Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса для достижения современного качества начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД). Одним из средств их формирования у младших школьников может стать проект интегрированного урока. Работа над таким проектом обеспечит каждому ученику возможность осуществить комплексную работу и применить знания и умения, полученные на таких, казалось бы, разных уроках как технология, риторика, литература, изобразительная деятельность. Осуществление этого проекта знакомит учеников третьего класса со всеми универсальными учебными действиями.
Первый этап работы был индивидуальный и формировал личностные и регулятивные УУД. Замысел и эскиз игрушки мы выполнили на уроке изобразительной деятельности. Ребята представляли себя художниками-декораторами кукольного театра. Надо было не только придумать образ куклы, но и вписать его в декорации воображаемого спектакля. На уроках технологии мы сделали с ребятами куклы папье-маше. Точнее, на 1 уроке выполнили головы куклы из пластилина. Дети ориентировались на схемы расположения глаз, носа, пропорции лба и подбородка, приведённые в учебнике изо. На 2 уроке осваивали технологию папье-маше. Эта работа формировала познавательные УУД. Слой за слоем покрывали заготовку 7 слоями бумаги и оставили сушить до следующего урока. Дети с нетерпением ждали следующего урока, когда было намечено расписывать игрушку: сначала фон, а затем по сухому глаза и улыбку. На 3 уроке технологии мы работали с тканью. У куклы появилась рубашка. После художественной обработки одежды и сборки с головой кукла бибобо для театрального действия была готова. Получились славные игрушки. Далее была поставлена задача: объединиться в группы и придумать маленькую пьесу. Пришло время второго этапа работы. С пьесами мы знакомились на уроке литературного чтения. Поставить свою пьесу с участием придуманных детьми героев – трудная задача. На этом этапе формировались коммуникативные УУД. Работа двигалась самостоятельно, но с учётом плана и сроков. Пробные варианты были представлены на уроках риторики и литературы. Ребята учились выполнять разные роли в группе. Кто-то брал на себя инициативу лидера, координатора, кто-то - исполнителя, кто-то - критика. Спектакли оттачивались на совесть. Движущей силой в этом процессе было и то, что зрителями наших постановок станут воспитанники детского дома. Моим ученикам хотелось вложить в спектакль все тепло своих сердец.