Реструктуризация бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 25.01.2017

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Полиит-Заниздра, Т. А. Реструктуризация бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях / Т. А. Полиит-Заниздра. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38672/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена описанию процесса реструктуризации бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях как важнейшему направлению по оздоровлению компании

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что главная цель реструктуризации — повышение эффективности производства, рост конкурентоспособности производимых товаров или оказываемых услуг, а успех реализуемой стратегии будет зависеть от того, насколько компании удастся сохранить возможность производить свой уникальный продукт, востребованный рынком по цене, обеспечивающий приемлемый для собственников уровень прибыли.

Ключевые слова: реструктуризация, малое инновационное предприятие, производственная эффективность, антикризисное управление

Важнейшим стратегическим направлением развития России сегодня является становление инновационной экономики. Неизбежность безотлагательного принятия мер по улучшению существующего положения подтверждает последний доклад «Глобальный инновационный индекс» за 2016 год, подготовленный Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности. В данном исследовании Россия заняла лишь 43 место. Причем, согласно данным по индексу эффективности инновационной деятельности, без учета уровня ресурсов инноваций, строчка страны в рейтинге еще ниже — 69-я. Это свидетельствует о том, что потенциал у российской инновационной экономики существует, но его реализация недостаточно действенна. Очевидно, что малоэффективно непосредственно создавать технологии — необходимо также развивать и совершенствовать процессы их внедрения из сферы разработки в область практического применения. Требуется образование крепкого связующего звена между наукой и производством. Это должен быть динамичный и продуктивный сектор экономики, способный оперативно отвечать на запросы рынка. Впрочем, это звено уже существует, хоть и нуждается в значительном усовершенствовании, — это малые инновационные предприятия (МИП).

Формироваться данный сектор начал сравнительно недавно — в 2009 году, после вступления в силу Федерального закона, позволяющего учебным заведениям коммерциализировать результаты своей интеллектуальной деятельности. По данным Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ) на третий квартал 2016 года, в России было зарегистрировано более 2,5 тысяч малых инновационных предприятий, незначительная часть которых является автономными, большинство же функционирует на базе вузов. Процент успешных бизнес-проектов среди них ничтожно мал, что рядом исследователей объясняется как результат недостаточной государственной поддержки всего сектора, непреодолимости административных барьеров и отсутствия инфраструктуры.

Автор данной статьи рассматривает еще один фактор — малую эффективность бизнес-процессов на самих предприятиях, недопустимо низкий уровень производительности труда. Структура МИП зачастую нуждается в фундаментальных изменениях, коренных преобразованиях условий ведения бизнеса и решении проблем административного и даже психологического порядка.

Необходима реструктуризация бизнес-процессов. Этот наиболее результативный инструмент повышения конкурентоспособности компании представляет из себя процесс оптимизации системы управления, повышения эффективности использования внутреннего потенциала организации и адаптации к рыночным условиям. Если МИП не станут рентабельными, то ни законодательные инициативы, ни господдержка в отдельности не приведут систему к результату — успешной перестройке экономики, хотя без совокупности указанных факторов обойтись будет невозможно.

Реструктуризация включает в себя совокупность различных методов, выбор которых зависит от текущего состояния конкретного предприятия, отрасли, в которой оно функционирует, и экономической обстановки в целом, но первый шаг остается неизменным — это осознание проблемы, глубокий анализ ситуации и выработка руководящим звеном компании плана действий.

Как правило, у МИП, нуждающихся в преобразовании, схожие проблемы: на предприятии отсутствуют полноценные отделы маркетинга и продаж, нет финансовой устойчивости и разработанной стратегии, а о производимом продукте, либо услугах, и возможностях компании широкой общественности неизвестно, кроме того, в таких организациях, как правило, наблюдается беспорядочное ведение дел. Поэтому особое внимание во время проведения реструктуризации необходимо обратить на изменение всех бизнес-процессов, от эффективности которых в конечном счете зависит прибыльность организации и возможность для нее занять выгодное положение на рынке.

Первоочередным действием в рамках анализа ситуации является описание бизнес-процессов. Для продуктивности исследования их разделяют на несколько категорий: основные (являющиеся непосредственными источниками дохода для предприятия), обеспечивающие (поддерживающие инфраструктуру), управленческие и бизнес-процессы, способствующие развитию. После описательной деятельности формируется древо процессов, и за каждым из них закрепляется ответственный.

Необходимо брать в расчет, что сотрудники подавляющего большинства МИП — преподаватели и студенты, чаще всего совмещающие эту деятельность с работой и учебой в вузе и нацеленные, в первую очередь, на достижение научно-технического, а не экономического результата. Технологические разработки, как правило, не выходят на рынок, а используются для получения ученых степеней, причем часто после публикации в журналах идеи ученых берутся в разработку иностранными компаниями. Помимо недостатка мотивации, у сотрудников МИП отсутствуют и навыки ведения бизнеса. На сегодня основная преграда на пути коммерциализации инновационных разработок — даже не отсутствие финансовых возможностей, а недостаточная компетенция новаторов в области продвижения своих проектов и отсутствие у них опыта вывода нового продукта на рынок. В этой связи следует переориентировать работников на получение дохода от интеллектуальной деятельности, и единовременно — нанять менеджеров-управленцев, как опытных, так и выпускников тех же вузов, к которым относятся предприятия.

В рамках переосмысления деятельности компании должны быть сформированы подразделения, отвечающие за каждый бизнес-процесс: регистрацию патентов, поиск конкурсов и грантов, инвесторов, потенциальных заказчиков, отделения, проводящие анализ рынка и выявляющие его потребности, а также ответственные за сбыт и продвижение продукта. Таким образом, в структуре МИП, помимо новаторов, должны появиться предприниматели, управленцы и маркетологи, с прописанной стратегией ведения деятельности, утвержденными должностными инструкциями и четким планом работы на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Первостепенные меры в рамках реструктуризации не требуют значительных капиталовложений и заключаются в том, чтобы в максимально сжатые сроки провести на предприятии организационную и управленческую реструктуризацию, а также, по возможности, реорганизовать его деятельность.

В рамках второго, более затратного, этапа проводится финансовая реструктуризация, компания начинает инвестировать в новое оборудование и трудовые ресурсы, занимается поиском партнеров и разработкой новых продуктов и рынков. Успех второго этапа напрямую зависит от эффективности первого, в задачи которого входит поднятие уровня надежности компании и привлечение, тем самым, дополнительных источников финансирования в виде новых клиентов, инвесторов и кредиторов, что, в свою очередь, будет стимулировать спрос на инновационную продукцию.

Таким образом, реструктуризация бизнес-процессов на малых инвестиционных предприятиях — необходимость, продиктованная велением времени. Помимо общего отставания России в сфере инновационной экономики, существует еще один отягчающий фактор — введение санкций и экономический спад, во время которого, впрочем, развитие инноваций и их успешное внедрение наиболее актуально, и при правильно выбранном подходе может как обеспечить динамически устойчивое развитие экономики, так и привести к ее резкому подъему. Для этого требуется не только новатору стать предпринимателем, но и предпринимателю — новатором, способным непрерывно находить пути преодоления преград, которые устанавливает кризис. В сфере управления бизнесом необходимы инновационные, а иногда даже новационные подходы. Определяющим вектором развития в период стагнации должны стать новые технологии, появление и внедрение которых будет способствовать преодолению кризисных явлений.

Литература:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2012 года, № 217.
  2. Методические рекомендации «Малое инновационное предприятие шаг за шагом». Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова 2014 г.
  3. Global Innovation Index 2016. Winning with Global Innovation. Author(s): WIPO, Cornell University, INSEAD | Publication year: 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, INSEAD, инновационная экономика, интеллектуальная деятельность, реструктуризация бизнес-процессов, Россия, рынок.


Похожие статьи

Реструктуризация как важнейшее направление по оздоровлению компании в период кризиса

Данная статья посвящена описанию процесса реструктуризации как важнейшему направлению по оздоровлению компании в период кризиса. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что главная цель реструктуризации — не просто преодоление кризис...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Управление текучестью персонала на предприятии розничной продажи нефтепродуктов

В условиях высокой конкуренции в сфере розничной продажи нефтепродуктов, удержание ценных кадров становится ключевым фактором успеха. Текучесть персонала в данной отрасли является серьезной проблемой, влияющей на эффективность работы, качество обслуж...

Инновации в повышении качества обслуживания клиентов в розничном страховании

В данной статье рассматривается важность и актуальность развития инноваций в повышении качества обслуживания клиентов сектора розничного страхования. Проанализированы и выявлены проблемы, мешающие развитию инновационной деятельности в данном направле...

Технология управления по результатам в системе HR-менеджмента организации

В статье рассматривается проблема адаптации технологии «Управления по результатам» к российским условиям. Подробно анализируются составляющие элементы системы управления эффективностью. Автор подчеркивает широкое признание и развитие технологии в раз...

Теория осуществления организационных изменений на транспорте. Методика оценки эффективности организационных изменений

В статье рассматриваются и анализируются наиболее распространенные методы и стратегии управления изменениями, используемые транспортными компаниями при осуществлении организационных изменений. Предложены критерии для оценки эффективности осуществляем...

Проблемы и перспективы управления продвижением инноваций в регионе

В статье рассмотрены проблемы управления продвижением инноваций в регионе, заключающиеся в низком уровне инновационной активности отечественных предприятий, в недостаточном уровне инвестирования и финансирования инновационных проектов, низкой эффекти...

Государственная поддержка инновационного предпринимательства в Республике Казахстан

В статье рассматриваются меры государственной поддержки инновационного предпринимательства в Казахстане, в контексте процесса формирования инновационной системы страны. При этом справедливо отмечается, что для Республики Казахстан всегда оставалась а...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Анализ внутренней среды организации общественного питания

Целью статьи является обзор методов, определяющих лояльность сотрудников предприятия общественного питания. Создание и поддержание высокого уровня вовлеченности сотрудников является необходимым условием для каждой успешной организации, так как приве...

Похожие статьи

Реструктуризация как важнейшее направление по оздоровлению компании в период кризиса

Данная статья посвящена описанию процесса реструктуризации как важнейшему направлению по оздоровлению компании в период кризиса. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что главная цель реструктуризации — не просто преодоление кризис...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Управление текучестью персонала на предприятии розничной продажи нефтепродуктов

В условиях высокой конкуренции в сфере розничной продажи нефтепродуктов, удержание ценных кадров становится ключевым фактором успеха. Текучесть персонала в данной отрасли является серьезной проблемой, влияющей на эффективность работы, качество обслуж...

Инновации в повышении качества обслуживания клиентов в розничном страховании

В данной статье рассматривается важность и актуальность развития инноваций в повышении качества обслуживания клиентов сектора розничного страхования. Проанализированы и выявлены проблемы, мешающие развитию инновационной деятельности в данном направле...

Технология управления по результатам в системе HR-менеджмента организации

В статье рассматривается проблема адаптации технологии «Управления по результатам» к российским условиям. Подробно анализируются составляющие элементы системы управления эффективностью. Автор подчеркивает широкое признание и развитие технологии в раз...

Теория осуществления организационных изменений на транспорте. Методика оценки эффективности организационных изменений

В статье рассматриваются и анализируются наиболее распространенные методы и стратегии управления изменениями, используемые транспортными компаниями при осуществлении организационных изменений. Предложены критерии для оценки эффективности осуществляем...

Проблемы и перспективы управления продвижением инноваций в регионе

В статье рассмотрены проблемы управления продвижением инноваций в регионе, заключающиеся в низком уровне инновационной активности отечественных предприятий, в недостаточном уровне инвестирования и финансирования инновационных проектов, низкой эффекти...

Государственная поддержка инновационного предпринимательства в Республике Казахстан

В статье рассматриваются меры государственной поддержки инновационного предпринимательства в Казахстане, в контексте процесса формирования инновационной системы страны. При этом справедливо отмечается, что для Республики Казахстан всегда оставалась а...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Анализ внутренней среды организации общественного питания

Целью статьи является обзор методов, определяющих лояльность сотрудников предприятия общественного питания. Создание и поддержание высокого уровня вовлеченности сотрудников является необходимым условием для каждой успешной организации, так как приве...

Задать вопрос