Автор: Гутарева Надежда Юрьевна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю. Жизненные ценности современного преподавателя университета // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1189-1191.

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа поведенческих характеристик преподавателя английского языка и других предметов, а тем более сложившейся социальной ситуацией в целом. Наша задача — определить жизненные установки современного преподавателя. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся условий в которых протекает профессиональная деятельность преподавателя на базе нашего университета. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося необходимости и важности для сотрудника университета иметь активную жизненную позицию и желание воспитание ее у современной высокообразованной молодежи. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации и взаимодействия.

Ключевые слова:универсальный, культура, межкультурная коммуникация, социально-культурный подход, нормы личности, статус, иностранные языки.

 

Личность, как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю [3].

Самосознание трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.

Хайнц в своей работе утверждал, что под мышлением можно понимать непрерывное управление опытом, впечатлениями и ожиданиями, переданными посредством языковых символов. [4, c.21].

Мы хотим подчеркнуть, что в данном исследовании мы будем рассматривать жизненные ценности сотрудника университета, прежде всего сквозь призму его отношений с коллегами, студентами и отношением к вузу.

Общеизвестно, что Национальный исследовательский Томский политехнический университет представляет собой оплот элитного технического образования в России и имеет огромный вес за рубежом. Именно по этой причине сюда едет учиться большое количество студентов разных национальностей, вероисповедания и, что немаловажно, имеющие уникальный опыт построения межличностных отношений в семье и сообществе, которое окружало их с раннего детства. Именно в различиях между студентами, преподавателями, работниками вуза проявляется так называемый пресловутый человеческий фактор.

Политика университета отстаивает право на свободу личности, интегрированную в новое для нее социально-коммуникативное пространство, и декларирует необходимые правила поведения, как для студентов, так и для сотрудников университета.

Политика опирается на ценности университета и потенциал научных школ, научно-образовательных институтов, факультетов и центров, деятельность которых обеспечивает генерацию знаний, проведение прорывных научных исследований, разработку инновационных технологий и образовательных программ опережающей подготовки специалистов.

Принимаемые решения базируются на ценностях университета:

Свобода и смелость в расширении границ знаний в приоритетных областях науки для блага человечества при соблюдении профессиональной этики.

Инновации в области образования, науки и технологий, стремление к превосходству в профессиональной среде.

Независимость мышления и творческий подход к решению стоящих перед университетом задач.

Вовлеченность коллектива во все сферы деятельности университета, позволяющая преподавателям, сотрудникам и студентам полностью достигнуть реализации своего потенциала.

Сплоченность выпускников, студентов и сотрудников, основанная на вековых традициях университета.

Корпоративная культура, обеспечивающая открытость и комфортную внутреннюю среду.

Свобода личности, выражающаяся в отсутствии расовой, этнической, религиозной, гендерной и политической дискриминации.

“Высокая мотивация студентов и сотрудников обеспечивается их вовлечением в решение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований и ориентирует на развитие и совершенствование исключительных профессиональных компетенций, участие в принятии решений по всем направлениям деятельности университета” [1].

Мы с полной уверенностью можем утверждать, что основной жизненной ценностью сотрудника университета на его рабочем месте можно считать активную жизненную позицию.

Активная жизненная позиция — устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития. Однако критерий правильности (истинности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и гражданских свобод личности. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества.

В заключении необходимо отметить, что принципы воспитания будущей технической элиты России в Томском политехническом университете полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к личности современного инженера, обладающего полным спектром профессиональных навыков и умений.

Цель сотрудников вуза заключается в том, чтобы способствовать формированию поликультурной, многоязычной личности студента, будущего специалиста, способного проявить свои лидерские способности, умеющего организовывать и объединять людей, ставить перед командой порой непростые, но необходимые для поддержания производственного процесса на должном уровне, задачи и мотивировать людей на их выполнение.

Жизненные ценности сотрудника университета, нацеленные на значимость активной жизненной позиции, помогут выработать у студента неких необходимых социально-поведенческих критериев существования во взрослой жизни.

Обучение в Томском политехническом университете дает студенту уникальную возможность научиться отстаивать свою собственную точку зрения и умение понять необходимость взаимодействия с окружающим миром. В том случае, если воспитание данного качества будет основано на жизненных позициях, фундаментом которых является толерантность, умение понять собеседника и необходимость проявления своих особых морально-этических принципов, когда этого требует жизненная ситуация [5].

Наш университет обеспечивает не только современные средства обучения и оснащение учебных аудиторий, но и возможность академической мобильности студентов в страны Европы и Азии, а для сотрудников университета существует уникальный шанс повысить уровень профессиональной подготовки на стажировках в ведущих мировых университетах и компаниях. Отбор студентов для академической мобильности происходит на конкурсной основе, где учитывается не только успеваемость, но и наличие международного сертификата, подтверждающего уровень владения иностранным языком. Кроме того, часто проводятся встречи, семинары и лекции зарубежных коллег, некоторые из них работают в Томском политехническом университете на постоянной основе, особенно это актуально для “погружения в языковую среду” для студентов и преподавателей, изучающих иностранные языки. Итак, внутренняя мотивация, высокая образованность и сила воли как никогда важны для современного преподавателя вуза.

 

Литература:

 

1.                               http://www.tpu.ru/html/policy.htm

2.                               Бурдье П. Социология социального пространства/Пер с фр.; Отв. ред. перевода Н. А. Шматко. ― М.: Алетейя, 2005. — 288 с.

3.                               Хайнц А. Интеракция. Идентичность. Презентация. Введение в интерпретативную социологию. /Пер. с нем под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. козловского. — Спб.: Алетейя. 1999. ― 272 с.

4.                               Дюркгейм Э. О. разделении общественного труда: Метод социологии. М.: Изд-во “Наука”, 1991. — 452 с.

5.                               Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

Основные термины (генерируются автоматически): сотрудника университета, ценности сотрудника университета, в Томском политехническом университете, Астраханского государственного университета, Похожая статья, активную жизненную позицию, жизненной позиции, активной жизненной позиции, жизненная позиция, сотрудников университета, жизненная позиция личности, деятельности университета, Активная жизненная, современного преподавателя, ценности университета и потенциал, ценностью сотрудника университета, Жизненные ценности, Активная жизненная позиция, студентов и сотрудников, вековых традициях университета.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос