Перспективы развития инфраструктуры туризма в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 1382 раза

Библиографическое описание:

Джураев, А. Т. Перспективы развития инфраструктуры туризма в Узбекистане / А. Т. Джураев, М. Э. Ахматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 624-627. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18311/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье рассматриваются вопросы прогнозирования развития инфраструктуры туризма в Узбекистане, разработка туристской модели включающую узбекское гостеприимство и международные стандарты сервиса, а также организация туристских потоков в туристские дестинации во всех областях нашей республики.

 

В настоящее время большинство стран в мире развивает национальную экономику через развитие туризма. У Узбекистана есть все необходимые условия по формированию туризма не уступающие зарубежным странам, которая является основным источником развития этой области. Начиная с первых лет независимости, были проведены реформы для формирования и развития туристической инфраструктуры в соответствии с требованиями времени которые сегодняшнее время дают положительные результаты. Под инфраструктурой туризма понимают легкий доступ туристов к туристическим ресурсам, системам зданий, инженерным и сетям связи, в том числе дорог, различным компаниям и другим системам которые обеспечивают деятельность в сфере обслуживания. К примеру, к ним относятся системы регулирующих движение автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских и речных путей, а также, тепло, электрические и телефонные связи.

Туристическая инфраструктура Узбекистана была основано еще в Советском Союзе. Но проблема была в том, что распределение дохода с этой сферы всегда решался в центре. В 1985–1989 годах внутренний и региональный туризм Узбекистана был в объеме 1,4–1,5 млн. человек, как число иностранных туристов достигала всего 130–180 тысяч человек. К этому времени, в 1985 году в Турции число иностранных туристов достигала 1,5 млн., в 1992 году 7 млн., в 2003 году 11 млн. человек. В 1981 году Венгрию посетило 14,2 млн. человек, а в 1991 году число туристов возросла до 19,1 млн. человек. В 1992 году в индустрии туризма Узбекистана были всего 27 видов услуг для иностранных туристов, а к 2008 году более 50. В таких странах как Турция, Италия и Испания эта цифра достигает 250–400. После обретения страной независимости по инициативе Президента развитие туризма стало приоритетным вопросом. В общем, развитие инфраструктуры туризма в Республике Узбекистан можно разделить на пять этапов.

Первый этап (1992 год). Этот этап характеризуется формированием национального туризма в стране. На данном этапе, была основана национальная компания «Узбектуризм», которая является лидером в инфраструктуре туризма.

Второй этап (1993–1995 годы). Была разработана национальная модель развития туризма. Вместе с постепенным увеличением объема туристических услуг появились проблемы по разработке новых туристических направлений, услуг, материально-технической базы, управления, организационные системы и другие, которые в рамках национальной компании «Узбектуризм» не в состоянии были решить. Чтобы работать непосредственно с туроператорами компания открыла свои офисы в Германии (Франкфурт-на-Майне), в Англии (Лондон), в США (Нью-Йорк), в Объединенных Арабских Эмиратах (Шарджа) и в России (Москва).

Третий этап (1995–1997 годы). Начался процесс приватизации в области туристических услуг. К началу 1996 года, национальная компания «Узбектуризм» приватизировало 90 % туристических объектов государственных предприятий.

Четвертый этап (1998 год). На данном этапе, была создана возможность развитию экспортного потенциала, постоянного притока валюты, туристов и инвестиций. Чтобы национальный туризм отвечал международным стандартам, развивалась инфраструктуры обслуживания косвенно связанная с туризма, в частности, границы, таможни и службы аэропорта.

Пятый этап (период после 1999 года). На данном этапе, был подписан Указ президента Республики Узбекистан «Государственная программа о развитии туризма», которая стало не только политической основой усилению роли национального и международного туризма возможность, но также укрепило его экономические основы. На основе этого нормативного документа туристские предприятия получили дополнительные льготы. Кроме этого, в иностранных дипломатических представительствах Узбекистана был введен штат консультанта по туризму. В августе этого года Парламентом страны был принят закон «О туризме», которая стало правовой основой для улучшения работы в туристическом секторе.

Сегодняшнее время экстренная медицинская помощь и объекты быта для туристов не на должном уровне. Следует отметить, что на местах нет должного внимания к построению таких объектов. Это является важной задачей не только для туристов, но и для граждан страны. В древности вдоль Великого шелкового находились караван-сараи. Караван-сараи для торговых караванов служили в качестве гостиницы. В них для караванов и купцов были комнаты для ночлега, питьевая вода, продукты питания и другие услуги (врачи, музыканты, охранники и т.д.). Наша страна обладает древней историей и культурой. Археологами были обнаружены канализационные сети, которым три тысячи. Есть достаточно доказательств, что были специальные сооружения для хранения питьевой воды, к которым вода приходила по специальным керамическим трубам и сточные воды то же выходила по специальным трубам. Восстановление такого исторического, традиционного наследия и приведение их в современное состояние, является целью сегодняшнего времени.

Культурный туризм — это деятельность туристов заинтересованных в культуре, истории, этнографии, археологии, фольклора, образе жизни других народов. В культурном туризме в целях получения более глубоких представлении о культуре людей уделять больше внимание на местный театр, национальное искусство и народное художественное ремесло. В некоторых случаях туристы посещают дома местного населения или живут в домах, чтобы лучше узнать культуру. Исторический туризм — это деятельности туристов интересующихся инструментами, посудой, монетами, деньгами, военным оружием, жилищными условиями, крепостями, городами, захоронениями, картинами, медресе, мечетями и материалами относящихся историческим источникам которые дошли до нас с древних времен. У Узбекистана есть большой потенциал для развития культурного и исторического туризма, который будет способствовать развитию международных отношений.

Сегодня чтобы развить туристическую инфраструктуру, отвечающую международным стандартам, ведутся работы и выделяются инвестиции. Инфраструктура туризма, делится на экономические или политические системные компоненты, которые имеют вспомогательный и подчиненный характер, обеспечивающий бесперебойную работу сервиса.

Главные факторы достаточности видов инфраструктуры можно группировать следующим образом:

-        региональный ручной труд и необходимый инструмент;

-        комплексы отдыха (гостиница, мотель, кемпинг);

-        вода, в основном, питьевое водоснабжение;

-        канализация и телекоммуникации;

-        предоставление достаточного количества продуктов питания;

-        система здравоохранения;

-        безопасный транспорт с точки зрения предоставления необходимых ресурсов;

-        порты и надежный железнодорожный транспорт; разработка программ по защите исторических памятников и традиций;

-        охрана окружающей среды;

-        культурные программы и места для чтения, библиотеки, музеи, театры, строительство частных и государственных культурных центров;

-        защита пешеходов от шума, пыли, тумана, развитие зеленых зон и построение парков;

-        разработка и приведение в порядок дорожек для пешеходов и велосипедистов, зданий, мест и зон отдыха, регулирование вывоза мусора;

-        подготовка профессиональных кадров в сфере туризма, создание условий возможности обучения и саморазвития;

-        меры по предотвращению стихийных бедствий и развитие противопожарных служб.

Развитие индустрии туризма не можно представить без туристической инфраструктуры. Инфраструктура туризма начинала развитие в конце девятнадцатого века. В настоящее время эта сеть стала третьим по прибыльности отраслью в мире. Исследование этой сферы по нашему мнению является условием времени. Сегодня, индустрия туризма является динамично развивающейся международной торговой услугой. За последние 10–20 лет число иностранных туристов в мире ежегодно в среднем возросло на 5–6 %, а темпы роста поступления в иностранной валюте составляют в среднем ежегодно в 8–9 %. По данным Всемирной туристской организации в 2009 году в мире зарегистрировано 780 млн. туристов, а фиксированный доход от международного туризма составил 478 млрд. долларов США (без учета международных транспортных услуг). В целом, с 1950 по 2008 года, ежегодное поступление валюты от международного туризма была увеличена на 145 раз. По мнению экспертов, развитие туризма будет продолжаться и в будущем. В 2015 году, по разным данным ожидается, что индустрия туризма станет крупнейшим экспортным сектором. Если нынешние темпы роста туризма сохранятся, количество международных туристов в 2015 году составит 1 млрд. человек. По мнению ученых, на основу развития международного туризма составляют следующие факторы:

-        экономический рост и социальные процессы;

-        развитие транспортных средств;

-        увеличение числа рабочих, служащих и повышение их материального и культурного уровня в развитых странах;

-        увеличение эффективности рабочей силы и продление отпусков;

-        развитие межгосударственных отношений и культурных связей, личностных отношения в региональном и межрегиональном уровнях;

-        развитие сектора услуг;

-        разработка технологии (и другие);

-        уменьшение и снижение препятствий пограничных барьеров, обменом валюты и устранения бюрократия.

Последнее время с каждым днем возрастает важность туризма в мире. Это результат прямого влияния на экономику туризма. Сегодня туризм стал развивающейся отраслью в экономике стран СНГ. Поэтому исследования проводятся во всех областях и уровнях сферы туристической деятельности. С целью получения выгоды туристические организации проводят маркетинговые исследования, развивают гостиничные комплексы, транспортные услуги, службы питания, сеть розничных магазинов и множество других операций которые являются частью туристической инфраструктуры. Инфраструктура туризма играет важную роль в развитии сельского хозяйства и других отраслей экономики. Этим свойством она является сферой инвестиций и приносящей выгоду. Инфраструктура туризма связана с других областями услуг: туристическая инфраструктура становится приносящей большую пользу для экономики в развивающихся странах; инфраструктура туризма является фактором создания рабочих мест в странах, где не развиты или отсутствуют рабочие места, этот сектор помогает в борьбе с безработицей; инфраструктура туризма служит посредником диалога между странами и регионами, в экологической и культурной сфере и является индустрией гостеприимства; туристическая инфраструктура может отражать характер разрушения созданных им источников. Основной целью туризма является развитие разработки эффективной политики, а не разрушение природных и социальных ресурсов.

 

Литература:

 

1.      Жураев A. T. Ахматова M. E. Развитие исторического и культурного туризма в Узбекистане. Научный вестник Бухарского государственного университета 2014/4 (56) -148 С. [на узбекском языке]

2.      Кутлимуротов Ф. С. Учебно-методический комплекс по предмету международный туризм. Ургенч, 2010. -160 [на узбекском языке]

3.      Алимов К. А., Кутлимуротов Ф. С., Раббимов Е. Т. Инфраструктура туризма (учебное пособие). Т., 2011., 88 с. [на узбекском языке]

4.      Ислам Каримов Узбекистан на пути углубления экономических реформ. Ташкент: Узбекистан, 1993. [на узбекском языке]

Основные термины (генерируются автоматически): инфраструктура туризма, туристическая инфраструктура, Узбекистан, международный туризм, турист, национальная компания, развитие, развитие туризма, этап, исторический туризм.


Похожие статьи

Развитие и размещение туризма в Кыргызстане: эколого-экономическое обоснование

Рассматриваются вопросы эколого-экономического обоснования развития и размещения туризма в Кыргызстане, состояние и проблемы освоения туристских ресурсов и предложены пути эффективного развития отрасли в стране.

Инвестиционный климат в Казахстане: перспективы и возможности

В данной статье мы рассмотрим инвестиционный климат Казахстана, анализ его текущего состояния, ключевые отрасли и сектора экономики Казахстана, представляющие потенциал для привлечения инвестиций, а также оценим дальнейшие перспективы для привлечения...

Туристские перевозки — важный элемент инновационного развития туризма Казахстана

В статье рассмотрены проблемы туристских перевозок Республики Казахстан, роль туристских перевозок в инновационном развитии туризма.

Финансовая поддержка фермерских хозяйств в условиях либерализация экономики в Узбекистане

В статье изложены механизмы кредитования и финансовой поддержки фермерских хозяйств в Республике Узбекистан. А также, формированы научные предложения и практические рекомендации по улучшению финансового состояния фермерских хозяйств.

Эколого-экономические аспекты развития традиционной и альтернативной энергетики в мире и Узбекистане

В статье рассмотрены основные проблемы развития традиционной и возобновляемой энергетики в экологическом контексте. Показан опыт развитых индустриальных государств в решении экологических проблем и работа, проводимая в данном направлении у нас в респ...

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках организации туристской деятельности в Удмуртии

В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики. Анализируются основные показатели ...

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Анализ современного состояния выездного туризма в России

В статье раскрыты основные проблемы развития выездного туризма; показана динамика развитии туристского рынка в России; проведен анализ современного состояния выездного туризма и представлены перспективы его дальнейшего развития.

Туризм в Узбекистане и роль маркетинга в его развитии

В статье рассмотрены особенности развития туризма в Узбекистане, а также даны общие характеристики достопримечательностям и исторических местам страны, раскрыта роль маркетинга в сфере туризма, особенности маркетинговых услуг, турпродукта и предложен...

Похожие статьи

Развитие и размещение туризма в Кыргызстане: эколого-экономическое обоснование

Рассматриваются вопросы эколого-экономического обоснования развития и размещения туризма в Кыргызстане, состояние и проблемы освоения туристских ресурсов и предложены пути эффективного развития отрасли в стране.

Инвестиционный климат в Казахстане: перспективы и возможности

В данной статье мы рассмотрим инвестиционный климат Казахстана, анализ его текущего состояния, ключевые отрасли и сектора экономики Казахстана, представляющие потенциал для привлечения инвестиций, а также оценим дальнейшие перспективы для привлечения...

Туристские перевозки — важный элемент инновационного развития туризма Казахстана

В статье рассмотрены проблемы туристских перевозок Республики Казахстан, роль туристских перевозок в инновационном развитии туризма.

Финансовая поддержка фермерских хозяйств в условиях либерализация экономики в Узбекистане

В статье изложены механизмы кредитования и финансовой поддержки фермерских хозяйств в Республике Узбекистан. А также, формированы научные предложения и практические рекомендации по улучшению финансового состояния фермерских хозяйств.

Эколого-экономические аспекты развития традиционной и альтернативной энергетики в мире и Узбекистане

В статье рассмотрены основные проблемы развития традиционной и возобновляемой энергетики в экологическом контексте. Показан опыт развитых индустриальных государств в решении экологических проблем и работа, проводимая в данном направлении у нас в респ...

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках организации туристской деятельности в Удмуртии

В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики. Анализируются основные показатели ...

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Анализ современного состояния выездного туризма в России

В статье раскрыты основные проблемы развития выездного туризма; показана динамика развитии туристского рынка в России; проведен анализ современного состояния выездного туризма и представлены перспективы его дальнейшего развития.

Туризм в Узбекистане и роль маркетинга в его развитии

В статье рассмотрены особенности развития туризма в Узбекистане, а также даны общие характеристики достопримечательностям и исторических местам страны, раскрыта роль маркетинга в сфере туризма, особенности маркетинговых услуг, турпродукта и предложен...

Задать вопрос