Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 1723 раза

Библиографическое описание:

Шнюкова, Е. А. Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи / Е. А. Шнюкова, О. Н. Анциферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18138/ (дата обращения: 26.04.2024).

В настоящее время студентами любого вуза осознается потребность в умении менять свое речевое поведение в соответствии с задачами и целями общения. Это объясняется тем, что в современном образовательном пространстве активно используются коммуникативные технологии обучения, к числу которых относится интерактивная образовательная модель. В связи с этим уже на этапах подготовки к будущей профессиональной деятельности происходит обучение дискуссии и дискуссионной речи студентов всех направлений и специализаций. В некоторых случаях это осуществляется целенаправленно (в условиях необходимого педагогического сопровождения), в других — попутно, при решении других учебных задач. Таким образом, каждый студент в той или иной мере развивает умение выстраивать дискуссионную (полемическую) речь.

Современная наука достаточно подробно исследовала феномен дискуссии. Выявлены личностные аспекты аргументации в дискуссии (Б. И. Айзенштат, Е. И. Алексеева, И. Г. Сусловский и др.), охарактеризовано логическое строение дискуссии (Г. Д. Давыдов, Б. С. Грязнов, Ю. Д. Прилюк и др.), исследованы лингвистические средства выстраивания дискуссионной речи (П. В. Баранов, Б. В. Сазонов, А. П. Алексеев, Л. В. Славгородская и др.), написаны работы по развитию дискуссионных умений (О. Г. Дзюбенко, С. Г. Коростелева, Е. В. Шантарин, Л. В. Аниськина и др.). Однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделено феномену языковой рефлексии, необходимой в процессе обучения умению выстраивать и осуществлять дискуссионную речь.

Под языковой рефлексией обычно подразумевают осознанное отношение к своей и чужой речи с точки зрения нормативного, коммуникативного и этического аспектов культуры речи. Развитие такого уровня языкового сознания требует определенных усилий со стороны обучаемого, в нашем случае студента. На наш взгляд, в настоящее время появилась необходимость в разработке доступной для студента модели анализа дискуссионной речи и речевого поведения в целом. Безусловно, такая модель должна быть разработана при участии лингвистов, психологов, педагогов, методистов. Мы не беремся предположить, какую именно форму обретет эта модель (измерительных материалов, алгоритма и др.), мы лишь настаиваем на необходимости взаимодействия наук при разработке данной модели.

Очевидно, что осознание студентом важности языковой рефлексии, развитие умения ее осуществлять приведет к развитию умения управлять своим речевым поведением, что является важным в будущей профессиональной деятельности.

 

Литература:

1.         Махновская Н. И. Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1992. 18 с.

2.         Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение, 1991. 127 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дискуссионная речь, речевое поведение, языковая рефлексия, будущая профессиональная деятельность, развитие умения.


Похожие статьи

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой...

Т.В. Деркач. Формирования профессиональной речи студентов в процессе обучения в вузе.

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности.

Дискуссия как один из методов формирования навыка...

Для реализации вышеперечисленных умений занятия на английском языке должны быть нацелены не только на усвоение фонетики, грамматики, лексики, стилистики и других аспектов языка, но и на формирование языковых навыков и развитие речевого умения.

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению...

Дошкольное детство — это время формирования будущей личности ребёнка, его

Развитие речи дошкольника осуществляется при разных видах деятельности, в том числе и на

Уровень развития речевых навыков и умений детей до поступления в школу, в разделе грамоты...

Развитие диалогической речи у студентов неязыковых вузов...

Чтобы коммуникация в рассматриваемом виде речевой деятельности со стороны студентов

Подведение итогов работы. Рефлексия.

Дальнейшее развитие умений в монологической и диалогической речи у студентов неязыковых вузов (на примере аутентичного материала).

Формирование коммуникативной компетентности...

Для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Развитие различных видов речевой деятельности. Языковая и речевая личность. КЛК «Из истории профессии.

Этикет деловой речи и профессионального общения. Стили речевого общения. Нейтральный стиль.

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость

Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях...

Также формирование дискутивных и аргументативных умений необходимо для полноценного развития коммуникативной и

Однако нельзя не учитывать того факта, что поведение во время дискуссии, включающее не только подбор средств речевой деятельности, но и...

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре

Профессиональная рефлексия учителя ‒ это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика [1, с. 60].

Рефлексия деятельности. В качестве приемов могут быть использованы следующие

Похожие статьи

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой...

Т.В. Деркач. Формирования профессиональной речи студентов в процессе обучения в вузе.

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности.

Дискуссия как один из методов формирования навыка...

Для реализации вышеперечисленных умений занятия на английском языке должны быть нацелены не только на усвоение фонетики, грамматики, лексики, стилистики и других аспектов языка, но и на формирование языковых навыков и развитие речевого умения.

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению...

Дошкольное детство — это время формирования будущей личности ребёнка, его

Развитие речи дошкольника осуществляется при разных видах деятельности, в том числе и на

Уровень развития речевых навыков и умений детей до поступления в школу, в разделе грамоты...

Развитие диалогической речи у студентов неязыковых вузов...

Чтобы коммуникация в рассматриваемом виде речевой деятельности со стороны студентов

Подведение итогов работы. Рефлексия.

Дальнейшее развитие умений в монологической и диалогической речи у студентов неязыковых вузов (на примере аутентичного материала).

Формирование коммуникативной компетентности...

Для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Развитие различных видов речевой деятельности. Языковая и речевая личность. КЛК «Из истории профессии.

Этикет деловой речи и профессионального общения. Стили речевого общения. Нейтральный стиль.

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость

Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях...

Также формирование дискутивных и аргументативных умений необходимо для полноценного развития коммуникативной и

Однако нельзя не учитывать того факта, что поведение во время дискуссии, включающее не только подбор средств речевой деятельности, но и...

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре

Профессиональная рефлексия учителя ‒ это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика [1, с. 60].

Рефлексия деятельности. В качестве приемов могут быть использованы следующие

Задать вопрос