«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агеева, Л. В. «Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, В. Л. Герус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 563-566. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38032/ (дата обращения: 15.11.2024).



Как хорошо уметь читать,

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти,

Прочти, пожалуйста, прочти.

Не надо умолять сестрицу

«Ну прочитай еще страницу».

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и прочитать.

В. Берестов

Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным? Наверняка все в один голос объявят: «Они все главные!» И будут правы. Математика развивает ум, память, образное мышление; задача русского языка в том, чтобы научить ребенкаправильно и умело пользоваться речью в различных жизненных ситуациях; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну, а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе. И так, предметы всякие нужны, предметы всякие важны!

Однако, чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Чтение пронизывает все сферы и этапы жизни личности (младенчество, детство, юность, зрелость, старость), во многом определяет жизненную успешность. Без чтения нет профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения — невоспитанный человек, нравственный невежда. Чтение — это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Огромная роль в формировании навыка правильного, вдумчивого чтения принадлежит школьному учителю. Перед учителями начальных классов стоит важнейшая цель — формирование читательской компетентности младших школьников. Это означает, что за четыре года обучения в школе первой ступени дети должны овладеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать.

Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители, преподаватели и психологи, это то, что ребенок-школьник никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами или читает очень медленно, с большим количеством ошибок. Даже умеющий бегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать это сверх школьной программы. Он «лишнюю» строчку не прочтет, если ее не задавали. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют уроки чтения, а потом и литературы в числе самых нелюбимых предметов. Чаще такие дети к не способны пересказать прочитанное, так как просто не понимает и не запоминает, что читают. А в погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и те, кто читает хорошо.

Попробуем разобраться, в чем же причины такой повальной нелюбви детей к чтению, особенно удивительной для нашей страны, долгое время носившей звание «самой читающей в мире».

Специалисты называют две основные причины. Первая — это результат раннего обучения, так как ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению. Многие родители хотят, чтобы их ребёнок был самым-самым! Плохо разбираясь в детской психологии и физиологии, сердобольные родители стремятся «загрузить» своё чадо сверх его возможностей. К таким «сверхвозможностям» относится и очень раннее обучение ребёнка чтению. До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов — сторонников «старой школы» — считают, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает.

С одной стороны, наука и техника постоянно развиваются, требуя от пользователей все большего уровня развития, и то, что наши предки умели делать к середине жизни, большинство из нас умеет и понимает уже в подростковом возрасте. Поэтому раннее развитие и обучение ребенка — это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации.

Но, с другой стороны, не стоят на месте и так называемые патогенные факторы: плохая экология, низкий уровень социального и медицинского обеспечения, большой процент хронических заболеваний, а также стрессы, новые болезни. Все это приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не опережающее и перегружающее.

Взрослым, стоящим перед выбором — учить или не учить малыша читать в раннем возрасте, необходимо ответить для себя на два вопроса. Во-первых, достаточно ли хорошо они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем, например, наибольшую сложность вызывает развитие у ребенка фонематического слуха. Во-вторых, выдержит ли их чадо предлагаемые ему нагрузки. Если у ребенка были какие-либо невропатологические проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или наоборот пассивен, то до 5–6 лет лучше ограничиться развивающими играми.

И вторая причина проблем с чтением — это специфическая задержка развития навыка чтения — дислексия. Все чаще от учителей начальной школы и детских психологов родители плохо читающих детей могут услышать непонятный и пугающий диагноз: «дислексия».

Известный чешский психолог Зденек Матейчек считает, что это «специфическое нарушение чтения в процессе развития» наверняка существует еще с тех самых времен, когда люди изобрели звуковое письмо. Но обнаружили эту проблему только в конце девятнадцатого века, а исследовать и пытаться исправить — стали лишь в середине прошлого. Это нарушение становится препятствием в обучении от 2 % до 10 % школьников. Наиболее ярко оно выражено у детей 6–8 лет, именно в этом возрасте дислексию легче обнаружить и скорректировать. Ребенок, предрасположенный к дислексии, неспособен овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, нередко плохо понимает прочитанное. Также обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, особенно в обозначении отвлеченных понятий — временных, пространственных и т. д. Ведущий симптом дислексии на начальном этапе овладения чтением: ребенку трудно понять и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему трудно складывать отдельные звуки в слоги. Наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей, или у так называемых скрытых левшей, когда ребенок пишет правой рукой, но ведущим у него является правое, а не левое, как у правшей, полушарие мозга. Эти дети испытывают проблемы в пространственной ориентации, например, право и лево. Они могут читать слова и целые строчки справа налево, при чтении у них преобладают ошибки угадывающего типа в виде замены букв или слов. Нарушения чтения очень часто сопровождаются нарушением письма (дисграфией), например, происходят замены гласных («часто-чосто») или пропуски гласных («лежит — лжт»).

Ребенку 6–8 лет требуется консультация специалиста, если он путается в порядке следования времен года и дней недели, не может правильно повторить в прямом порядке больше трех цифр, а в обратном — больше двух, не может правильно повторить даже простые ритмы, например, взрослый стучит рукой или карандашом по столу, плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, а где лево.

Но далеко не всегда проблемы чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Учителя первых классов часто жалуются на сложности, возникающие на уроках чтения из-за того, что дети изначально находятся на разном уровне подготовки, одни уже бегло читают, другие только научились складывать буквы в слова. Хорошо читающие дети отвлекаются, мешают другим, потому что им скучно слушать. Плохо читающий ребенок начинает стесняться своего неумения и от этого читает еще хуже. Если же педагог ориентируется на хорошо читающих детей, то ученик, который плохо читает, ничего не понимает и не успевает на уроке, постепенно теряет интерес к учебе. Глубоко травмируют ребенка замечания более хорошо читающих одноклассников. Такая практика, как чтение на скорость, ставит ребенка в невыгодное для него положение — ведь большинство детей читают быстрее. То же самое происходит с застенчивым ребенком — ему тяжело читать вслух, «на публику».

Что делать? С раннего детства приучайте ребенка к книге, читайте ему сказки, стихи. Пусть уже с года, а то и раньше одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события — усложнение материала должно происходить постепенно. Видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна? Не настаивайте. Отложите ее на время. Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для ребенка — вы сами. Современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что их хватает, — это на газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры. Заведите ритуал вечернего чтения. Выберите какую-либо книгу и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, с более старшими детьми читайте вслух по ролям. Если ребенок категорически отказывается читать что-либо дополнительно, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется. Например, если он интересуется динозаврами — читайте о динозаврах. Малыш вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно? Пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочесть дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте, кроха может понять, что вы таким образом пытаетесь его заставить читать. Приучайте ребенка пользоваться библиотекой, для начала запишитесь вместе в школьную или районную, вместе выбирайте там книжки. Не гонитесь за скоростью, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное. Не перегружайте кроху ежедневным чтением вслух — по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8–10 минут, а у второклассника 10–15 минут. Чтобы чтение не воспринималось ребенком как наказание, никогда не наказывайте ребенка чтением вместо игры. Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот. Если у ребенка плохо получается читать, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов — психолога, дефектолога или логопеда. Как организовать работу дома с детьми, которые плохо читают? В течение дня выделите время для чтения, удобное ребенку; когда малыш читает, находитесь поблизости, чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом, но не сидите у него над душой — это создаст эффект принуждения; если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ему вслух заданный текст. Затем пусть он читает его самостоятельно, а вы поправляете; проявляйте интерес к тому, что читает сын или дочь; отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех похвалой или поощрением; не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей, особенно его братьев и сестер, — постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку, закрепляет неприязнь к более успешным детям.

Чтение имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти надолго, влияет на дальнейшее развитие ребенка, формирует миропонимание, вырабатывает определенные нормы поведения.

Дети составляют особую категорию читателей, нуждающихся в постоянном внимании и со стороны родителей, и со стороны педагогов. Библиотекари также ищут пути приобщения подрастающего поколения к чтению, применяя разнообразные методики с учетом возрастных особенностей своих посетителей.

Долг каждого родителя, педагога и библиотекаря — научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. От того, как мы будем ей заниматься, зависит будущее нашей страны.

Литература:

  1. Алоева М. А. Родительские собрания в 1–2 классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2004 г.
  2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1–4 классов. – М.:ВАКО, 2003 г.
  3. Гройсман А. Г. «О проблемах детского чтения» [интернет-ресурс detlit.ta-vkm.ru/problems/page/2/] 05.06.2014.
  4. Вин М. Ленивые читатели // Первое сентября. 1995. № 99. С. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чтение, книга, начальная школа, вечернее чтение, окружающий мир, раннее обучение, родитель, техника чтения, урок чтения.


Похожие статьи

«ГТО — это здорово!»: методическая разработка агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Как сформировать у дошкольников любовь к книге в условиях дошкольного и семейного образования

Повышение мотивации к изучению английского языка у младших школьников посредством квест-технологии

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

«Помощь сказочному лесу»: методическая разработка образовательной деятельности

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Подготовка ребенка к детскому саду: советы родителям

Похожие статьи

«ГТО — это здорово!»: методическая разработка агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Как сформировать у дошкольников любовь к книге в условиях дошкольного и семейного образования

Повышение мотивации к изучению английского языка у младших школьников посредством квест-технологии

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

«Помощь сказочному лесу»: методическая разработка образовательной деятельности

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Подготовка ребенка к детскому саду: советы родителям

Задать вопрос