Среди слагаемых, обеспечивающих успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление служебной дисциплины, профессионально-нравственное совершенствование личности, важное значение имеет правильная организация патриотического воспитания сотрудников ОВД.
Под патриотическим воспитанием сотрудников ОВД мы понимаем целенаправленную, многоплановую, систематическую, организованную и скоординированную деятельность субъектов взаимодействия (командиров, начальников, воспитателей) по формированию у сотрудников патриотизма как интегративного личностного качества, имеющего профессиональную значимость.
Сущность данного процесса заключается в создании условий для формирования патриотического поведения, переводе социально-нравственных ценностей в личностные.
В общей системе воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел патриотическое воспитание сотрудников ОВД предполагает реализацию ряда взаимосвязанных функций:
- статусно-позиционной - обеспечивает понимание и принятие сотрудниками законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответственности и обязанностей как основных субъектов профессиональной деятельности и жизненной стратегии;
- формирующе-развивающей - состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у сотрудников социально-ценностных характеристик, чувства патриотизма, а также продуктивную реализацию их патриотического потенциала в служебной деятельности;
- информационно-коммуникативной - обуславливает активное влияние патриотического воспитания на процесс познания в подразделении, а также развитие социально значимых связей и уставных взаимоотношений в служебных коллективах;
- информационно-мобилизующей - состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих субъектов к продуктивному воспитанию патриотизма в служебном коллективе;
- прогностическо-деятельностной - заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера сотрудника в интересах формирования и развития социально-ценностных образований и чувства патриотизма [2]
Анализ сущности и цели патриотического воспитания дает возможность выделить задачи анализируемого процесса, к которым относятся:
1. Расширение теоретических знаний о патриотическом воспитании.
2. Формирование патриотических чувств, т. к. неразделимо сознание и чувство патриотизма, сознание и чувство долга, принадлежность к российскому народу.
3. Развитие патриотизма как нравственного качества через аксиологическое отражение действительности.
Патриотическому воспитанию сотрудников ОВД как сложному, противоречивому и динамическому процессу присущи устойчивые, повторяющиеся существенные связи между элементами. Эти связи проявляют себя как закономерности патриотического воспитания и включают:
- соответствие целей и задач патриотического воспитания требованиям общества и милицейской службы, духовно-нравственным идеалам личности;
- возрастание роли патриотического воспитания в воспитательной работе ОВД;
- соответствие содержания, методов и форм патриотического воспитания решаемым задачам, конкретной обстановке;
- соответствие результатов системы патриотического воспитания поставленным целям и задачам, зависимость эффективности воспитательного воздействия от уровня теоретико-методической подготовки воспитателей, их культурно-нравственного развития.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания сотрудников ОВД. Анализ современных педагогических исследований по проблемам патриотического воспитания [1;4;5;7] позволяет выделить совокупность принципов, составляющих основу реализации данного процесса в ОВД. К числу их относятся общепедагогические принципы (природосообразности, субъектности, интегративности, оптимальности, воспитания в процессе деятельности, воспитания в коллективе и через коллектив, опоры на положительное в личности и коллективе, индивидуального подхода) и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД (принцип конкретно-исторического подхода, принцип преемственности, принцип государственно-патриотической и профессиональной направленности воспитания, принцип требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них).
Совокупность общепедагогических и специфических принципов, составляющих основу процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД, определяет содержание рассматриваемого процесса, в котором можно выделить следующие направления:
- воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине, потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности;
- воспитание сотрудников в духе гордости за принадлежность к системе ОВД России, стремления развивать и обогащать их боевые традиции;
- развитие у сотрудников желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
- развитие постоянного стремления к овладению своей профессией, к отличному освоению техники, оружия и способов их применения;
- изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути и воспитание на этой основе у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления приумножить их;
- формирование профессионально и личностно значимых моральных (морально-боевых) и психологических качеств сотрудника ОВД, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над преступниками;
- формирование у сотрудников непоколебимой верности присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;
- формирование у сотрудников глубокого понимания необходимости защиты Родины, стремления к борьбе с преступностью;
- обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах органов внутренних дел, семьях погибших сотрудников;
- пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников органов внутренних дел, образцового исполнения служебного долга.
Специфика объекта нашего исследования обусловливает необходимость выделения особенностей патриотического воспитания сотрудников ОВД, которые отражают общепедагогическую направленность данного процесса и его специфику.
К общим особенностям процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД относятся:
- ярко выраженная профессиональная направленность, приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой;
- воспитание у сотрудников уважительного отношения к достоинству граждан, направленности на защиту прав человека и гражданина, неукоснительное выполнение требований нормативных актов;
- необходимость учета особенностей объекта воспитания - взрослых людей, которых иногда приходится перевоспитывать;
- развитие у сотрудников государственного мышления, формирование у них четкой позиции в оценке и понимании государственной политики, воспитание их в духе преданности Родине и служебному долгу, верности Присяге и профессионально-этическим нормам Кодекса чести;
- развитие различных видов общественных формирований сотрудников ОВД; активизация деятельности советов наставников, ветеранов, собраний сотрудников, работа с сотрудниками, прошедшими «горячие точки»;
- совершенствование системы профессионального воспитания молодых сотрудников, повышение значимости традиций и ритуалов, стимулов морального и материального поощрения.
Анализ научных исследований по развитию патриотического воспитания сотрудников ОВД [1;3;4] позволяет выделить специфические особенности данного процесса, включающие:
- обусловленность направленности и характера данного процесса не только экономическими, социально-политическими, идеологическими устоями общества, но и существующей нормативной базой;
- зависимость патриотического воспитания сотрудников от особенностей организации труда и управления в ОВД;
- осуществление данного процесса в рамках уставной организации, в условиях постоянного выполнения служебных задач, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками;
- обусловленность педагогического воздействия на воспитуемых специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности сотрудника, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Итак, анализ процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД как целостного педагогического процесса позволяет выделить основные положения, важные для нашего исследования:
- патриотическое воспитание формирует добросовестное отношение к труду, стремление к активному проявлению профессионально-трудовых качеств, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять профессиональные обязанности;
- патриотическое воспитание побуждает чувство гордости за свою героическую Родину, чувство верности и преданности ей;
- патриотическое воспитание позволяет изучение и продолжение милицейских традиций, ритуалов;
- патриотическое воспитание дает сотруднику осознанное стремление защищать территориальную целостность государства и его конституционный строй, бороться с терроризмом и экстремизмом, преступностью;
- в процессе патриотического воспитания происходит повышение авторитета ОВД в обществе непосредственно через служебную деятельность каждого сотрудника, его отношения к гражданам и их проблемам и профилактическую работу среди населения;
- главными качествами для сотрудника ОВД является честность, порядочность, совестливость в служении Родине;
- для сотрудника характерна жизненная стойкость и мужество; сотрудники ОВД несмотря ни на что, сохраняют веру в лучшее будущее, это помогает им преодолевать все невзгоды;
- сотрудники ОВД обеспечивают постоянную охрану и правопорядок граждан;
- патриотическое воспитание сотрудников ОВД обеспечивает преемственность поколений;
- патриотическое воспитание усиливает связь сотрудника с прошлым, настоящим и будущим своего Отечества;
- патриотизм превращает человека в патриота, делает его социальным, более духовным и более развитым, готовым к героизму. Посредством патриотизма человек из субъекта личной жизни превращается в активный субъект исторического процесса.
Библиографический список:
1. Жиляев А.А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах. – Автореф. дис….канд.пед.наук. – М., 1998.
2. Дудко А.В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений. Дис. … канн. пед наук. –Оренбург, 2002. – с.38-39.
3. Кабденов Т.К., Кильмашкина Т.Н. Особенности применения методов воспитания в органах внутренних дел //Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1998. - №2(8). - с.42.
4. Кукушин В.М., Лебедев Г.П. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебное пособие. –Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.
5. Рыжкин Ю.Е. Военно-патриотическое воспитание: Метод. пособие. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - М.-Л., 1948. - Т.2.
7. Хайрулин Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Челябинск, 1996.