В статье автор рассматривает вопросы влияния неблагополучной семьи на воспитание ребёнка.
Ключевые слова: семья, неблагополучная семья, дети из неблагополучной семьи.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребёнок в течение большей части своей жизни находится в ней, и семья оказывает огромное воздействие на личность. В ней закладываются основы личности ребёнка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семейное неблагополучие является следствием педагогической неграмотности родителей, нарушения взаимоотношений между родителями и детьми, ошибок воспитания. Неблагополучные отношения в семье отразятся на будущей жизни детей. Мы не можем дать точное определение идеальной модели семьи, но у всех есть понимание к чему нужно стремиться в семейных отношениях. Это поддержка здорового образа жизни внутри семьи, нравственное восприятие ценностей, материально благополучие и т. д. Семья обеспечивает свои членам физическую, социальную и экономическую безопасность.
По данным Т. Л. Крюковой и ее коллег, факторами устойчивости семьи к стрессу являются: общность задач по воспитанию детей, наличие работы, удовлетворенность членами семьи своей деятельностью, совместные интересы и дела, разделение одинаковых ценностей, любовь и верность друг другу, ответственность за семью, социальная гармония. Кроме того, важную роль играет налаженное общение внутри семьи и с окружающими, социальная поддержка, опора на себя и родственников. Если у семьи нет достаточных ресурсов, то оказавшись в трудной жизненной ситуации, она подвергается риску перейти в категорию неблагополучных семей.
Неблагополучная семья рассматривается как семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» [1]
К неблагополучным семьям исследователи относят: конфликтные, кризисные, педагогически слабые, проблемные, дезорганизованные, невротические, функционально несостоятельные, асоциальные.
Считается, что основными признакам семейного неблагополучия являются: пьянство родителей, конфликтные отношения между ними, бедность в семье, развод родителей, педагогические ошибки родителей, жестокое обращение родителей с детьми, устройство на квартире притонов, пребывание родителей в местах лишения свободы и др.
В современном понимании неблагополучная семья представляет собой семью, в которой нарушены какие-либо отношения между членами семьи, кто-то страдает алкоголизмом или наркоманией, также среди признаков неблагополучия — низкий материальный достаток, неполнота семьи. Среди причин, по которым семьи становятся неблагополучными можно отметить финансовые трудности, развод или смерть одного из родителей, пагубные пристрастия.
О. В. Филатова отмечает, что существует большое количество разновидностей неблагополучных семей. Исследователь предлагает следующее типовое распределение:
– алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи;
– асоциально-аморальное поведение родителей;
– насилие и жестокое обращение с детьми;
– семейные конфликты и т. п. [4].
Такие неблагополучные семьи оказывают негативное влияние на детей, они не могут в полной мере справляться со своими основными функциями, включая воспитание и образование детей.
В. М. Целуйко неблагополучные семьи классифицирует на две большие группы:
- Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия, к таким относятся асоциальные, конфликтные, аморально-криминальные, проблемные семьи, а также неполные семьи, которые не обладают полным воспитательным потенциалом из-за отсутствия родительских ресурсов.
- Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) — это семьи, которые внешне респектабельны, другими словами, их образ жизни и взаимоотношения членов между собой со стороны общественности не вызывают беспокойства и нареканий. Однако за внешним благополучием ценностные установки и поведение родителей подобных семей резко расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что, безусловно, сказывается на воспитании детей, их нравственном облике [5].
Обобщение исследований И. В. Макаренковой и др. позволило нам выделить три группы, к которым можно отнести все категории неблагополучных семей с точки зрения таких системообразующих критериев, как степень проявления социального неблагополучия и характер десоциализирующего влияния, оказываемого семьями на детей:
- Превентивные семьи. Такие семьи находятся на начальном этапе развития неблагополучия (конфликтные семьи, педагогически несостоятельные др.), проблемы могут проявляться, но незначительно, в таких семьях чаще всего у родителей низкий уровень педагогической культуры, но нет прямого десоциализирующего влияния на детей.
- Асоциальные семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением. Деструктивное или агрессивное поведение членов данных семей ведет к кризисам, непрерывным конфликтам, циклами потерь и отчуждений. Такие аморально-асоциальные семьи отличаются десоциализирующим влиянием, жизнью по принципу «цель оправдывает средства», откровенными стяжательскими ориентациями, в них отсутствуют ограничения и моральные нормы.
- К этой группе относятся безработные, социально дезадоптивные люди, семьи алкоголиков, наркоманов, криминогенные. В данных семьях практически полностью люди потеряли всякую жененную перспективу по отношению к судьбе своих детей, а также к собственной судьбе. [3].
Отрицательно сказывается семейное неблагополучие на личностном и психическом развитии детей. Из-за нарушений отношений в семье и отклонений от воспитания у ребенка возникают задержки в психическом развитии и, как результат, неправильно формируется личность, характер, возникают различные проявления отклоняющегося поведения. У детей из семей с факторами неблагополучия формируется искаженное представление о нормальных семейных отношениях, нормой становятся конфликты и скандалы.
Главными проблемами детей из неблагополучных семей являются антигуманное обращение в семье, ухудшение физического и психического здоровья, трудности в процессе социализации и самооценке.
Можно сказать, что одним из главных факторов разрушения семьи, является пьянство одного или обоих родителей. Данный фактор оказывает неблагоприятное явление в момент воспитания, а также в момент зачатия плода. Психологические особенности детей, у которых в семье присутствует пьянство, выглядит так: ребёнок скрывает информацию о родителях, так как знает, что люди осуждают такое поведение и винят таких родителей, что они не справляются со своими обязанностями.
В результате изучения литературы по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что в современном понимании неблагополучная семья представляет собой семью, в которой нарушены какие-либо отношения между членами семьи, кто-то страдает алкоголизмом или наркоманией, также среди признаков неблагополучия — низкий материальный достаток, неполнота семьи.
Неблагополучная семья оказывает влияние на процесс развития и воспитания детей, особенно детей дошкольного возраста. Как правило, в неблагополучных семьях родители пренебрегают своими родительскими обязанностями, не выполняют элементарные требования по уходу и воспитанию детей. В критических ситуациях дети испытывают на себе физическое воздействие. Как следствие, дети из неблагополучных семей растут с психологическими и психическими проблемами, у них нарушена социализация, они не проживают полноценное детство.
В заключение можно сказать, что все вышеописанное является актуальной проблемой современного общества. Повседневно растет количество детей из неблагополучных семей, и семья как институт находится в кризисном состоянии и утрачивает свои истинные функции и значение в жизни индивида. Жесткое обращение с детьми, насилие в семье, детская и подростковая преступность, — все эти факторы указывают на проблему семейного неблагополучия и ее актуальность для современного общества. Важно своевременно выявлять неблагополучные семьи и оказывать содействие как детям, так и их родителям.
Литература:
- Дворникова Е. В., Кумелина М. Н. Социальная работа с детьми из неблагополучных семей проблемы, основные направления и перспективы // Социальная работа в XXI веке: проблемы и перспективы. — Ярославль, 2017. — С. 13–17.
- Зверева О. Л., Ганичева А. Н..Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Учебник для академического бакалавриата / — 2-е изд., доп. и перераб. — Электрон. дан. — Москва: Издательство Юрайт, 2018
- Макаренкова И. В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы). — М.: АРГУС, 2004. — 267 с.
- Филатова О. В. Типология неблагополучных семей в современном обществе // Вестник ТОГИРРО. — 2013. — № 2 (26). — С. 92–93
- Целуйко В. М., Мисько А. В. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 271 с.