Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Андреева О. Ю., Балакина Е. С., Киселева П. С., Сырова Н. В. Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1006-1009. — URL https://moluch.ru/archive/89/18288/ (дата обращения: 13.12.2018).

В традиционной системе образования Российской Федерации происходят существенные изменения, нацеленные на повышение качества образования, необходимого для успешного существования личности в условиях «текучей современности» [5, с 119]. Метафорически выражаясь, британский социолог Зигмунт Бауман этим термином обозначает современную эпоху, требующую от людей высокой социальной и трудовой мобильности, творческих и креативных подходов к решению проблем. Известно, что на начальном этапе образования происходят важные процессы, одним, из которых является развитие творческих способностей. Воспитание творческих качеств способствует созданию быстро адаптирующейся личности в современном мире. Популярной и успешно применяемой технологией формирования творческих качеств в личности являются мастер-классы. Данная технология сходна с проблемным обучением и не уступает ему по результативности. Педагогами отмечен факт эффективности мастер-классов, которые помогают осуществить саморазвитие ребенка, способствуют активному восприятию информации, творческому осмыслению ее, способствуют развитию креативности и социальной компетенции [2, с. 58].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что мастер-класс благодаря своей структуре способен помочь в формировании личности. Технология интересна тем, что помогает преодолеть консерватизм и рутину, которая у учащихся уменьшает мотивацию к познанию нового информационного материала. А проведение занятий в форме мастер-классов в значительной степени снижает остроту проблемы занятий репродуктивного характера.

Мастерская является инновацией в образовательной среде, она существенно отличается от традиционной формы обучения и других педагогических технологий по форме подачи материала, структуре проведения занятий и системе оценивания деятельности обучающихся [4, с. 38]. В своем названии мастер-класс содержит два понятия, раскрывающих его суть: master — специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class — занятие, урок, действительно является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете [6, с. 97].

Проведение занятий в форме мастер-классов имеет множество преимуществ:

-     взаимодействие в форме наставничества, индивидуальный подход к каждому;

-     профессионализм преподавателя;

-     продуктивное взаимодействие;

-     универсальность в областях применения;

-     наглядность в обучении.

Нестандартная форма проведения занятий была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» — ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции. В России об этой технологии узнали в 1990 году и успешно применяют как технологию обучения на всех уровнях образовательной системы [1, с. 163].

По мнению педагогов, мастер-класс является открытой педагогической системой, показывающей новые возможности педагогики развития и свободы. Следовательно, характерной чертой мастер-класса является свободная форма проведения занятия, где не предусмотрены строгие и единые нормы. По мнению Н. А. Бердяева, свобода выступает основополагающим условием для творчества [3, с. 68]. При проведении мастер-класса выполняется главное условие творческой деятельности, благоприятно действующее на создание собственного продукта творчества — это внутренняя независимость личности. Неограниченность детей рамками, свобода творчества и деятельности отличает мастер-класс от других технологий.

Стоит отметить, что ведущим итогом реализации мастер-классов выступает приобретение знаний о самом себе, рефлексия со стороны обучающихся. Этап рефлексии со временем формирует у детей способность грамотно и четко выражать мысли, способствуют развитию способностей к адекватной оценке своей деятельности.

Технология мастер-класса используется одинаково эффективно для обучения творческим дисциплинам и общеобразовательным. Ведь педагогические мастерские отвечают принципам системно-деятельностного подхода. Требования государственного стандарта и цели технологии мастерских в определенной степени соответствуют друг другу, т. к. нестандартная форма проведения занятий сводится к активной работе учеников, добывающих новые знания. Первоочередным этапом мастерской является создание проблемной ситуации, так же как и в проблемном обучении, созданное противоречие (интеллектуальное затруднение) побуждает к поиску новых знаний для объяснения несоответствия старых и новых сведений. Слабой стороной на данном этапе будет являться постановка и формулировка проблемы, ведь она должна заинтересовать ученика и в то же время не должна быть решена одноактовым действием. Важно отметить, деятельность учеников на уроках с применением данной технологии происходит в соответствии с возможностями и интересами учеников, другими словами, закономерность педагогической мастерской — действовать по-своему. Так реализуются принципы системно-деятельностного подхода.

Технология преследует цель развить эстетические и интеллектуальные навыки мышления, что необходимо для развития творческой, неординарной составляющей в личности ученика. При реализации данная технология может интегрировать сразу несколько видов деятельности школьников: игровую и исследовательскую.

Для того, чтобы на практике показать, как при помощи мастер-класса сформировать творческие способности у учащихся, был проведен экспериментальный творческий урок с применением этой технологии. Данный мастер-класс был проведен в МБОУ СОШ № 52 в 1 «Б» классе. В эксперименте приняли участие 18 детей. Для успешного усвоения мастер-класса группа детей была поделена на 3 подгруппы, каждую курировал свой педагог. Тип занятия — комбинированный урок, ведущей технологией которого является мастер-класс. Тема урока: «Создание поделки «Весенний цветок»». На уроке были применены методы активного обучения, такие как мозговой штурм, проблемная беседа. Для организации мастер-класса понадобилось специальное оборудование учителя: иллюстрации, полуфабрикаты поделки «Цветок», готовые примеры цветов. Ученикам для работы были выданы материалы: ножницы, салфетки (3 цвета), нитки.

В ходе мастер-класса реализуются несколько этапов занятий. На подготовительном этапе основной задачей является организация внимания и рабочих мест школьников. Благодаря этому создается рабочая атмосфера в классе, и проводится ознакомительное анкетирование для определения исходного уровня учащихся. На втором этапе проведения занятия применяется метод мозгового штурма, способствующий активизации мыслительного процесса у учащихся. Учитель задает вопросы, а школьники предлагают любые варианты идей. В результате формируется умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение оформлять свои мысли в устной форме.

Изложение краткого лекционного материала происходит на третьем этапе занятия. Для наглядности используется иллюстративный материал. В результате дети овладевают новой информацией. На четвертом этапе осуществляется дидактическая игра, повышающая интерес и удерживающая их внимание на задании. После игры ребята делают необходимые выводы о полезности бумажных цветов в качестве замены настоящих. На пятом этапе проходит практическая часть урока. В ходе этого этапа дети наглядно получают инструкцию по выполнения поделки, а затем реализуют такую же поделку на практике самостоятельно. Во время создания этой поделки учителем осуществляется индивидуальный подход к каждому в форме наставничества. Учитель наблюдает и помогает справиться с заданием. В результате дети осваивают и применяют знания на практике. Одним из важных этапов мастер-класса выступает заключительный этап рефлексии. На данном этапе констатируется результативность проведенного занятия при помощи метода анкетирования. Таким образом, осуществляется самоанализ ученика и анализ учителя.

По результатам анкетирования были выявлены качественные и количественные результаты мастер-класса. В начальной анкете 11 детей сказали, что им интересно творчество, в заключительной это сказали уже 17 детей. 15 из 18 детей качественно усвоили мастер-классы, у троих возникли трудности. Это видно по опросу, и по нашим наблюдениям. 18 детей написали, что они научились чему-то новому. Все дети отметили, что им понравилась атмосфера в классе.

В результате исследования было установлено, что на проведенном мастер-классе сформирован первый этап развития творческих способностей. Это этап подражания и имитации, он является подготовительным к дальнейшей творческой деятельности и включает в себя:

-     накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества;

-     освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

В данном мастер-классе дети освоили технологию создания цветов, но уже проявили свою творческую индивидуальность в использовании цвета, по-разному комбинируя их.

Таким образом, мастер-класс — универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков. Отсутствие соревновательного характера деятельности позволяет работать детям в собственном темпе, что способствуют становлению позитивной атмосферы в классе, и общему понижению фактора «школьной тревожности». И как следствие, накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности. А это значит, что у человека появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию и самоактуализации, что в дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала и личности в целом.

 

Литература:

 

1.    Л. В. Байбородова, В. В. Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005.

2.    Балакшина Л. Г. Исследовательская деятельность младших школьников.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007–2008.

3.    Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989.

4.    Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007

5.    Образовательная политика на современном этапе. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета РФ по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. Документы и материалы. ГУ ВШЭ, М.: 2002, с. 31.

6.    Смирнов С. А. Педагогика. Теории, системы, технологии. — М., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческая деятельность, форма наставничества, форма мастер-классов, индивидуальный подход, проведение занятий, проблемное обучение, нестандартная форма проведения занятий, мозговой штурм, этап.


Похожие статьи

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом

По его мнению, мастер-класс (форма ученичества) — активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга...

Игровые методы обучения как практическая направленность...

...“мозговой штурм”, учебно-исследовательская работа студентов; научно-исследовательская работа студентов, интерактивное обучение.

Проведена разработка организационно-практических вопросов вовлечения студентов очной формы обучения в самостоятельную...

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Урок — это форма организации обучения с целью овладения обучающимися изучаемым материалом.

мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры метод кейсов, практикум, тренинг, выступления

‒ Объяснение правил и этапов проведения викторины.

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Так как «мозговой штурм» является вполне самостоятельной формой проведения деловых игр.

Проведение мозгового штурма должно регулироваться четырьмя базовыми правилами: 1. Запрещение любой критики.

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов...

«Мозговой штурм» представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в

Игровая форма мероприятия создает дополнительный интерес к учебной деятельности и

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как...

Активные формы и методы проведения уроков математики...

Основные термины (генерируются автоматически): активное обучение, мозговой штурм, игра, учебный материал, учащийся, учебный процесс, игровая

Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей школе в целях повышения познавательной активности учащихся.

Интерактивное обучение как средство развития...

Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения

Интерактивные проведения занятий используются при лекций

интерактивные методы, дискуссия, познавательная активность, метод кейсов, «мозговой штурм», проблемная лекция.

Построение педагогического эксперимента по формированию...

Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Практический курс. Использование активных методов обучения: мозговой штурм, АРИЗ, ТРИЗ и т. д.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом

По его мнению, мастер-класс (форма ученичества) — активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга...

Игровые методы обучения как практическая направленность...

...“мозговой штурм”, учебно-исследовательская работа студентов; научно-исследовательская работа студентов, интерактивное обучение.

Проведена разработка организационно-практических вопросов вовлечения студентов очной формы обучения в самостоятельную...

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Урок — это форма организации обучения с целью овладения обучающимися изучаемым материалом.

мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры метод кейсов, практикум, тренинг, выступления

‒ Объяснение правил и этапов проведения викторины.

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Так как «мозговой штурм» является вполне самостоятельной формой проведения деловых игр.

Проведение мозгового штурма должно регулироваться четырьмя базовыми правилами: 1. Запрещение любой критики.

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов...

«Мозговой штурм» представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в

Игровая форма мероприятия создает дополнительный интерес к учебной деятельности и

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как...

Активные формы и методы проведения уроков математики...

Основные термины (генерируются автоматически): активное обучение, мозговой штурм, игра, учебный материал, учащийся, учебный процесс, игровая

Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей школе в целях повышения познавательной активности учащихся.

Интерактивное обучение как средство развития...

Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения

Интерактивные проведения занятий используются при лекций

интерактивные методы, дискуссия, познавательная активность, метод кейсов, «мозговой штурм», проблемная лекция.

Построение педагогического эксперимента по формированию...

Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Практический курс. Использование активных методов обучения: мозговой штурм, АРИЗ, ТРИЗ и т. д.

Задать вопрос