Автор: Кононова Екатерина Игоревна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Кононова Е. И. Использование технологии французских мастерских в образовательном процессе как средство активизации познавательного интереса учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 37-39.

Изменения, происходящие в обществе, экономике, политике, культуре, настолько значительны, что они не могут не затронуть и сферу образования. Перед современной школой стоит задача развития личности, обеспечения каждому ребенку возможности реализации его способностей и наклонностей.

Творчески работающие учителя всегда искали новые формы проведения учебных занятий, старались работать в режиме сотрудничества и сотворчества. Апробация и внедрение педагогами современных образовательных технологий – требование времени, так как благодаря этому обеспечивается успешное освоение учащимися учебных программ, самореализация, психологический комфорт.

В образовательном процессе мы рассматриваем технологию французских мастерских как одно из средств активизации познавательного интереса учащихся через интенсивные методы обучения.

Технология разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Данная технология удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам и целям.

 Сущность данной технологии можно выразить в следующих основных положениях:

1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная чувствовать себя уверена в современном обществе, оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Но развитие этих способностей у ученика зависит от того, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

В последние годы технология французских мастерских используется во многих странах мира, так как идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов и новых стандартов, таких как: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

 В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Анализ литературы позволяет нам выделить некоторые основные принципы организации обучения в педагогической мастерской: равенство всех участников, включая мастера; все способны к творчеству; создание личностной мотивации; отсутствие оценки, соперничества; чередование индивидуальной и коллективной работы; важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения; язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета; выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата; нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

На базе ГБОУ школа № 102 Выборгского района г. Санкт-Петербурга нами были разработаны и апробированы цикл уроков и внеклассных мероприятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с использование технологии французских мастерских с целью активизации познавательного интереса учащихся к проблемам здорового образа жизни и экологической безопасности [1,2].

Лабиринт

В рамках данного педагогического опыта рассмотрим более подробно занятие «Мы выбираем жизнь!» для учащихся восьмого класса. Целью данного занятия является формирования понимания у подростков понятия психоактивное вещество, которое в свою очередь наносит сильный и необратимый вред организму человека. На данном занятии в первую очередь мы обращаем внимание учащихся на важность проблемы подросткового алкоголизма. Занятие проводится по группам с целью формирования коммуникативных умений учащихся. Ход занятия представляет собой последовательность этапов технологии французских мастерских направленных на решение цели данного занятия.

Первый этап, «Индукция». Длительность ― 5 минут. Он представлял собой теоретическая часть, а именно рассказ мастера о проблемах, возникших в современном обществе от употребления алкогольных. Таким образом, мы сформировали атмосферу, провоцирующую эмоциональный настрой каждого ученика для возникновения личного отношения к предмету обсуждения.

Второй этап, «Самоинструкция». Длительность - 10 минут. Ученики получают задание от педагога - создать в своих группах презентацию на листах формата А4, о вреде употребления алкогольных напитков. Важное условие, что каждый  член группы создает индивидуальный «слайд», который соответствует общей концепции групповой презентации, определяемой ребятами на данном этапе технологии.

Третий этап «Социоконструкция». Длительность - 15 минут. На этом этапе происходит непосредственное создание ребятами индивидуальных «слайдов» и выстраивание общегруппового выступления.

Четвертый этап длится 15 минут, объединяет две ступени технологии «Афиширование» и «Разрыв». Группы по очереди вывешивают свои работы на доске, каждый член команды защищает свой слайд. В конце выступления каждой команды обязательно делается групповой вывод, объединяющий все работы единой целью - гипотезой. После чего мастер делится с ребятами своим впечатлением о их работе, указывая на плюсы и минусы презентаций. Таким образом, у каждого участника мастерской, возникает внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

Пятый, завершающий этап «Рефлексия» - длительность 5 минут. Учащиеся делятся своими впечатлениями об уроке, говорят о плюсах и минусах занятиях. Мастер подводит общий итог занятия с помощью рефлексивного экрана.

Исходя из результатов проведенного нами занятия, можно сделать вывод, что ребята активно участвовали в занятии, показывая свое негативное отношение к алкоголю, и определили девиз урока «Алкоголь – это не выход!», который полностью показывает, что поставленная цель занятия была достигнута.

Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Заметим, что эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Необходимо определить роль учителя в мастерской ― мастер не передает свои знания и умения, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.

Следует отметить, что педагог, однажды попробовавший дать урок в режиме технологии педагогической мастерской, никогда не откажется от такой формы проведения учебного занятия. На мастерской важно не только сообщить и освоить информацию, сколько научить творить, помочь каждому участнику мастерской самоутвердиться. Опыт участия в строительстве мастерской помогает формированию у субъектов образовательного процесса организационно-деятельностных, коммуникативных, интеллектуальных, информационных компетенций, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.

 

Литература:

  1. Елизарова И.С. Организация исследовательской деятельности старшеклассников по экологической безопасности во внеклассной работе. // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения; НИИ общего образования; науч. ред.: Е.П. Суворов. СПБ.: Статус, 2011. с.396-400. 
  2. Елизарова И.С. Возможности организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- Челябинск: ЧГПУ, 2011. №10.- с. 56-64.

 

Основные термины (генерируются автоматически): познавательного интереса учащихся, французских мастерских, технологии французских мастерских, активизации познавательного интереса, педагогической мастерской, технологию французских мастерских, технологии педагогической мастерской, экологической безопасности, технология французских мастерских, французских мастерских направленных, работе мастерской важен, занятие мастерской, образовательном процессе, средство активизации познавательного, развития познавательного интереса, «погружение» участников мастерской, участнику мастерской, средств активизации познавательного, мастерской важно, Похожая статья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос