Одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации является единство системы государственной власти[1]. Наличие сложной системы органов государственной власти — федеральных, региональных, законодательных и исполнительных при действии принципа разделения властей, так называемой системы «сдержек и противовесов», обуславливает необходимость обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Именно функция и возложена на Президента.
Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешне политики государства[2]. Здесь необходимо уточнить, что Президент именно определяет основные направления политики, а не саму политику в целом.
В посланиях дается взвешенная, объективная оценка состояния всех сфер жизни общества, основанная на произведенных исследованиях, информацией о которых в силу своего статуса как главы государства владеет Президент, обязанный держать в поле своего зрения все сферы государственного руководства.
В бюджетных посланиях Президента подводиться итог достигнутому, а также намечаются текущие и долгосрочные перспективы развития государства, т. е. цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность соответствующих государственных и общественно — политических структур.
Президент лично обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Такие послания в присутствии Президента не обсуждаются. Послание Президента не является обязательным для исполнения.
Федеральным Собранием актом, а носит рекомендательный характер, содержит законодательные инициативы Президента, а также его видение перспектив развития конституционного строя России, взаимоотношений России со странами СНГ и другими государствами мира. Так, 24 февраля 1994 г. Президент обратился с Посланием к Федеральному Собранию по вопросам укрепления Российского государства. Это было первое после принятия Конституции России Послание Президента Федеральному Собранию.
Таким образом, ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию — это программа сотрудничества всех ветвей власти, годовая программа-минимум по укреплению конституционного строя России, ее внутренней и внешней политики, программа законодательных инициатив Президента по укреплению правового государства. Послание, не являясь обязательным для Федерального Собрания, тем не менее, учитывается парламентом при принятии пакета законодательных актов. Первыми, в частности, были приняты законы о статусе депутатов Федерального Собрания, о Конституционном Суде России и ряд других. Послание оказывает большое влияние на общественное мнение в стране.
Кроме того, ежегодное послание Президента России — особая разновидность официального политико-правового документа и относится к актам президента.
Однако, в этом году послание президента не было. Президент РФ Владимир Путин отменил ежегодные бюджетные послания главы государства Федеральному Собранию, соответствующий документ был размещен на официальном интернет-портале правовой информации.
Согласно документу, утратила силу статья Бюджетного кодекса, по которой президент был обязан направлять не позднее марта каждого года свое бюджетное послание. В этом документе определялась бюджетная политика страны на очередной финансовый год и плановый период.
Президент Дмитрий Медведев в бюджетном послании 2011г. дал основные направления формирования основного финансового документа посткризисной России на ближайшие три года. К бюджетным приоритетам он отнес снижение налогового бремени на инновационный бизнес и социальные расходы. Компенсировать потери бюджета можно, в частности, за счет нефтегазовых доходов.
Дмитрий Медведев поставил задачу в ближайшие годы сформировать в РФ новую модель экономического роста.
В бюджетном послании президент определил 12 ключевых направлений бюджетной политики, требующих «системных действий».
К таким направлениям отнесены интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны; закрепление с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета; подготовка комплексных предложений по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования, учитывающих снижение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 %.
Медведев потребовал повысить роль налогов, взимаемых с компаний нефтегазового сектора, алкогольной и табачной отраслей, увеличить доходы от распоряжения федеральным имуществом; повысить отдачу от госрасходов; обеспечить финансирование всех взятых социальных обязательств.
Президент обратил внимание правительства на необходимость существенного снижения роли государства в непосредственном управлении экономическими активами, в том числе за счет приватизации активов; кардинальной перестройки системы госзакупок; расширения практики применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций.
В 12 пунктов, акцентированных президентом, также вошел призыв обеспечить «эффективную децентрализацию полномочий (в области бюджетных отношений) между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления». Кроме того, Медведев поручил правительству утвердить концепцию создания и развития «электронного бюджета» — интегрированной информационной системы управления общественными финансами.
Президент России Владимир Путин в послании — 2012 сформулировал основные направления бюджетной политики — с 2013 года она будет осуществляться по жестким правилам и направлена на снижение зависимости от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, которая может значительно ухудшиться.
Неизменными остались тезисы о макроэкономической стабильности, программном подходе к планированию бюджета, социальных гарантиях населению и налогах, улучшении инвестиционного климата.
В целом, послание президента сохранило положения бюджетного послания 2011г. о правилах использования нефтегазовых доходов, необходимости пенсионной реформы, прозрачности государственного управления и новом этапе межбюджетных отношений.
Владимир Путин поручил правительству зарезервировать в будущем бюджете средства на реализацию антикризисных мер при ухудшении макроэкономической ситуации. Необходимо защищать бюджет и от резких колебаний цен на сырье. Для этого бюджетные расходы с 2013 года должны рассчитываться не из прогнозных цен на нефть, а из средних цен за последние пять лет. Сверхдоходы будут поступать в Резервный фонд и являться своеобразной подушкой безопасности на случай падения сырьевых цен.
Главным стимулом экономического роста должно стать улучшение инвестиционного климата, следует из послания.
Эффективность бюджетных расходов чиновники будут повышать, переходя от ведомственного, сметного финансирования к «программному», при котором средства будут выделяться на определенную цель.
Региональным властям необходимо будет провести работу по мобилизации доходов и оптимизации расходных обязательств. Президент призвал власти субъектов сконцентрировать расходы на ключевых социально-экономических направлениях, в том числе на повышении заработной платы в бюджетной сфере.
Ожидания экспертов, что в послании будет упомянуто про стимулирование экономического роста, сбылись в полной мере. Увеличение социальных расходов, не обеспеченное ростом экономики, заведет страну в тупик, заявил президент. «У нас нет более эффективного пути решения социальных вопросов, чем обеспечение темпов экономического роста. Приоритетом нашей политики всегда было и всегда будет улучшение уровня жизни российских граждан. Но должно быть понимание того, что единственно верный путь достижения этих целей — это решение вопросов в сфере экономики», — сказал он.
Эксперты обратили внимание на то, что раньше именно рост социальных расходов считался основным стимулом для роста внутреннего спроса, который в свою очередь стимулировал экономику. В нынешнем бюджетном послании акцент смещен.
Экономический рост в России необходимо стимулировать, в том числе, за счет реализации инфраструктурных проектов, финансируемых из Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений, заявил президент.
Плюс к этому шла речь и о перераспределении расходов бюджета в пользу образования, науки и инфраструктуры, качественного улучшения работы социальных отраслей, стимулирования предпринимательской активности и частных инвестиций.
Положительно эксперты оценили и высказывания президента о необходимости долгосрочного бюджетного планирования и сбалансированности госпрограмм между собой.
При этом экс-министр финансов Алексей Кудрин выразил некое сомнение, что все меры и предложения из послания будут реализовываться нужными темпами. «Положительно, что есть общие правила, но вот насколько будет правительство двигаться в рамках перераспределения структуры расходов, более соответствующих росту, мы пока не знаем. Будет ли это сделано более смело, как это требует сегодня экономика, или будет половинчато, мы пока не видим», — сказал он.
Эксперты, ожидая бюджетное послание, надеялись услышать в нем про пенсионную реформу, и документ их не разочаровал. Президент еще раз напомнил правительству, что в 2013 году оно должно принять решения по пенсионной системе, внести соответствующие изменения в стратегию ее долгосрочного развития и начать ее реализацию.
Противоречивую реакцию вызвали слова президента о том, что пришло время обозначить масштабы использования средств Фонда национального благосостояния России для покрытия дефицита пенсионной системы.
Одни эксперты услышали в этом угрозу «бюджетному правилу». «Если речь идет о финансировании текущего дефицита Пенсионного Фонда России, то можно говорить о намерении ослабить бюджетную политику, то есть найти способ для использования этих сбережений (нефтегазовых доходов) на текущие расходы по сути. Это некая такая уловка, чтобы формально сохранить бюджетное правило, но, в тоже время, текущие расходы бюджета увеличить» — отмечают эксперты.
Кудрин же считает, что речь идет не столько о сиюминутных тратах, а о разработке правил и механизмов расходования Фонда национального благосостояния России. По его словам, этим надо было заняться гораздо раньше. «Конечно, я бы не хотел, чтобы этот фонд тратился на дефицит Пенсионного фонда сейчас, потому что впереди будут еще более серьезные вызовы. Их нужно четче просчитать, определить примерное правило, когда этот фонд мог бы начать тратиться… Безусловно, его придется тратить», — отметил Кудрин, добавив, что это связано с усиливающимися демографическими проблемами.
Одной из главных неожиданностей стало предложение рассмотреть альтернативы Росфинагентству, которое должно было управлять госдолгом, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Эксперты усмотрели в этом однозначное решение отказаться от создания новой структуры.
При этом год назад, в предыдущем бюджетном послании, президент заявил, что необходимо создать все условия для того, чтобы уже в начале 2013 года Росфинагентство смогло приступить к своей практической деятельности. По всей видимости, работать агентство не начнет, тем более что ЦБ РФ уже получил поручение разработать новые механизмы управления международными резервами.
Если проанализировать содержание ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию РФ за несколько лет, то становится очевидно, что курс преобразований переходит из политического русла в экономическое и социальное. Проведенные преобразования по укреплению государственности, повышению эффективности управления и разграничению полномочий позволяют строить долгосрочные экономические цели. От регионов требуются более высокие темпы роста промышленности и ВВП. Но для этого центр должен обеспечить необходимые условия. В частности, я целиком поддерживаю позицию большинства регионов о том, что новая система разграничения полномочий требует пересмотра подходов к использованию ФЦП и программной части ФАИП, и остаюсь последовательным сторонником того, чтобы решающую роль в процессе программно-целевого регулирования экономики отвести регионам. Территории нуждаются во вложении инвестиционных средств федерального бюджета в развитие инфраструктурных объектов, позволяющих им наиболее эффективно использовать свои географические, природно-климатические, промышленные и другие ресурсы для повышения темпов экономического роста.
Основные приоритеты и направления финансовой политики на 2015–2016 гг.
Рассмотрим основные приоритеты и направления финансовой политики в свете бюджетного послания президента на 2015–2016 годы. В. В. Путин: «Главные требования к бюджетной политике — это поддержка экономического роста. В этом заключается основная цель нашей совместной работы»
Итак, основные цели и приоритеты:
1) Обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, гарантия безусловного выполнения обязательств государства. В. В. Путин: «Госпрограммы на практике должны увязывать стратегические и бюджетные элементы планирования, установить общие требования к политике федеральных ведомств и регионов в соответствующих сферах, а в конечном счёте стать инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу».
2) Оптимизирование структуры бюджета, перераспределение резервов. В. В. Путин: «Должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития»;
3) Принятие принципиальных решений по пенсионной формуле.
В. В. Путин: «Первоочередной задачей является принятие новой пенсионной формулы, которая должна обеспечивать не только поддержание покупательной способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки»;
4) Развитие программно-целевых методов управления. В. В. Путин: «Государственные программы Российской Федерации должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование»
5) Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры. В. В. Путин: «Надо добиться мультипликативного эффекта для всей экономики, обеспечить безусловную сохранность и возвратность средств»;
6) Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. В. В. Путин: «Для повышения доступности и качества оказания государственных услуг необходимо решить три задачи. Первая — законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг. Вторая — создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги. Третья — включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ».
7) Повышение конкурентоспособности налоговой системы. В. В. Путин: «Надо ограничить возможность оптимизации налогов на легальной основе и перевода прибыли в офшоры, повысить фискальную нагрузку на собственников престижного, дорогого имущества. Словом, мы должны создать такие налоговые условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши».
8) Изменение системы межбюджетных отношений. В. В. Путин: «Субъекты Федерации должны получить возможность планировать свою работу, планировать, не опасаясь постоянных изменений «правил игры», исходя из понятного объёма софинансирования со стороны федерального бюджета»
9) Обеспечение прозрачности и открытости госбюджета. В. В. Путин: «В доступной и понятной людям форме надо показать, на какие цели и в каком объёме направляются бюджетные ресурсы, какие результаты планируется достичь и какие на самом деле достигнуты, чтобы граждане могли самостоятельно сделать выводы об эффективности расходов, целевом использовании средств и вообще об эффективности работы государственного аппарата».
При разработке мер в области налоговой политики, которые предполагается реализовать в 2014–2016 годах, будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы.
В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется.
В Государственной Думе рассматриваются внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающие предоставление налоговых вычетов в отношении социально значимых выплат (доходов):
- компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующих выплат в денежной форме, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;
- гранты Президента Российской Федерации, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации;
- материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
- материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам;
- оплата стоимости проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно и провоза их багажа;
- денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность.
Также предполагается исключить ограничение на сумму доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны и т. д.
В качестве наиболее значимого изменения следует предусмотреть переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества. В настоящее время при применении этого вычета его общий размер зачастую по различным причинам не может быть использован полностью. Для устранения этого предлагается перейти к принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от количества таких объектов (долей в приобретаемых объектах), в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в сумме до 2 млн. рублей.
Создание стимулов для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках следует осуществлять путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц, в некоторых случаях вводя новые льготы, а в других — ужесточая применяемые в настоящее время ограничения.
В целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов предлагаются следующие подходы:
1) Введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет. При этом для того, чтобы не предоставлять подобного вычета при получении доходов от прямых инвестиций следует ограничить предельную сумму доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций, величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций, в размере не более 3 млн. руб. за каждый год владения ценными бумагами.
2) Освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам. Для банковских вкладов следует изменить действующее ограничение, устанавливающее лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам в рублях, снизив его до величины ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процентных пункта, а по вкладам в иностранной валюте — до 6 процентов годовых.
В долгосрочном периоде (с 2018–2020 годов) возможно также установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также применение аналогичных правил с налогообложения НДФЛ получаемых процентных доходов по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением.
3) Освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе.
В части освобождения от налогообложения доходов от реализации жилой недвижимости и иного недвижимого имущества необходимо установить, что такое освобождение должно предоставляться только в том случае, если в собственности налогоплательщика на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта не находилось более трех таких объектов.
4) В законодательство о ценных бумагах будет включено понятие «индивидуальный инвестиционный счет», а также требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов.
Вместе с введением такого инструмента будут предложены поправки в части налогообложения соответствующих доходов. В частности, будет предложено, чтобы физические лица получили возможность по своему выбору воспользоваться либо инвестиционным налоговым вычетом в сумме денежных средств, внесенных на такой индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 тыс. рублей за налоговый период, либо в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии истечения не менее пяти лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
Однако, если в 2018–2020 годах будет принято решение об установлении абсолютной величины освобождаемых процентов по банковским вкладам, это потребует существенных изменений в части налогового администрирования.
В рамках создания Международного финансового центра будет продолжена работа по совершенствованию системы налогообложения и уплаты налогов на финансовых рынках.
Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Для обеспечения адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций предполагается введение в законодательство Российской Федерации новой категории — участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области. Для участника инвестиционного проекта в качестве мер налогового стимулирования предлагается на период 10 лет реализации инвестиционного проекта установить ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 0 процентов. При этом начало отсчета соответствующего срока предлагается производить с того периода, когда были получены первые доходы от реализации товаров, на производство которых был направлен инвестиционный проект, но не позднее 5 (3) лет с момента включения соответствующего проекта в реестр (в зависимости от общего объема капитальных вложений, предполагаемых в рамках проекта). Для участников инвестиционного проекта предлагается предусмотреть возможность снижения по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль организаций вплоть до ее обнуления в период первых 5 лет реализации инвестиционного проекта и установления ставки налога на прибыль организаций в размере не менее 10 процентов в течение последующих 5 лет реализации инвестиционного проекта.
Предполагается продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года — в отношении большинства плательщиков — 30 процентов и неперсонифицированного тарифа — 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф. При этом предполагается, что индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы за себя по дифференцированному тарифу в зависимости от величины их годового дохода.
Важным направлением налоговой политики Российской Федерации до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
В части налогообложения акцизами в плановом периоде будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 годы, за некоторым исключением, предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на сегодняшний день законодательством о налогах и сборах.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 2015 год. С комментариями к последним изменениям. — М.: Эксмо, 2015. — 656 с.
2. Конституция РФ (с учетом поправок от 30 дек.2008; от 5 февр. 2014; от 21 марта 2014; от 21 июля 2014). — Ростов на Дону.: Феникс, 2015. — 64с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2015 года. — М.: Эксмо, 2015. — 1120 с.
4. Александров И. М. Субботина О. В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2010. — 448 с. (стр 311)
5. Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И.В Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К, 2010. — 628 с. (стр 425)
6. Грицюк Т. В., Котилко В. В., Лексин И. В. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 560 с. (стр 93)
7. Грачевой Е. Ю. Финансовое право. — М.: Проспект, 2014. — 648 с. (стр 153)
8. Грачева Е. Ю. Финансовое право. Схемы с комментариями. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Проспект, 2015. — 112 с. (стр 42)
9. Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2014. — 252с. (стр 201)
10. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации. — 11-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К, 2014. — 312 с. (стр 79)
11. Нешитой А. С. Финансы и торговля в воспроизводственном процессе. Монография — М.: Дашков и К, 2014. — 560 с. (стр 166)
12. Поляка Г. Б. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 440 с. (стр 91)
13. Дмитриева О. Грачев И. Петухова Н. Ушаков Д. Швец П. Пояснительная записка альтернативного бюджета на 2014 год. Российский экономический журнал, 2013, № 6, 6–14 с.
14. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2014–2016 годах. Журнал Финансы, 2013, № 4, 3–9 с.
15. Павличенко О. В. Что нового ждет участников бюджетного процесса в 2014 году. Бюджетные организации. Экономика и учет, 2014, № 1, 10–16 с.
16. Интервью первого зам.министра финансов Татьяны Нестеренко. Бюджет — это всегда поиск приоритетов и компромиссов. Бюджетные организации. Экономика и учет, 2014, № 11, 9–12 с.
17. Обзор пресс-службой Минфина Республики Татарстан. Новации в бюджетном процессе. Журнал Финансы, 2013, № 4, 67–68 с.
18. http://www.gks.ru/ официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
19. www.minfin.ru/ официальный сайт Министерства финансов РФ
20. http://www.pravo.gov.ru/ официальный интернет-портал правовой информации