Поэтапная реализация экологической стратегии в современных условиях России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 07.05.2015

Статья просмотрена: 980 раз

Библиографическое описание:

Шилько, И. А. Поэтапная реализация экологической стратегии в современных условиях России / И. А. Шилько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 861-864. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18508/ (дата обращения: 17.12.2024).

Природно-экологический фактор играет двоякую роль в развитии экономики и общества в целом. С одной стороны, он служит источником вовлечения в воспроизводство новых естественных производительных сил, предоставляет дополнительные возможности для удовлетворения дополнительных потребностей человека и общества. С другой стороны, он является ограничителем роста: исчерпание не возобновляемых природных ресурсов, рост загрязнений окружающей среды требует выделять все больше ресурсов на поиск и освоение новых месторождений, охрану окружающей среды, компенсацию неблагоприятного воздействия допущенных загрязнений на уровень жизни общества и человека. Поэтому динамика природных процессов и окружающей среды, развитие природоемких и природовоспроизводственных отраслей являются важным объектом прогнозирования, поэтапного стратегического и индикативного планирования развития экономики страны.

Рассматривая роль экологической стратегии в современных условиях и ее роль в системе регулирования социально-экономического развития России, следует обратить особое внимание на выявление такой составляющей общенациональной программы, как поэтапность реализации экологической стратегии в современных условиях.

Одним из важнейших направлений внутренней политики государства является совершенствование структуры государственного управления, существенную часть которой составляет разработка и реализация государственных региональных программ и планов действий по охране окружающей среды России в целом.

В настоящее время эффективная охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности невозможны без системного поэтапного подхода. Современная система охраны окружающей среды и экологической безопасности включает ряд специфических инструментов, основывающихся на методах государственного регулирования и экологического менеджмента. К ним можно отнести: законодательные, информационные, административные, экономические и собственно экологические методы. Все перечисленные выше и совершенствуемые управленческие методы взаимно дополняют друг друга, а совместное применение их на практике составляет основу социально-экономической политики государства при переходе страны к устойчивому развитию.

Любая система предполагает множественность элементов, т. е. структурности системы и наличия интегрированных, т. е. объединяющих связей между составляющими элементами всей системы. К ним можем отнести формы, функции и методы государственного управления.

Применительно к экологически ориентированному поэтапному управлению выделяются две основные формы государственного управления:

-        оперативно-административное распорядительство, осуществляемое через установление законов, стандартов, норм;

-        оперативно-хозяйственное регулирование, осуществляемое посредством обеспечения исполнителей необходимыми средствами для выполнения ими своих производственных функций.

К методам государственного управления в области экологической политики относятся:

-        метод стратегического приоритета;

-        метод оперативного управления;

-        метод чрезвычайного реагирования и информативный метод.

Формы государственного экологически ориентированного управления реализуются, главным образом, через основные функции: учет природных ресурсов и планирование. Данные функции для обеспечения региональной экологической политики в России являются базовыми.

Целевое программирование является важным инструментом прямого государственного воздействия на тот или иной регион и страны в целом. Целевые региональные экологические программы призваны выполнять новую роль активного метода государственного управления, интеграции государственных, коллективных, индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных производственных проектов, а также проведения региональной политики государства.

Новая сущность целевых программ состоит в том, что они совмещают в себе синтез жесткого плана и свободного рынка, когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе.

Контроль выполнения всеми участниками программы запланированных мероприятий обеспечивается в настоящее время не директивными заданиями, а договорами государственно-правового характера или контрактами в сочетании с системой экономических стимулов.

Комплексное формирование и планирование регионального развития в настоящее время проводится в двух направлениях:

-        общетерриториальном;

-        программно-территориальном.

Такие черты программирования, как приоритет национальных интересов и политика, целенаправленность и комплексность, присущи как целевым федеральным, так и целевым региональным программам, поэтому формирование, планирование и прогнозирование федеральных и региональных программ базируется на одних и тех же предплановых разработках.

Вместе с тем региональная программа должна быть органически связана с территориальными и отраслевыми прогнозами, фокусироваться на решении основных задач экономического, социального и экологического развития региона.

Практика формирования региональных экологических программ свидетельствует о необходимости значительного совершенствования действующего порядка их разработки. При этом ряд важных вопросов методологии и организации их подготовки требует серьезного обсуждения и оценки. Прежде всего это относится к методике определения проблемы и целей региональной программы. Задачи территориального развития постоянно изменяются, финансовые, природные и другие ресурсы ограничены, поэтому целесообразно одновременно разрабатывать небольшое количество программ. Необходим их тщательный отбор, изучение и научное обоснование. Основной вопрос выбора региональной программы объективно заключается в том, какой методический инструмент при этом будет использоваться. Такими инструментами при формировании, планировании и финансировании региональных программ следует считать:

-        значимость или приоритетность для региона;

-        обеспечение экологической безопасности населения;

-        рациональность использования природных ресурсов.

В настоящее время недостаточно разработан и такой важный вопрос регионального программирования, как оценка эффективности программ.

Общая результативность региональной программы, ее экономическая, социальная и экологическая эффективность выражаются конкретными показателями. Это могут быть абсолютные, относительные, стоимостные и натуральные достижения программной цели.

Анализ соотношения результатов и затрат отражается в общих и частных показателях экономической эффективности, показателях абсолютной и сравнительной эффективности.

Под эффективностью реализации программы следует понимать меру соответствия ожидаемых результатов поставленной цели.

В социально-экономических и экологических программах применяются характеристики качественных изменений (загрязнение окружающей природной среды и биологическое разнообразие) в результате осуществления программных мероприятий.

В настоящее время на первый план в формировании, планировании, финансировании и реализации региональных целевых экологических программ выходят количественные оценки определения качества природной среды и ресурсов. Среди важнейших результатов программы следует учитывать влияние на соседние и другие регионы, обеспечение экологической безопасности страны, а также социальные, экологические и экономические последствия.

Применение различных методов при реализации целевых федеральных и региональных программ заключается в конечных экологических и социальных результатах, а также в направленности проектов на обеспечение согласованности действий государственных региональных органов власти и свободных рыночных структур.

Подчеркивается необходимость интеграции научного, промышленного и финансового потенциала, активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях управления.

Мировой опыт свидетельствует, что финансово-промышленная интеграция позволяет концентрировать ресурсы на основных и наиболее важных направлениях.

Таким образом, совершенствование методов формирования и реализации программ развития регионов России в настоящее время состоит в том, чтобы переложить на регионы большую часть расходов, связанных с социальным, экономическим и экологическим развитием, а в регионах центр тяжести финансирования экологических программ перенести с бюджетов всех уровней на негосударственный сектор экономики.

Отметим, что общество несет дополнительные затраты как при эффективной охране окружающей среды, так и при ее отрицательной эффективности. В случае отсутствия специальных политических мер эти затраты переносятся, как правило, на частный сектор экономики.

Преодоление проблем однородности и инерции при разработке и реализации региональной экологической политики требует коллективных действий государственных органов власти, бизнеса и общественности.

Однако политически это весьма сложная задача. Поэтому в условиях РФ с ее значительной дифференциацией экономических, социальных и экологических условий, высоким биологическим разнообразием экологические отношения также не могут быть однородными. При решении региональных проблем экологической политики должны учитываться не только региональные, но и местные особенности. Важно разработать эффективную научную методологию экологической политики, соответствующую условиям субъектов РФ.

Одним из наиболее эффективных направлений экологических отношений является эффективность экологической деятельности в контексте развития «модели партнерства» в экологической сфере. Она предполагает наличие двух ключевых условий:

-        во-первых, существования заинтересованных кругов на всех уровнях власти, которые могли бы быть партнерами в решении проблем экологической политики;

-        во-вторых, по широкому включению региональных общественных организаций, бизнеса и гражданского общества в экологически ориентированное государственное управление.

Создаваемые партнерские отношения уже активно используются при решении проблем экологической политики в стране и, главным образом, на основе сочетания интересов частного бизнеса и власти. Включение предпринимателей, представителей негосударственных структур в разработку, реализацию экологической политики дает более эффективные результаты, чем ориентация государственных органов на принудительное регулирование. Основная функция государственных органов в «модели партнерства» — обеспечение информацией, обучение, т. е. обеспечение условий для формирования экологических отношений.

Следовательно, экологическая политика определяет цели и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии и охраны окружающей среды на долгосрочный период. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и основных функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, а также обеспечения экологической безопасности страны.

Таким образом, во-первых, если Россия действительно заинтересована в том, чтобы стать полноправной участницей европейского и мирового сообщества, максимально и рационально использовать выгоды территориального, ресурсного и геополитического характера, то стране, безусловно, необходима принципиально новая экологическая политика, в полной мере учитывающая такие факторы, как принципиальные сдвиги в мировой политике последних десятилетий и новый формат взаимодействия основных субъектов мировой политики; глубину и характер рыночных преобразований; сокращение сферы влияния государства и возрастание влияния негосударственных политических и экономических факторов как на национальном, так и наднациональном уровне.

Исходя из этого, необходимо взять за основу следующие принципиальные положения: признание многофакторного, полисубъектного и полиаспектного характера процессов формирования экологической политики; необходимость использования системного подхода и учета дисперсности природных особенностей страны; императивность примата сохранения качества окружающей природной среды и обеспечения безопасности России над всеми остальными видами деятельности.

Во-вторых, требуется новая оценка ситуации в стране, учитывающая изменение отношений, интересов и природно-ресурсных возможностей государства, регионов, хозяйствующих субъектов и населения, для чего в первую очередь необходимо оптимизировать систему сбора и анализа информации, поступающей из регионов.

В-третьих, экологическая политика России должна определять деятельность властных структур по решению наиболее значимых проблем за счет государственных ресурсов и применения инструментов экологически ориентированного управления.

Смысл политологического подхода к экологической деятельности заключается в акцентировании внимания к следующим основным позициям: переход страны на безопасное и устойчивое развитие состоит в стратегическом сочетании политических и экологических подходов к решению стоящих перед Российской Федерацией задач.

Он требует всестороннего учета изменений социально-экономических условий регионов страны, связанных с кризисом платежеспособности многих предприятий и загрязнения природной среды.

В условиях экологического кризиса, наблюдающегося во многих странах, экологическая политика переходит в разряд стратегических задач государства и должна учитываться как показатель условий развития и роста политических, экономических и экологических структур общества.

В этом сущность политической и социально-экологической самоидентификации стран.

Для анализа безопасного развития российских регионов следует исходить из масштабов и специфики воздействия различных видов антропогенной деятельности, из территориальной дифференциации регионов и степени устойчивости их природной среды. Одним из ключевых факторов деградации природной среды в регионах России является техногенное загрязнение окружающей среды.

Накопленный опыт организации и функционирования охраняемых природных территорий показал возможность и необходимость структурно-функциональной оценки состояния биосферных заповедников, а также преимущества кластерного подхода к их формированию с учетом территориальной интеграции и дифференциации.

Экологически ориентированное государственное управление предполагает наличие множественности элементов, т. е. структурности системы и наличия интегрированных связей между составляющими эту систему элементами. Важнейшими элементами системы управления являются целевые комплексные экологические программы развития. В то же время программное государственное управление и заложенные в него методы в настоящее время являются инструментами прямого государственного воздействия на регионы.

Сегодня целенаправленная экологическая деятельность осуществляется и стимулируется на экономической основе. Основную экономическую нагрузку по реализации региональных экологических программ несут предприятия и организации. Одним из наиболее эффективных направлений решения региональных проблем экологической политики в стране является совершенствование методов и механизмов управления на государственном уровне, а также интенсификация экологических отношений в рамках «модели партнерства» в экологической сфере с участием гражданского общества.

Лишь усилиями всех структур государственной власти, общественных организаций, научного сообщества, гражданского общества возможно решение важной национальной задачи по формированию экологической политики страны как фактора обеспечения безопасности населения и сохранения окружающей природной среды Российского государства.

 

Литература:

 

1.      Гусева Н. А. Политические основы социально-экономического развития России на региональном уровне. М.: Государственный университет Высшая школа экономики. 2014

2.      Гусева Н. А. Роль регионов и политических объединений в формировании новой экологической политики России. М.: Институт сравнительной политологии РАН. 2014.

3.      Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // РЭЖ, № 9. 2013.- С. 5056.

4.      Лексин В., Швецов А. Программные методы территориального развития // РЭЖ, № 2. -2013. С.62–70.

5.      Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). Россия молодая, М.- 2014.

6.      Федоров Е. К. Взаимодействие общества и природы. Гидрометеоиздат, Л.- 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая политика, окружающая среда, государственное управление, окружающая природная среда, природная среда, программа, региональная программа, время, гражданское общество, регион.


Похожие статьи

Исторические предпосылки реализации социальной политики России

Модель становления экологической культуры личности в условиях устойчивого развития общества

Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления

Анализ и перспективы развития креативной экономики в РФ

Особенности развития бизнес-экосистем в России в современной ситуации

Развитие альтернативных способов урегулирования споров в России в условиях глобализации

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Развитие автомобильной промышленности России в современных условиях

Проблемы формирования геоэкономического мышления собственников в условиях глобализации

Направления совершенствования инновационной политики атомной энергетики в современных условиях

Похожие статьи

Исторические предпосылки реализации социальной политики России

Модель становления экологической культуры личности в условиях устойчивого развития общества

Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления

Анализ и перспективы развития креативной экономики в РФ

Особенности развития бизнес-экосистем в России в современной ситуации

Развитие альтернативных способов урегулирования споров в России в условиях глобализации

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Развитие автомобильной промышленности России в современных условиях

Проблемы формирования геоэкономического мышления собственников в условиях глобализации

Направления совершенствования инновационной политики атомной энергетики в современных условиях

Задать вопрос