нового продукта/технологии и завоевания своей ниши на рынке. В итоге получается следующая схема функционирования: подача заявки (компании «набили на этом руку» и умеют готовить очень качественные заявки) — > победа — > работа по заявленному проекту — > отчётность за полученное финансирование — > новая заявка и т. д. Остаётся надеяться на то, что координационные экспертные советы, которые отбирают проекты будут более избирательными и внимательными в отношении заявителей и отслеживания соответствия заявленных и полученных результатов.
Другой источник финансирования — бизнес-ангелы. Первые бизнес-ангелы появились в России достаточно недавно. В настоящее время, трудно оценить их вклад в развитие высокотехнологичных компаний.
Вторая стадия развития малого предприятия (начальная фаза роста) обычно поддерживается венчурными фондами, которые финансируют проекты, обладающие коммерческой привлекательностью. Вместе с тем следует заметить, что российский венчурный рынок инвестиций в высокие технологии находится на этапе становления. [9]
Несмотря на то, что на базе ряда НИИ формируются предприятия, их потенциал роста и связи с инновациями сомнительны. Многие из них ориентированы на простую производственную деятельность или было созданы исследователями для того, чтобы подать заявку в Фонд содействия развитию инновационных МСП (Фонд Бортника) для получения финансирования своих проектов без каких-либо перспектив дальнейшей предпринимательской деятельности, что и подтверждает сказанное выше о недоверие к Фонду. Часто руководителем компании является учёный, который держится за своё место в НИИ, т. е. эта ситуация заранее провальна для создания новой компании. [11]
Особенности МИП, созданных на основе ИС в РАН:
- МИП создаются по программе «СТАРТ» Фонда Бортника.
- Основой ИС является оригинальный (уникальный, единственный) результат фундаментальных исследований. Часто это — идея + лабораторный образец изделия (оборудование, технология), находящийся в самом начале этапа коммерциализации (конец НИР — начало НИОКР).
- При этом практически нет данных (точных) по рынку, аналогам, и т. д.
- На начальном этапе сотрудники МИП — научные сотрудники, аспиранты (люди без опыта работы на рынке).
Поэтому в вопросах, касающихся продвижения перспективных результатов НИОКР на мировой рынок, исследователи обычно сталкиваются со следующими препятствиями:
- отсутствие понимания бизнес-среды;
- недооценивание или переоценивание коммерческого потенциала научных исследований;
- отсутствие политики в области ПИС на институциональном уровне, которая бы устанавливала четкие правила и стимулы. [10]
Эти факторы определяют следующее: требуются значительные финансовые средства до вывода изделия на рынок + время + профессиональная переориентация команды. Отсюда — трудности и отставание на начальном этапе в развитии (от ВУЗов и промышленных компаний).
Кроме того, несмотря на то, что существующие меры поддержки МСП — это полезное начало, они не решают ряд основополагающих проблем, связанных с внедрением инновационных разработок и технологий. К примеру, на инновационные проекты выделяется мало целевых грантов — повсеместно признанной формы государственной поддержки инновационной деятельности. Гранты также не выдаются для целей финансирования развития бизнеса, продаж, маркетинга и патентной деятельности перспективных инновационных компаний. Наконец, консультационная поддержка оказывается только как реакция на возникновение проблем. Отсутствуют службы по распространению технологий, которые бы выявляли и поддерживали наиболее перспективные МСП. [11]
Литература:
1. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации — Москва, 2009
2. «Федеральная космическая программа на 2006 –2015 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2005 г. № 635.
3. «Развитие гражданской авиационной техники России на период 2002 –2010 гг. и до 2015 года». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 г. № 728
4. Гросфелд Т., Роландт Т. Логика открытых инноваций: создание стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт. 2008. № 1 (5).
5. Заиченко С. А. Центры превосходства в системе современной научной политики // Форсайт. 2008. № 1 (5).
6. Индикаторы инновационной деятельности: 2008: Стат. сб. М.: ГУ–ВШЭ, 2008.
7. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. — М.: ИМЭМО РАН, ГУ–ВШЭ, 2008. — 168 с.
8. Инновации на стороне // Статья базируется на материалах НИР «Анализ и учет социально-экономических последствий научно-технологического развития в региональном разрезе», выполненного ЦСР «Северо-Запад» по заказу ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» в 2007 г. (руководитель исследования — В. Н. Княгинин, участники рабочей группы — Е. А. Алексеева, М. С. Липецкая, В. В. Мовилы и др.)
9. Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС // Проект «Наука и коммерциализация технологий» (EuropeAid/115381/C/SV/RU). Москва, февраль 2006 г.
10. Отчет о результатах аудита инновационной системы ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет // ЗАО «ВалоДиа», Томск, декабрь 2011.
11. Развитие инноваций в Республике Татарстан, как основа конкурентоспособности и процветания в глобальной экономике // Регион Европы и Центральной Азии. Департамент развития частного и финансового секторов (ECSPF) Всемирный Банк. 17 июня 2010.