Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских отношений в неполной семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 1276 раз

Библиографическое описание:

Воробьева, И. В. Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских отношений в неполной семье / И. В. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1119-1121. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18787/ (дата обращения: 17.12.2024).

Семья является важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания ребёнка. От родительского настроя на воспитание зависит родительская позиция, стиль воспитания, а от этого и эмоциональное состояние ребёнка.

В отечественной психологии изучение особенностей отношения родителей с детьми проводится в рамках педагогической, возрастной и медицинской психологии, при этом изучается влияние личностных качеств, установок родителей на возникновение нарушений в развитии, определяются типы воспитания ребёнка в семье (А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер, А. И. Захаров, В. И. Гарбузов и др.).

В современных сложных социально — экономических условиях семейные отношения претерпевают серьёзные изменения. В связи с этим возникает необходимость оказания помощи семье, поиска новых перспективных направлений работы ДОУ во взаимодействии с родителями, направленных на изменение взаимодействий и взаимоотношений взрослых и детей.

Именно семья, является для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек. Черт характера, психических свойств.

В последние годы современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила положение семьи. В самой тяжелой ситуации оказались неполные семьи (в которой только один родитель).

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. Статистические данные показывают, что каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье. Основным фактором формирования неполной семьи являются разводы, овдовение из-за преждевременной смерти отца (матери), внебрачные рождения.

Вопросы, посвященные данной проблеме рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л. И. Божович, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Г. Т. Хоментаускас, Д. Б. Эльконин.

Однако анализ литературы показал, что исследования, сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров неполной семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их самооценки (А. И. Захаров, В. В. Столин, Т. В. Соколова и др.).

Актуальность проблемы позволила нам выделить цель исследования: разработать и апробировать программу педагогической поддержки детско-родительских отношений в неполной семье.

Исходя из вышеизложенного, определена цель исследования: изучение особенностей детско-родительских отношений в неполной семье и определение их психолого-педагогической поддержки.

Объект исследования: особенности детско-родительских отношений в неполной семье.

Предмет исследования: психолого-педагогическая поддержка детско-родительских отношений в неполных семьях.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.                  Раскрыть понятия детско-родительских отношений, психолого-педагогической поддержки.

2.                  Дать характеристику детско-родительских отношений с учетом особенностей неполной семьи.

3.                  Изучить особенности детско-родительских отношений в неполных семьях.

4.                  Апробировать педагогическую поддержку детско-родительских отношений в неполных семьях.

5.                  Провести сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов исследования.

Гипотеза исследования: педагогическая поддержка детско-родительских отношений в неполной семье эффективна, если учитываются выявленные особенности отношений и формирование представлений у родителей об оптимальной родительской позиции, о факторах воспитания, индивидуально-типологических особенностях детей, их интересах и потребностях, расширение их позитивного опыта взаимодействия.

Методологической основой исследования являются:

-          исследования А. Г. Харчева, Г. Фидгор раскрывающие особенности современной семьи, проблемы неполных семей;

-          работы А. С. Спиваковской. И. Г. Честновой, И. И. Чесноковой о философско-психологических моделях взаимодействия детей и родителей;

-          труды А. В. Запорожца, В. В. Столина, Т. В. Соколова, раскрывающие влияние стиля детско-родительских отношений на самооценку ребенка.

Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы и методики исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; психодиагностические: тестирование родителей по методу А.Я Варга, В. В. Столина, анкетирование родителей; беседа с детьми по методике В. Г. Щур — «Лесенка»; математический методы обработки экспериментальных данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена; педагогический эксперимент.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в работе педагога, а также практического психолога, по оптимизации детско-родительских отношений неполных семьях.

База исследования: МКДОУ № 12, г. Киренска.

Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А. С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ними (21). Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» поражают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Исследования А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

Таким образом, детско-родительские отношения оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка и характеризуются как система или совокупность родительского эмоционального отношения к нему, восприятие ребенка родителем и способы взаимодействия с ним.

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной.

Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребенок рожден вне брака).

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей (11).

Осиротившая неполная семья — образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря ближнего человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются; сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Неполная разведенная семья — семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вмести. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желания, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу, каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желания скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений, и влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитания, нередко лишен необходимых мужских черт: твердости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искаженным — обедненным или, напротив, идеализированным. Что приводит впоследствии либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

К сожалению, исследований о влиянии стилей детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста из неполных семей нами практически не было найдено. В литературе найдены лишь отрывочные характеристики, в которых описываются, как стиль детско-родительских отношений сможет повлиять на развитие самооценки ребенка из неполных семей.

По мнению А. С. Спиваковской, неполной семье свойственны те же стили семейного воспитания, что и полной семье.

Вместе с тем по одному только характеру стиля родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится на внутреннем мире ребенка. Экспериментальные исследования показывают, что достоверно объяснить причины формирования той или иной самооценки могут лишь данные о восприятии ребенка родительских установок, а не объективная оценка родительского отношения. Невозможно миновать мир субъективных переживаний ребенка, ведь любое эмоциональное отношение родителей и методы воздействия приобретают свой смысл только в психологических реакциях ребенка.

Анализ литературы показал, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного развития детей. Опыт множества благополучный неполных семей свидетельствует, что это также возможно.

1.                  Анализ литературы позволил нам выделить семь вариантов родительского поведения: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, потакающий, ситуативный.

2.                  По мнению исследователей неполной семья свойственны те же стили детско-родительских, что и в полной семье.

3.                  Неполная семья — группа ближайших родственников, состоящая из оного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В силу ряда причин, наблюдается негативное влияние.

4.                  Психологи отмечают проявление симбиотических связей между матерью и ребенком в неполных семьях. Что требует специального исследования.

 

Литература:

 

1.      Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1993.

2.      Семья в психологической консультации /Под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. — М.: Педагогика, 1989.

3.      Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. — Апрель-Пресс, 1999.

4.      Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — С-Пб.: «Питер», 1 999.

5.      Леонтьев А. Н. Воспитания. Деятельность. Личность. [Текст] / А. Н Леонтьев. — М, 1985. — 228 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Неполная семья, семья, отношение, ребенок, родитель, Столин, Анализ литературы, восприятие ребенка, педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддержка.


Похожие статьи

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Похожие статьи

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Задать вопрос