Библиографическое описание:

Рацлав В. В., Боровская С. Н. Дистанционное обучение студентов педагогических вузов по дисциплине «охрана труда» // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1268-1271.

В статье доказана актуальность использования дистанционной формы обучения студентами педагогических вузов по дисциплине «Охрана труда». По мнению авторов, следует использовать дистанционную форму обучения для качественной подготовки высококвалифицированных педагогов, чтобы сформировать у них высокий уровень трудоохранной культуры.

Дистанционное обучение — это неотъемлемая часть процесса обучения, оно является залогом для сохранения жизни и здоровья будущего специалиста, его сотрудников и учеников во время учебного процесса.

Ключевые слова: дисциплина «Охрана труда», дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии (ДОТ), студент-бакалавр, трудоохранная культура, система дистанционного обучения (СДО), электронное тестирование (ЭТ), “Moodle”.

 

Постановка проблемы. Образование — это основной элемент в развитии общества, который обеспечивает распространение использования интеллектуального труда в разных сферах жизни. На современном этапе идет развитие компьютерных технологий, механизация процессов на производстве, улучшение и гармонизация условий труда, все это подводит нас к главной проблеме: как наилучшим образом подготовить будущих квалифицированных работников, а именно — педагогов. Ни для кого не будет секретом, что уровень компьютеризации современных студентов достигает 100 %. Практически невозможно встретить молодого человека, который не был бы знаком с основами компьютерной грамоты. Сейчас студенты погружены в безмерный мир интернета, который дает им массу возможностей, а психология современного студента значительно опережает студентов 80–90-х годов. Чтобы успевать за развитием научно-технического прогресса и общества, необходимо усовершенствовать учебно-воспитательный процесс и находить альтернативные методы обучения, а именно — дистанционное обучение.

Студенты педагогических вузов изучают такую дисциплину как «Охрана труда». Основной целью, которой является формирование трудоохранной культуры бакалавров, способных не только адаптироваться к современным условиям жизни, но и обеспечить своей деятельностью безопасные условия труда для своих коллег и учеников. К сожалению, в силу социальных, политических и экономических обстоятельств, получение высшего образования для многих молодых людей становится недоступным. Также серьезным препятствием к обучению, на сегодняшний день, является возникновение военной обстановки в восточной части Украины. Студенты не имеют возможности прибыть в учебное заведение по причине обострения военной ситуации, которая угрожает их здоровью и жизни. В этом случае дистанционное обучение приобретает особую значимость и актуальность, так как является единственным выходом в сложившейся ситуации. Возможно, военное положение послужит неким катализатором для скорейшего внедрения системы дистанционного обучения в большинство вузов Украины, особенно ее восточной части — Донбасса. И тут встает вопрос: «Способно ли дистанционное обучение охватить целиком ту базу знаний, умений и навыков по дисциплине «Охрана труда» так необходимых современному педагогу?».

Анализ основных работ и публикаций. Вопросы дистанционного обучения студентов по дисциплине «Охрана труда» рассматривали: Жданова В. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры техногенно-экологической безопасности) в статье «Роль системы электронного тестирования в формировании трудоохранной культуры бакалавров ВУЗ Украины»; Абракитов В. в статьях: «Преподавание дисциплин», Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда», «Охрана труда в отрасли» с использованием современных информационных технологий»; Сериков Я. (профессор, кандидат технических наук) в статье «Усовершенствование преподавания курса «Основы охраны труда» за счет использования компьютерных информационных технологий»; Абильтарова Э. в статье «Концептуальные подходы к обучению будущих инженеров-педагогов в отрасли Охраны труда»; Веремчук А. в статье «Проблемы и перспективы дистанционного обучения в ВУЗ» и др.

Цель статьи: раскрыть суть дистанционной формы обучения, определить преимущества и недостатки такого обучения, а также выяснить эффективность использования данной формы обучения применительно к студентам педагогических вузов по дисциплине «Охрана труда».

Основная часть. На сегодняшний день происходят кардинальные изменения в системе образования, которые предполагают не только преобразование существующей структуры обучения, но и внедрение новых информационных технологий в этот процесс. Для этого в учебных заведениях переоснащаются аудитории в соответствии с новыми стандартами качества образования [1]. Дистанционное обучение — одно из важнейших составляющих образовательной среды. А для привлечения педагогических высших учебных заведений (ВУЗ) к Болонской системе образования необходимо стимулировать внедрение информационных технологий. Нынешние педагогические учебные заведения готовят учителя для школы вчерашнего дня [2].

Обучение по дисциплине «Охрана труда» имеет существенные отличия в сравнении с другими учебными дисциплинами: оно помогает закрепить обязательные государственные нормативные акты по охране труда (ОТ), а также процессу обучения и проверки знаний [3].

Дистанционная форма обучения заявлена как равноправная с традиционной очной, заочной, вечерней формами обучения и экстернатом в статье 42 Закона Украины «Про вищу освіту» [1].

Дистанционное образование базируется на следующих принципах:

1.                  Гибкость — отсутствие регулярных занятий в виде лекций и свободный выбор времени.

2.                  Модульность — Каждая отдельная тема или ряд тем, которые усвоены слушателем, создают целостное представление об определенной предметной области.

3.                  Параллельность — обучение может проводиться без отрыва от основной профессиональной деятельности.

4.                  Дальность действия — отсутствие препятствий в виде расстояния между слушателем и учебным заведением.

5.                  Асинхронность — возможность реализации технологий обучения независимо от времени.

6.                  Массовость — некритичность параметра «количество слушателей».

7.                  Рентабельность — экономическая эффективность обучения.

Технологичность — широкое использование новых информационно- коммуникативных технологий [4].

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — это образовательные технологии, которые используют в обучении, а также информатизованные способы коммуникации, которые обеспечивают связь.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — это образовательные технологии, которые используют в обучении, это информатизованные способы коммуникации, которые обеспечивают связь обучающегося и преподавателя [5].

Существуют такие виды информационных технологий:

1.                  Кейс-технология — наиболее широкая, включает в себя специальные обучающие методички, программу, методические указания. Здесь реализуется модульный принцип обучения, который позволяет оптимально усваивать учебный материал.

2.                  Сетевая технология — другими словами это интернет-технология, она является золотой серединой в дистанционном обучении, так как позволяет и педагогу и студенту знакомиться и анализировать разные информационные источники. Сетевая технология содержит разные формы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестовые системы, способы общения студентов и преподавателей. Также сюда входят видеолекции, которые проводятся квалифицированным преподавателем, который умеет поддерживать контакт с аудиторией слушателей в форме «вопрос-ответ». Преимущество видеолекций в том, что в них синтезированы основные дидактические возможности всех экранно-звуковых способов, которые максимально направляют познавательную активность учеников.

3.                  Телевизионная технология, которая используется очень редко, так как во время ее эксплуатации возникает ряд технических сложностей [5].

Преимущества дистанционного обучения:

1.                  Более высокая эффективность профессиональной подготовки в сравнении с вечерней и заочной формами обучения, при более низкой стоимости образовательных услуг.

2.                  Сокращение сроков обучения.

3.                  Возможность параллельного обучения в украинских и зарубежных вузах.

4.                  Независимость студента от географического расположения вуза.

Но в настоящее время существуют некоторые недостатки организации дистанционного обучения в сети ВУЗ Украины: для обеспечения эффективного дистанционного обучения будущих педагогов, должны быть высоко подготовлены, информационно осведомлены преподаватели. Они должны иметь базовые знания в отрасли предмета, который читают, в нашем случае это дисциплина «Охрана труда», психологически готовы к такой форме обучения студентов-педагогов, а также необходима база знаний в работе с информационно-техническими установками.

Другим недостатком является не сформированная в четкой последовательности структура программного обучения для дистанционного обучения, а также система доступа к курсам и система проверки и оценки знаний студентов. Также должны быть сформированы четкие критерии оценки студентов, которые обучаются дистанционно [6].

Главным заданием изучения дисциплины «Охрана труда» в педагогических вузах является формирование высокого уровня трудоохранной культуры педагогов-бакалавров, обеспечение профессиональной компетентности будущих педагогов, а также гарантия организации безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья учеников и коллег.

Возникает проблема разработки оптимального курса дистанционного обучения по «Охране труда», где будет сбалансированное изучение теоретического материала и его практическое усвоение. Также достижение такого уровня усвоения теоретических знаний и практических умений, которые обеспечат адекватные, взвешенные, последовательные действия в случае возникновения аварийных ситуаций, которые будут требовать быстрого принятия решения, от которого будет зависеть судьба людей [7].

Учитывая то, что активные методы обучения студентов (лекции, семинарские занятия, практические работы) по таким базовым дисциплинам как: «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», «Охрана труда в отрасли», способствуют формированию трудоохранной культуры и культуры безопасности в целом. Следует также заметить, что создание системы дистанционного обучения (СДО) и электронного тестирования (ЭТ) является не только возможным способом организации процесса обучения, но и необходимым элементом. Это поможет студенту-бакалавру: обобщить учебный материал и структурировать его; сформировать стойкие трудоохранные знания, умения и навыки; установить причинно-следственные связи между отдельными темами или модулями; повысить интерес к изучению дисциплины «Охрана труда»; понизить уровень затрат на распечатку и копирование конспектов, самостоятельных работ и возможность отслеживания изменений в законодательных нормативных документах по «Охране труда» [8].

Сейчас широко используются СДН как «Прометей» и «Moodle», но мы остановимся на последнем.

“Moodle” — это система управления содержанием сайта (Content Management System- CMS), которая специально разработана педагогами для онлайн-курсов. Такие e-learning системы часто называются системами управления обучения (Learning Management System- LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments- VLE).

“Moodle” предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения на расстоянии, что характеризуется как простой в исполнении программный комплекс. “Moodle” имеет приблизительно 2 млн. зарегистрированных пользователей, 46 тыс. образовательных порталов на 70-ти языках в 200 странах мира, объединяет более 300 прграмистов-разработчиков [9].

СДО “Moodle” позволяет разработать ЭТ по дисциплине «Охрана труда», что является начальным этапом для преподавания курса при помощи информационных технологий, которые совершаются в форме диалога студента и компьютера, при отсутствии ответственного за тестирование.

Значительной важности тестирование приобрело после внедрения Болонского процесса в образовательную систему Украины. ЭТ становится актуальным, так как процесс обучения будущих педагогов ориентирован в основном на самообразование.

Задачи ЭТ по дисциплине «Охрана труда»:

-        самопроверка знаний студентами по зачетным модулям;

-        помощь при проведении аудиторных занятий;

-        осуществление контроля как формы допуска к выполнению практических работ;

-        для сдачи коллоквиумов, зачетов, экзаменом и т. д.

ЭТ обеспечивает весомое воздействие преподавателя на студента, так как студент заинтересован в том, чтобы вовремя появиться и сдать ЭТ. Тесты могут быть следующих типов: верно-неверно (закрытая форма, выбор ответа из нескольких вариантов), короткий тестовый ответ (открытая форма), короткий числовой ответ (открытая форма), расчет по формуле (открытая форма) [7].

Принципы создания обучающих ресурсов:

-        принцип распределения, полноты и интерактивности учебного материала;

-        принцип мультимедийной подачи учебного материала;

-        принцип адаптированности к личным особенностям слушателя;

-        принцип наглядности;

-        принцип индивидуального регулирования времени [10].

Выводы. Исходя из выше изложенного материала, можно с уверенностью сказать, что дистанционное обучение в XXI ст. можно считать оправданным и перспективным в системе подготовки будущих педагогов. Дистанционная форма обучения позволяет сделать высшее образованнее более доступным для большего круга населения. Широкое его внедрение в систему образования Украины является экономически оправданным, и влечет за собой увеличение количества образованных людей, что неизменно приведет к экономическому росту страны. В данный момент это очень актуально, ведь военная ситуация в стране болезненно отразилась на благосостоянии населения Украины. Также дистанционное обучение именно по «Охране труда» будущему педагогу позволит четко знать свои права и обязанности, так как работа с детьми это большая ответственность, прежде всего за их жизнь и здоровье. В недалеком будущем, возможен процесс дистанционного обучения по дисциплине «Охрана труда» в системе образования Украины. Это будет четко сформированная структура, мотивирующая студентов к познавательной деятельности, ведь учиться никогда не поздно, но лучше это делать с удовольствием.

 

Литература:

 

1.                  Режим доступа: http://zagpedagogika.at.ua/load/problemi_i_perspektivi

2.                  _distancijnogo_navchannja_u_vnz/1–1-0–298.

3.                  Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/57B8BBEAE6E2E4E

4.                  AC3256D2F004E4E72/doc.html

5.                  Рябова В. Е. О дальнейшем совершенствовании профессиональной подготовки (обучения) по охране труда /В. Е. Рябова // Охрана и экономика труда. — 2010. — № 1. — 60 с.

6.                  Попов В. М. Ресурсное обеспечение дистанционного обучения по охране труда /В. М. Попов, О. В. Андрюшкова //Кадровый потенциал. — 2011. — № 3 (143). — 40 с.

7.                  Режим доступу: http://ua-referat.com.

8.                  Підкасистий П.І. Комп’ютерні технології в системі дистанційного навчання /П.І. Підкасистий, О. Б. Тищенко //Педагогіка. — 2000. — № 5. — С. 7–12.

9.                  Жданова В. Г. Працеохоронна підготовка майбутніх фахівців з економіки на прикладі нормативної дисципліни «Основи охорони праці» / В. Г. Жданова, Є.Е. Шустов // Техногенно-екологічна безпека України: стан та перспективи розвитку: матеріали всеукр. наук.практ. конф. — Ірпінь, 2013. — С. 122–123.

10.              Жданова В. Г. Влияние методов активного обучения в формировании трудоохранной культуры специалистов / В. Г. Жданова // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. — Екатеринбург, 2012. — Ч. 2. — С. 16–22.

11.              Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. /А. М. Анисимов. — Х.: ХНАГХ, 2009. — 292 с.

12.              Кауненко М. В. Тенденции развития инновационных образовательных процессов применительно к обучению в области охраны труда / М. В. Кауненко, А. А. Никитина // Охрана и экономика труда. — 2011. — № 1. — 56 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционного обучения, «Охрана труда», дисциплине «Охрана труда», трудоохранной культуры, дистанционное обучение, формы обучения, процесса обучения, системы дистанционного обучения, дистанционной формы обучения, обучения будущих педагогов, педагогических вузов, Дистанционная форма обучения, обучения студентов, формами обучения, методы обучения, дисциплина «Охрана труда», дистанционного обучения студентов, система дистанционного обучения, дистанционного обучения в большинство, дисциплины «Охрана труда».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос