Научно-теоретический анализ показывает, что в первое десятилетие XXI века, несмотря на многие принимаемые социальные меры в здравоохранении, образовании и спорте, в Российской Федерации сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, то есть ежегодный рост уровня заболеваемости детей и подростков из тенденции конца прошлого века перерос в закономерность. К сожалению, количество учащихся отнесенных к основной медицинской группы за период обучения в школе снижается.
По данным Министерства образования РФ, только 12 % детей, поступающих в первый класс, практически здоровы (Ветошкина Е. А., 2006). Из года в год прогрессируют ухудшение состояния не только здоровья, но и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой на уроках. За последние годы заболеваемость школьников выросла на 18–20 % (Сажнева Е. В., 2010).
По данным специалистов (Казакова Т. Н., Вайнбаум Я. С.), за время обучения в школе число здоровых детей сокращается в пять раз. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозит нормальное физическое развитие. Наиболее типичные у школьников нарушения опорно- двигательного аппарата (нарушения осанки, различные формы сколиоза и т. д.), органов зрения, кардиореспираторной системы и негармоничное физическое развитие.
Школьникам, имеющим отклонения в здоровье и перенесшим какие-либо заболевания, а также длительно и часто болеющим особенно необходимо двигательная активность, от которой они зачастую освобождаются врачами. То есть школьникам, отнесенным к СМГ необходимы специальные программы, ориентируемые на уровень здоровья, физическую подготовленность, функциональное состояние их организма, специфику заболеваний и т. д.
Сегодняшние дети — это будущий трудовой потенциал страны, который будет обеспечивать гарантию социальных выплат и много другое. А с уменьшением их численности и снижением качества их здоровья немалая часть из них в будущем будет нуждаться в социальной помощи в виде пенсий по инвалидности, в стационарном лечении и реабилитации; их жизнедеятельность потребует значительных социальных затрат.
Таким образом, здоровье детей либо строится, и это требуется больших средств, усилий, культуры, самоотдачи от всего обществ, либо разрушается, что происходит само собой, без затрат и усилий.
Поэтому неудивительно, что одной из главных проблем высших учебных заведений страны, непосредственно кафедр физического воспитания вузов, является здоровье поступающих абитуриентов, и физический потенциал. Поэтому привычной стала стойкая тенденция к увеличению контингента студентов специальной медицинского группы (СМГ).
В этом контингенте наблюдается рост студентов, не способны заниматься в группе и требующих по состоянию здоровья организации индивидуальных занятий, систематических консультаций и контроля за их самостоятельными занятиями. Это те студенты, которые полностью освобождаются врачами от практических занятий физической культурой.
В свою очередь, создаются определенные трудности специфик подготовки преподавателей для такого вида работы, определенные для этого часов работы, расписания и т. п., так как в программ учебной дисциплины такие студенты даже не упоминаются.
Если профессорско-преподавательский состав вузов по работе о студентами СМГ высказывает негативное мнение с указанием недостатков современной организации их физического воспитания и единой программе, то в самих программах Министерства образования ничего десятилетиями не меняется.
Действующая в настоящее время программа третьего поколения не учитывает степень и многоплановость нарушений в организм студентов СМГ, особенностей имеющихся заболеваний, уровня физического состояния, наличие в них студентов — инвалидов.
Значит, что содержание и направленность физического воспитания в СМГ вузов не отвечают современным требованиям и нуждаются в изменении с точки зрения их эффективности. Для этого не обходимо признать, что состояние здоровья детей, школьников подростков, а значит абитуриентов является актуальной проблемой государства.
Одно из решений этой проблемы является оптимизация двигательной активности студентов, посредством обучения их самостоятельному и творческому оздоровлению в долгосрочной перспективе.
Организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном пространстве должно включать взаимосвязь педагогического, медицинского и психологического сохранения здоровья студентов.
Важный принцип современного обучения — личностно- ориентированный, дифференцированный подход в физкультурно- оздоровительной деятельности студентов СМГ наиболее целесообразен, так как осуществление дифференцированной коррекции физического воспитания этих студентов является обязательным условием в реализации задач учебного процесса.
В научной и учебно-методической литературе методы личностно- ориентированного обучения трактуют как методы обучения, применение которых предполагает учет личностных характеристик и возможностей обучающихся, их возрастных и психологических особенностей, характера, волевых качеств, способностей и интересов.
Этот подход позволил нам создать организационно — педагогические условия оптимизации физического воспитания студентов СМГ, использовать средства в зависимости от характера и проявления структурных и функциональных изменений в организме, обусловленных патологическими процессами и улучшить их физическое состояние, подготовленность.
Существенным повышением эффективности физического воспитания студентов, которые должны стать для них потребностью, являются самостоятельные занятия по индивидуальным программам оздоровления, носящим прежде всего лечебно-профилактическую и оздоровительную направленность. Эти программы и задания расширяют диапазон двигательных действий, улучшают уровень психофизической подготовленности студентов, их знания и умения по преодолению имеющихся заболеваний и отклонений в здоровье, служат общему укреплению организма, повышают работоспособность. То есть студент создает свое собственное образовательное пространство, соответствующее его индивидуальным особенностям.
Именно самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования в условиях быстрого обновления знаний.
Самостоятельная работа студентов играет важную роль в процессе обучения и должна стать основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей профессиональной деятельности. Е этому ее организации должно уделяться особое внимание для студентов всех медицинских групп.
Характерной особенностью личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в физическом воспитании студент СМГ является гибкость построения программного учебного материала, адекватность содержания физической подготовленности индивидуальному функциональному состоянию, способностям, возможностям, уровню здоровья, характеру заболевания каждого студента.
Огромную роль в работе со студентами СМГ играет профессиональная подготовка преподавателя, уровень его знаний для создан множества различных квалифицированных, эффективных, индивидуальных программ и тесного взаимодействия его со студентами которые должны чувствовать его заинтересованность в улучшен их физического состояния, поддержке в достижении поставленных целей.
В настоящее время условия жизни вынуждают современного человека к непрерывному и активному участию в образовательной деятельности. Преподаватель же просто обречен на необходимое непрерывного общекультурного и профессионального образования как способа быть востребованным на современном рынке образовательного труда.
Таким образом, современная реализация нового содержания образования в области физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе строится на основе индивидуальных программ, личностной ориентированности в их самостоятельных занятиях.
Литература:
1. Вильчук К. У., Харкевич О. Н. Медицинские новости. Т. 2. 2007.
2. Здоровье детей: социальное философские аспекты // Медицине] новости. 2008. № 12.
3. Крылова Л. М. Индивидуальный подход в занятиях студентов О Сб. материалов научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания в вузе». М.: МГСУ, 2012.