Статья посвящена определению роли иностранных инвестиций в обеспечении экономической безопасности Северного региона — Республики Саха (Якутия).
Одним из основных условий обеспечения экономической безопасности является масштабный приток внешних инвестиций в основные фонды и человеческий капитал, который возможен только при условии благоприятного инвестиционного климата.
С учетом последствий мирового финансового кризиса существенно возросла роль экономической безопасности при выработке и реализации долговременной стратегии социально — экономического развития России. Обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, а также необходимое условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества.
Основу национальной безопасности составляет, прежде всего, экономическая безопасность. Под экономической безопасностью субъекта федерации или региона современная экономическая наука понимает совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономику Российской Федерации, как относительно самостоятельной структуры.
Экономическая безопасность населения — это категория, выражающая сущность гарантированного обеспечения материально-вещественным содержанием и социально-экономическими формами функционирования всех благ и услуг для населения.
Одним из основных условий экономического роста является масштабный приток внешних инвестиций в основные фонды и человеческий капитал, который возможен только при условии благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционная политика является важнейшей составляющей частью экономической политики Республики Саха (Якутия). Главной целью инвестиционной политики республики является ресурсное обеспечение реализации стратегических целей и задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) — высокого уровня качества жизни населения на основе устойчивого развития экономики Республики Саха (Якутия).
Инвестиционная привлекательность Республики Саха (Якутия) сегодня ни у кого не вызывает сомнений. По своему потенциалу развития Республика Саха (Якутия) занимает особое место среди регионов России. Республика занимает первое место в России по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов, которые оцениваются в 78,4 трлн руб. (2 трлн евро). Якутия — это практически единственный регион в России, который обладает столь богатой и уникальной по составу и качеству минерально-сырьевой базой, а ее освоение находится на пороге начала масштабных инвестиций. На долю Якутии приходится 47 % разведанных запасов угля, 35 % природного газа, нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, 22 % гидроресурсов в целом по России.
За последние годы восприятие Якутии и отношение к ней в Российской Федерации и за рубежом уже стало кардинально другим. Если раньше республика ассоциировалась исключительно с алмазами, золотом и углем, то сегодня в этот ряд встала нефтегазовая отрасль, реализуемые крупные промышленные проекты.
Согласно данным Территориального органа федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия) по объемам иностранных инвестиций Якутия занимает второе место среди регионов Дальневосточного Федерального округа. Доля республики в объеме иностранных инвестиций в ДФО составляла 14,3 % в 2013г.
Оценочно объем прямых иностранных инвестиций за январь — декабрь 2013 года составит в расчете на 1 жителя Республики Саха (Якутия) 45 долл., что выше уровня аналогичного периода 2012 года на 86 %.
Объем инвестиций, поступивший от иностранных инвесторов, возрос порядка в 8 раз с 2000 по 2013г. — с 159570 тыс. долл. в 2000г. до 1403543,9 тыс. долл. в 2013г. Большая часть инвестиций приходится на топливно-энергетический комплекс — 1360576,9 тыс. долл. в 2013г. [1, c.155]
Согласно Посланию Президента Республики Саха (Якутия) Егора Борисова Государственному Собранию Ил Тумэн Республики Саха (Якутия), республике необходимо формировать и продвигать новые механизмы привлечения и поддержки инвестиций. Вне всяких сомнений, реализация огромного инвестиционного потенциала республики напрямую зависит от создания развитой энергетической и транспортной инфраструктуры, минимизации административных барьеров в области земельно-имущественной, градостроительной, тарифной политики, выгодных условий для бизнеса в целом, обеспечивающих свободу экономической деятельности. Развивая внешнеэкономические отношения с иностранными партнерами, необходимо отходить от сотрудничества только в области поставок сырья и искать новые точки соприкосновения по созданию производств с высокими технологиями.
Инвестиции — всего 1403543,9
Бельгия 733,6
Великобритания 857221,0
Виргинские острова (Брит) 4898,0
Германия 81,2
Казахстан 95440,6
Кипр 22540,6
Китай 50,9
Корея (Республика) 4332,0
Люксембург 400000,0
Объединенные Арабские Эмираты 15320,0
Япония 2926,0
Согласно Посланию Президента Республики Саха (Якутия с каждым годом расширяет круг инвестиционных проектов, направленных на улучшение собственных экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств — от энергетики до сельского хозяйства и туризма. Сегодня Якутия находится на пороге освоения богатейших нефтегазовых месторождений. Талаканское (извлекаемые запасы нефти утверждены в объеме 123,53 млн. тонн и газа 54 млрд. куб. м) и Чаяндинское (по величине запасов газа относится к уникальным — 1240,9 млрд. куб. м, извлекаемые запасы нефти — 50 млн. тонн), месторождения требуют многомиллиардных инвестиций. Начало их освоения существенно повлияет на развитие не только экономики республики, но и всего Дальневосточного региона в целом. Республика Саха (Якутия) ставит задачу в течение трех лет выйти на объемы добычи нефти с нынешних 3 млн. тонн до 10 млн. тонн, а в перспективе и до 50 млн. тонн.
Другой глобальный проект — освоение Эльгинского месторождения каменного угля (20 млн. тонн энергетического и 5 млн. тонн коксующегося угля в год). Как отметил Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов на заседании Совета по привлечению иностранных инвестиций при полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, наиболее привлекательными для иностранцев являются проекты по развитию Южной Якутии. В частности, проект по добыче железной руды на территории Нерюнгринского и Алданского районов предусматривает объемы производства до 40 млн. тонн руды в год.
В Республике Саха (Якутия) имеется целый ряд основных факторов, обеспечивающих ее инвестиционную привлекательность. Первым по значимости конкурентным преимуществом Республики Саха (Якутия) остается высокая обеспеченность природными ресурсами. Она не только имеет наибольший вес в инвестиционном потенциале, но и является источником большинства других сильных сторон региона. С ней напрямую связан основной приток инвестиций в ресурсный сектор региона. Среди ключевых сильных сторон региона можно выделить стабильную политическую обстановку, что является основным условием для привлечения инвестиций в регион.
Среди слабых сторон социально-экономического положения Республики Саха (Якутия) на первое место выходит неблагоприятное периферийное экономико-географическое положение, которое лимитирует возможности региона с точки зрения диверсификации экономики. Оно складывается, с одной стороны, из территориальной и транспортной удаленности региона, его внутриматерикового положения, а с другой — из неблагоприятных климатических условий, что является естественным препятствием для активного освоения территории.
Среди положительных, но менее значимых аспектов географического положения Республики Саха (Якутия) можно выделить относительную близость к КНР и странам АТР и выход к морю в сочетании с крупной речной артерией — река Лена с притоками. Это создает предпосылки для активной внешнеэкономической деятельности, особенно в контексте значительных запасов природных ресурсов на её территории.
Вместе с тем ряд ключевых факторов оказывают существенное негативное воздействие: оторванность инвестиционной деятельности от общеэкономической политики, неразвитость транспортных и энергетических коммуникаций, высокий износ основных фондов в жилищно-коммунальной сфере, сохраняющееся относительно неустойчивое финансовое положение большинства организаций (неудовлетворительная структура баланса), низкий уровень инновационной активности. Отсутствует четкая и понятная инвестору система привлечения инвестиций, в том числе действующей по принципу «одного окна». В республике высока роль экологических и социальных рисков (80-е и 66-е место соответственно). Суровый климат и удаленность оказывают опосредованное воздействие в виде удорожания жизни и, как следствие, повышенного уровня бедности, формируемого за счет занятых в не ресурсных секторах экономики. Географическое положение республики обусловило и следующее ограничение низкую инфраструктурную освоенность.
Неразвитая сеть автомобильных и железных дорог затрудняет процессы внутреннего и внешнего обмена. Такой аспект, как моно специализация экономики Республики приводит с одной стороны к дополнительным рискам, способствуя ее неустойчивости в кризис, а с другой — к отсутствию достаточно диверсифицированного набора мест приложения труда. Последнее является предпосылкой к оттоку квалифицированных кадров из региона.
Таким образом, иностранные инвесторы приносят на территорию другого государства не только капитал, но опыт и знания, которые способствуют экономическому росту страны. При обеспечении инвестиционной безопасности страны необходимо поддерживать инновационный сектор национальной экономики, чтобы иностранные инвестиции способствовали востребованности инновационной продукции, а не создавали для нее «уничтожающую конкуренцию».
Общему улучшению инвестиционного климата в Якутии будет способствовать политика открытости республиканских предприятий для внешних инвесторов. Для качественного изменения ситуации в сфере привлечения иностранных инвестиций необходима реализация комплекса мер правового, финансово-экономического и организационного характера.
Литература:
1. Попова С. А. Теория и практика обеспечения экономической безопасности населения в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. C.6.
2. Сомова Н. М. Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика. Теория и практика: научно-практический и аналитический журнал. № 16, 2010. С.54.
3. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020г. Москва, Якутск 2006.
4. http://www.interfax-russia.ru/