Музыкальный материал и методическое обеспечение: аудио и видеозаписи кантаты «Снег идет» Г. Свиридова; литературный текст стихотворения Б. Пастернака «Снег идет», Ш. Бодлера «Скажи, откуда ты приходишь, Красота?», нотный материал песни Л. Сибирцевой «Березы».
Цель: анализ музыкальных образов кантаты «Снег идет» Г. Свиридова как идеи безостановочного хода времени.
Задачи:
· проанализировать используемые средства музыкальной выразительности, в частности, чередование использования партий женского хора в кантате;
· выявить музыкальные инструменты, придающие музыке ощущение колокольности, устремленности ввысь;
· выявить своеобразную духовную взаимосвязь между стихотворением Б. Пастернака и кантатой Г. Свиридова.
Учащиеся слушают фрагмент стихотворения Ш. Бодлера в исполнении учителя, который является эпиграфом урока.
Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.
Прислал ли ад тебя иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе — восторг, и все в тебе преступно!
Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки, и цвета!
Этапы урока:
1. Учащимся предлагается осмыслить данное понятие, поразмыслить на тему представлений человека о красоте в разные эпохи, о понятии «красоты» для каждого конкретного человека сегодня.
2. Далее учитель предлагает прослушать стихотворение Б. Пастернака «Снег идет» и проанализировать его смысл по четверостишиям. Данное стихотворение предлагается к просмотру с видеорядом о космосе, о нашей планете, что усиливает эмоциональное впечатление учащихся. Учащиеся делятся своими впечатлениями.
3. Следует рассказ о незаурядной личности композитора Г. Свиридова (демонстрация портрета композитора, факты из биографии, перечисление основных музыкальных произведений, акцентирование на темах творчества композитора). Здесь же фиксируется понятие кантаты как музыкального жанра. Учащиеся фиксируют определение в рабочей тетради.
4. Прослушивание маленькой кантаты Г. Свиридова, сопровождаемой видеорядом. Обсуждение, выявление своеобразного «музыкального почерка» композитора, использования в музыке кантаты ударных инструментов, создающих ощущения хода времени, непрерывности движения; анализ вокальных партий кантаты; введение понятия «колокольности» как особенности, присущей русской музыкальной культуре, русским композиторам.
5. Установление смысловой взаимосвязи лирики Б. Пастернака с музыкой кантаты Г. Свиридова.
6. Обращение к вокальному материалу: этап вокально-хоровой работы над песней Л. Сибирцевой «Березы» как примером вокальной музыки, характеризующим красоту вокруг нас и красоту родной природы в частности.
7. Этап рефлексии. Учитель предлагает учащимся текст стихотворения «Снег идет» Б. Пастернака, разрезанный на фрагменты. Учащиеся, обсудив, должны выстроить фрагменты в единое целое и продемонстрировать классу стихи. Вновь происходит обращение к теме урока, заявленной вначале: что же есть красота? Изменилось ли отношение к красоте у учащихся? Что такое красота для художника, композитора, писателя? Где тот источник, в котором можно черпать идеи красоты?
Учащиеся активно высказываются на заданные вопросы. В качестве домашнего задания предлагается самостоятельно изучить творчество Г. Свиридова в части написания маленьких кантат на стихи отечественных поэтов-классиков и представить результаты в виде устных сообщений. Урок окончен.
Литература:
1. Рачина Б.С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – СПб., 2007.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.,2004.