В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессия, бюджетные инвестиции, инновационное развитие.
The article raises questions about the need to implement public-private partnership in the current economic situation. Identified problems affecting the successful cooperation between the state and the private sector through public-private partnership.
Keywords: public-private partnership, concession, budgetary investments, innovative development.
Любое современное государство всегда обращает внимание на перспективы развития взаимоотношений государства и бизнеса. На данный момент в мире наблюдается усиление партнерских отношений власти и частного сектора в таких направлениях, как здравоохранение, электроэнергетика, образование, транспорт, социальная сфера.
Для общества, организации в таких направлениях имеют большое значение, но государство зачастую не имеет достаточного количество средств, а также механизмов, необходимых для поддержки и развития частного сектора. Одним из решений данной проблемы может стать государственно-частное партнерство [1,с. 188].
Практика применения ГЧП в ряде западноевропейских стран наглядно демонстрирует это. Высокая результативность государственно-частного партнерства в сфере инвестиций основывается на следующих факторах [2,c. 12]:
- устойчивой институциональной основе проектов ГЧП;
- правовой обеспеченности базовых условий реализации договоров и соглашений в рамках ГЧП;
- справедливом распределении возможностей и рисков в реализуемых проектах ГЧП на основе договорного закрепления прав, обязанностей и сфер ответственности между участниками;
- эффективных инструментах государственного управления инновационной сферой.
Коммунальные услуги, транспорт, а также социальная инфраструктура являются одними из самых многообещающих сфер экономики для участия в них ГЧП. Инфраструктура транспорта требует больших инвестиций, при том, что дороги остаются приоритетом, а ГЧП обеспечивает идеальный механизм для быстрого улучшения их состояния при минимизации краткосрочного эффекта для бюджета.
Уменьшение доли вложений в проекты по строительству объектов социальной значимости в условиях кризиса недопустимо. Инвестиции в инфраструктуру означают реализацию масштабных строительных проектов социальной значимости проектов, что позволит сохранить строительную отрасль и смежные сектора экономики, в частности, производство стройматериалов, позволяет обеспечить занятость населения. Более того, создание экономической инфраструктуры обеспечивает рост экономики частного сектора, особенно в регионах. В следствие чего происходит улучшение мировой экономической конъюнктуры, нормализации финансовых рынков и расширение возможностей привлечения средств в производство. Инфраструктурные инвестиции дают возможность обеспечить более динамичный подъем экономики, причем в качественно иных, преимущественно перерабатывающих отраслях с высокой добавленной стоимостью. Увеличение показателей экономики, более динамичное развитие, причем в совершенно иных отраслях, дают инфраструктурные инвестиции.
Частный сектор и государство должны решить одну из наиболее актуальных задач: разработка и развитие новых механизмов, позволяющих заменить бюджетные средства инвестициями частного сектора и одновременно с этим усовершенствовать финансовые издержки, относящиеся к осуществлению проектов, так как государственные вложения до сих пор уступают частным.
Одним из решений проблем инвестирования в проекты строительства инфраструктуры является одна из форм ГЧП — концессия.
Возрастает роль этой формы хозяйствования в отраслях производственной инфраструктуры, традиционно находившихся в государственной собственности: электроэнергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве и т. п. Распространение концессий на новые сферы при одновременном совершенствовании их хозяйственного механизма — главная характерная черта современного развития данной формы пaртнерствa.
Одной из самых используемых и самых развитых форм ГЧП является концессия. Во-первых, в отличие от других форм они всегда носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает полной свободой в принятии управленческих решений, что также отличает их, например, от смешанных предприятий. В-третьих, у государства в рамках концессионного договора и публично-правовых норм остается в целом достаточно много рычагов воздействия на концессионера при возникновении необходимости зaщиты общественных интересов [5].
Использование ГЧП связано с возникновением ряда сложных вопросов, которые во многих случаях решаются в соответствии со спецификой конкретного проекта. В связи с анализируемыми преимуществами и проблемами, возможно предложитьт следующие рекомендации по дальнейшему совершенствованию процесса ее реализации:
- детальное рассмотрение и анализ всех возможных моделей сотрудничества государственного и частного капитала в самом начале проекта;
- максимизация использования рефинансирования в проектах ГЧП;
- работа по оптимизации и повышению контроля над сроками и затратами в рамках проектов ГЧП;
- создание единого информационного центра где бы собирался передовой опыт и знания в области реализации проектов ГЧП;
- законодательные изменения, направленные на устранение влияния вопросов, связанных с отражением в финансовой отчетности и на балансе проектов ГЧП, на решение частного капитала об участии в проектах.
Литература:
1. Белицкая А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: монография. — М.: Статут, 2012. — С. 188.
2. Баженова В. С. Государственное регулирование инновационно-технологического развития в современных условиях / В. С. Баженова, Н. А. Пивоваров. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.
3. Российская Федерация. Законы. О концессионных соглашениях: федер. закон: [принят Гос. Думой 6 июля 2005 года: одобр. Советом Федерации 13 июля 2005 года]. — [в ред. Федерального закона от 14.07.2014 N 256-ФЗ]
4. Васильева М. В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России /М. В. Васильева // Экономический анализ: теория и практика. 2011.- № 9. С. 16–26.
5. Российская Федерация. Законы. О концессионных соглашениях: федер. закон: [принят Гос. Думой 6 июля 2005 года: одобр. Советом Федерации 13 июля 2005 года]. — [в ред. Федерального закона от 25.04.2012 N 38-ФЗ]