Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательной школы. Данная дисциплина является частью программы базового курса подготовки водителей транспортных средств всех категорий. Старшеклассники, изучившие данный курс, смогут реализовать полученные знания и умения для сдачи экзамена в ГИБДД на право получения водительского удостоверения соответствующей категории.
Цель преподавания – развитие коммуникативной компетентности будущего водителя. Социально-психологическое обучение автомобилистов исходит из того, что коммуникативная компетентность водителя представляет собой специфическую совокупность социально-психологических знаний, навыков и мотивов, направляющих его на бесконфликтное и продуктивное взаимодействие с другими участниками дорожного движения, исключающее столкновения, наезды и грубые эмоциональные обмены, порождающие болезненные стрессы и снижающие его надежность. Иметь представление о профессионально важных качествах водителя, их диагностике, коррекции и развитии. Основная функция: ознакомление с особенностями профессиональной деятельности водителей - «профессиональная проба».
Предложенный предмет рассматривается и отрабатывается в течении одного учебного года по 1 часу в неделю. Темы и количество часов по ним, рассматриваемые в процессе обучения, приведены в приложении. При практических занятиях очень эффективен просмотр и разбор сюжетов фильмов «Главная дорога» и «Первая передача». Большую помощь оказывают плакаты (комплект) по данной теме.
Дорожное движение является внутренне противоречивым процессом, содержащим в себе многочисленные конфликтогены и предпосылки к столкновениям машин и людей. Важным показателем состояния и качества дорожного движения является его конфликтность, определяемая количеством, остротой и культурой разрешения конфликтных ситуаций. Система конфликтогенов включает: относительно стабильные факторы, связанные с личностными особенностями участников дорожного движения и психологией дорожного сообщества; ситуативные факторы, порождаемые психическим состоянием людей во время движения, а также особенностями дороги, и конкретные действия, к которым сознательно или бессознательно прибегают виновники и участники конфликта. Социально-психологическая типология дорожных конфликтов отражает их разнообразие, определяемое своеобразным сочетанием конфликтных факторов, порождаемых участвующими сторонами и их взаимодействием. Основу типологии образует композиция конфликтной группы, включающая агрессивность сторон, их конкурентность и коммуникативную некомпетентность.
Дорожные конфликты – это порождение дорожного движения, которое представляет собой взаимодействие его участников, способ существования специфической общности людей – пользователей дорог. Эта общность мало структурирована и разделена на категории водителей различных транспортных средств (автомобилистов, мотоциклистов), велосипедистов и пешеходов. Структура дорожного сообщества имеет динамический и статический аспекты. Динамический аспект представлен кратковременными группировками участников движения – транспортными потоками. Статическая структура автомобильной общности воспроизводит структуру и культуру взрослой и более богатой части общества в целом, включающей мужчин и женщин, статусное распределение людей, обусловленное престижностью автомобиля. Отношения внутри дорожного сообщества отражают его дифференциацию и выстраиваются по законам межгруппового взаимодействия, например, водители не особенно любят пешеходов, а пешеходы – водителей. Отношения среди автомобилистов недостаточно партнерские и демократические. Часто отсутствует гибкость поведения, сочетающую уступчивость и решительность в использовании предоставляемых прав. Как показывают результаты интервью, наблюдений и анализа документов, социально-психологическими причинами недисциплинированности являются внутренняя слабость дорожной культуры и деформированная система ценностей, в которой безопасность, сохранение здоровья и жизни, уважительное отношение к человеку не находятся на первом месте. Провоцирует недисциплинированность несовершенная практика контроля и привлечения к ответственности недисциплинированных водителей и пешеходов. Отсутствует практика формирования дорожной дисциплины у начинающих водителей.
Школы обязательно должны уделять внимание психологическим аспектам безопасного вождения автомобилем. Не секрет, что у новичка-водителя все действия на первых порах происходят неуверенно и медленно. Это может раздражать других участников движения, и они буду разными способами выражать свое недовольство. Это могут быть сигналы клаксонов, жесты или грубые словесные формы. При этом могут сдать нервы новичка. Необходимо научить школьников (будущих водителей) полностью абстрагироваться от внешних раздражителей, и не впадать в панику, а стараться как можно правильнее выйти из ситуации. В противном случае, в состоянии раздражения можно совершить фатальную ошибку. Необходимо заложить ученикам, что вождение автомобиля в состоянии сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, нежелательно. В подобном состоянии не только новичок, но и опытный водитель может совершить ошибку и привести к аварийной ситуации. Поэтому рекомендуется процесс вождения осуществлять в спокойном и уравновешенном состоянии. К сожалению, реальная жизнь говорит о том, что соблюдение правил ДД не всегда ведет к безопасному вождению. Поэтому правила знать надо, но главное — это уметь хорошо видеть дорожную обстановку и поступать таким образом, чтобы не допустить аварийной ситуации своим транспортным средством, и помочь выйти из аварийной ситуации другому транспортному средству. Лозунг: «Водители, будьте взаимовежливы!» — это не метафора, это жизненная необходимость.
Результаты освоения курса
Предметные результаты:
Осознание объективной значимости основ правил поведения и безопасности дорожного движения как компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях возрастающей «автомобилизации» жизни современного общества;
Овладение основами «дорожной» грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать дорожные ситуации, связанные с дорожным движением, навыками безопасного вождения, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
Формирование первоначальных систематизированных представлений о правилах поведения при ДТП, их практическом применении.
Личностные результаты:
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и вне учебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности
Метапредметные результаты:
Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
Формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность, как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
Формы организации образовательного процесса.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
· Реализация рабочей программы строится с учётом личного опыта учащихся на основе личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно- поискового подходов.
· Учитывая неоднородность мотивации к обучению и подготовки класса, индивидуальные особенности восприятия учебного материала, необходимо организовать дифференцированную работу учащихся, используя уровневый подход при отборе содержания учебного материала и работу в малых группах.
· Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков – устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа.
· Контроль предусматривает проведение практических и тестовых работ.
Литература:
1. Василенко В. А. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом [Текст] / В. А. Василенко // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 37-39.
2. Виноградов Ю.И. Психофизиологический отбор кандидатов на обучение профессии водителей автотранспортных средств: методическое пособие /Ю.И. Виноградов, Л.А. Артамонова, А.В. Бушухин, В.Н., Г. Лапченко// методическое пособие. – Л., НИИ профтехобразования, 1991г.
3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.: ил. (Серия «Практикум».
4. Козлов В.В. Психологические правила безопасного вождения. М.: Автополис-плюс. 2005. – 64 с.
5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – Казань: 1969.
6. Курганов В. М. Психология управления. Автотранспортная психология. М.: Приор издат, 2004,- 140с.
7. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005.
8. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ описание и руководство к использованию//ответственный редактор А.Ф. Кудряшов.- Петрозаводск, изд-во «Петроком»,1992 -318с.
9. Лобанова Ю.И., Комкова Л.В., Лебедева Н.Ю. Организационные и психологические факторы, обеспечивающие индивидуальный подход при построении процесса обучения вождению автомобиля: Отчет по гранту - СПб., 2010.
10. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. СПб.: ИД «Сентябрь», 2001. -259 с.
11. Нарицын Н., Психология безопасности вождения/ Николай Нарицын. – М.: Рипол классик, 2006. – 256с. – (Высшая школа водительского мастерства).
12. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. – СПб.: Изд-во С. – Петербург. Ун-та, 1996, 176с.
13. Психологические основы обучения спортсменов- автогонщиков и водителей специального транспорта /под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Э.Г.Сингуринди. Спб:Изд-во СПбГПУ, 2003. – 165с.
14. Романов А.Н. Автотранспортная психология. – М.: Академия, 2002. – 224с.
Приложение
Распределение учебных часов по темам
Наименование раздела и темы |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теорети-ческих |
Практических |
||
Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки |
8 |
6 |
2 |
Этические основы деятельности водителя |
6 |
4 |
2 |
Основы эффективного общения |
6 |
4 |
2 |
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов |
4 |
4 |
- |
Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) |
10 |
- |
10 |
ИТОГО |
34 |
18 |
16 |