Использование современных интернет-технологий для минимизации затрат на списание продуктов по истечении срока годности для предприятий общественного питания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 12.05.2015

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Жаксалыкова, А. С. Использование современных интернет-технологий для минимизации затрат на списание продуктов по истечении срока годности для предприятий общественного питания / А. С. Жаксалыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 650-655. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18686/ (дата обращения: 22.12.2024).

Сфера общественного питания играет все возрастающую роль в жизни современного общества и каждого человека в отдельности. Ушло в прошлое то время, когда главной задачей общественного питания было просто удовлетворить потребность населения в питании, обеспечив оптимальное соотношение цены и качества.

Постоянный рост на рынке услуг общественного питания, возникновение и развитие новых концепций и форм обслуживания диктует необходимость гибкого изменения структуры предприятий общественного питания. Успешная деятельность предприятия питания зависит от того, в какой степени заведению удается привлечь и удержать клиентов и при этом минимизировать свои затраты.

Спецификой предприятий общественного питания является высокая доля материальных расходов, представленных продуктами питания, закупаемых у поставщиков, в себестоимости конечного продукта. Особенность продуктов питания — ограниченный срок годности и особые условия хранения и доставки. Для успешной дистрибуции продуктовых изделий необходимо наладить бесперебойный закуп сырья и материалов на склады и их последующее распределение в места реализации. При этом предприятия общественного питания не заинтересованы в создании товарного запаса, особенно когда речь идет о скоропортящихся продуктах. В тоже время им необходимо поддерживать стабильную ассортиментную матрицу [2].

Решением указанной проблемы является отлаженная система планирования. Однако планирование на предприятиях общественного питания затруднено, так как ассортимент блюд подвержен существенным колебаниям по периодам в зависимости от индивидуальных предпочтений заказчиков (клиентов). Логичным решением, выходом из сложившейся ситуации, является использование системы предзаказов, реализованной на базе современных интернет-технологий.

В настоящее время интернет является одним из основных источников информации, а также инструментом для удовлетворения потребностей современного человека. Так, посредством создания Интернет-сайта предприятие общественного питания может помочь клиенту сформировать свой заказ к определенному времени и оплатить его банковской карточкой либо популярном ныне Интернет-кошельком. Система предзаказа позволит не только расширить клиентскую базу, но и снизить расходы предприятия общественного питания на заготовки. Данный подход активно используется в Европе и получил название метод мобильной торговли или преселлинг (от английского «pre sell» — предварительная продажа) или предзаказ. [1]

Для обоснования важности проблемы планирования рассмотрим структуру затрат предприятия общественного питания на условном примере (таблица 1):

Таблица 1

Структура затрат условного предприятия общественного питания

Статья затрат

Сумма, руб.

Доля, %

Амортизация основных средств

25 626,89

0,71

Листы нетрудоспособности

1 511,91

0,04

Заработная плата

908 439,36

25,18

Канцтовары, бланки

2 435,35

0,07

Коммунальные услуги

53 634,28

1,49

Стоимость сырья для приготовления блюд

1425343,83

39,51

Материалы

3 253,56

0,09

Медицинский осмотр

8 150,00

0,23

Моющие средства

14 006,54

0,39

Обслуживание оргтехники

10 003,39

0,28

Отопление

137 232,85

3,80

Охранные услуги

36 000,00

1,00

Программное обеспечение

1 200,00

0,03

Затраты на списание продукции по истечению срока годности

188 989,28

5,24

Складские расходы

64 465,88

1,79

Стандартизация, госэпиднадзор

8 946,24

0,25

Стирка белья

1 337,16

0,04

Страхование от несчастных случаев

1 686,59

0,05

Страховые взносы

282 612,00

7,83

Техническое обслуживание оборудования

21 525,66

0,60

Управленческие расходы

110 395,60

3,06

Услуги связи

15 639,92

0,43

Хозяйственные расходы

51 801,60

1,44

Электроэнергия

214 481,63

5,95

Прочие

18 465,10

0,51

 

Структурный анализ затрат рассматриваемого предприятия общественного питания позволяет сделать вывод, что расходы по списанию неиспользованных продуктов по истечению срока годности составляет 5,24 %, что в денежном выражении равняется 188 989,28 руб. Построим схему бухгалтерских проводок по учету продуктов, блюд, товаров с истекшим сроком годности (см. рисунок 1 и таблицу 2 (описание проводок)).

Таблица 2

Бухгалтерские проводки по учету блюд с истекшим сроком употребления

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

10/41/43 «Материалы/ Товары /Готовая продукция с истекшим сроком годности»

10/41/43 «Материалы/ Товары / Готовая продукция для продажи»

учтены просроченные материалы, товары, готовая продукция

91 «Прочие расходы»

76

отражены расходы по проведению экспертизы

19

76

отражена сумма НДС по услугам экспертизы

68 «Расчеты с бюджетом по НДС»

19

предъявлена к вычету сумма НДС

94

10/41/43 «Товары/Готовая продукция с истекшим сроком годности»

списаны товары, готовая продукция, подлежащие уничтожению

91 «Прочие расходы»

94

учтены потери от порчи товаров, готовой продукции

91 «Прочие расходы»

76

отражена стоимость работ по уничтожению товаров, готовой продукции

 

Рис. 1. Схема бухгалтерских проводок по учету блюд с истекшим сроком употребления

 

Как видно из рис. 1 и табл. 2, неиспользованные в срок продукты относятся на прочие расходы предприятия и снижают финансовый результат.

Полученные результаты еще раз подтверждают целесообразность введения системы предзаказов на предприятиях общественного питания. И если раньше данный подход был достаточно трудоемким и не удобным для конечного заказчика (клиента, гостя), то с учетом современного уровня развития интернет-технологий он становиться целесообразным и экономически обоснованным [3].

Для реализации предлагаемого подхода необходимо разработать форму предзаказа. Предлагаемый шаблон предзаказа в общем виде выглядит следующим образом (см. таблицу 3):

Таблица 3

Предлагаемая форма предзаказа (общий вид)

Время прибытия

Меню

Способ оплаты

Номер столика

Количество персон

На имя

Контактный телефон

Доп. пожелания и комментарии

Обеденное (Бизнес-Ланч)

Вечернее

Банкетное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, клиент будет иметь возможность сделать заказ, при этом находясь дома или на работе, а руководство предприятия общественного питания — эффективно планировать свои расходы.

При этом необходимо отметить, что внедрение системы предзаказа потребует пересмотра существующего подхода к расчетам с клиентами. В частности возникает принципиально новое понятие — электронные деньги, электронный кошелек. Указанный аспект окажет влияние на учетную систему предприятия общественного питания. Так как отдельного бухгалтерского счета для операций с электронным кошельком не предусмотрено, формально он не является обычным расчетным счетом организации. [4] А раз так, то отражать данные операции с использованием счета 51 «Расчетные счета» незаконно. По сути, электронный кошелек представляет собой специальный счет. Поэтому операции по движению электронных денег можно отразить на счете 55. [5] Предлагаемая схема бухгалтерских проводок с использованием счета 55 представлена в табл. 3 и на рис. 3.

Рис. 2. Порядок обработки информации после утверждения функции «предзаказ»

 

Рис. 3. Схема бухгалтерских проводок расчетов с покупателями после утверждения системы «предзаказ»

Таблица 3

Бухгалтерские проводки расчетов с покупателями после утверждения системы «предзаказ»

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

55 субсчет «Электронные деньги»

90

получена оплата от покупателя (физ лица)

51

55 субсчет «Электронные деньги»

выведены денежные средства из электронной платежной системы на банковский счет

91 субсчет «Прочие расходы»

76

учтен НДС, предъявленный электронной платежной системой в составе платы за услуги

76

55 субсчет «Электронные деньги»

списана плата за вывод средств на банковский счет

57

90

Приняты к учету средства, перечисленные от физ.лица, но еще не дошедшие на банковский счет предприятия, а также заказы по телефону

51

57

Поступили ДС на расчетный счет

76

68

Начислен НДС с предварительной оплаты

90–2

20

Списывается проданная продукция

90–3

76

Списывается начисленный НДС от продажи продукции

 

По результату выполненного исследования можно отметить следующие преимущества (достоинства) системы предзаказов на базе современных интернет-технологий:

1.    Происходит минимизация запасов, то есть уменьшение прямых материальных затрат, и, как следствие, снижение себестоимости. Согласно структуре затрат, приведенной в таблице 1, расходы по списанию неиспользованных продуктов по истечению срока годности составляли 5,24 %, что в денежном выражении равнялось 188 989,28 руб. После внедрения предложенных в рамках статьи мероприятий можно предположить, что данная сумма уменьшится на 85 % (15 % сохраняются, так как определенная часть клиентов будет по-прежнему заказывать и оплачивать продукцию по факту) и в денежном выражении будет равно 28348 руб., что составит 0,82 % от общей суммы затрат.

2.    Происходит привлечение новых клиентов на счет увеличения скорости обслуживания, кроме того, так как человек всегда фиксирует некую сумму, которую может потратить, он заранее согласует сумму чека с учетом его личного бюджета;

3.    Заказ может быть сформирован и оплачен в любом месте в любое удобное время любым удобным способом.

В заключение можно сделать вывод, что система предзаказов, реализованная на базе современных интерент-технологий, является инструментом для расширения клиентской базы предприятий общественного питания и эффективным инструментом планирования прямых материальных расходов.

 

Литература:

 

1.            Замбржицкая Е. С., Харченко А. А. Повышение конкурентоспособности предприятий общественного питания на основе применения системы сбалансированных показателей/ Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Омск, 2014. С. 212–217.;

2.            Замбржицкая Е. С., Харченко А. А., Кошелева А. Ю. Особенности построения системы сбалансированных показателей на предприятиях общественного питания/Молодой ученый № 3 (62). — Казань, 2014. С.411–415.;

3.            Степин А. А. Автоматизация дистрибуции мясных и колбасных изделий/ http://www.sys4tec.com/

4.            Планирование по предварительному заказу и технологические операции без ограничений/ http://www.ilect.ru/

5.            Как учитывать движение денег, если компания рассчитывается через электронный кошелек/ www.glavbukh.ru

Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, готовая продукция, расход, денежное выражение, истечение срока годности, таблица, электронный кошелек, банковский счет, общий вид, электронная платежная система.


Похожие статьи

Использование дополнительных (популярных) интернет-ресурсов при создании электронных средств обучения

Использование современных информационных технологий в маркетинговой деятельности образовательных учреждений

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников

Рациональное использование биологически ценных продуктов убоя животных в мясных технологиях

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Технологические инновации как основа снижения затрат бурового предприятия в современных условиях

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Применение технологий больших данных в сфере подбора и оценки персонала

Использование искусственных нейронных сетей для прогнозирования банкротства предприятия

Похожие статьи

Использование дополнительных (популярных) интернет-ресурсов при создании электронных средств обучения

Использование современных информационных технологий в маркетинговой деятельности образовательных учреждений

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников

Рациональное использование биологически ценных продуктов убоя животных в мясных технологиях

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Технологические инновации как основа снижения затрат бурового предприятия в современных условиях

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Применение технологий больших данных в сфере подбора и оценки персонала

Использование искусственных нейронных сетей для прогнозирования банкротства предприятия

Задать вопрос