В последнее время наметилась устойчивая тенденция отставания российских спринтеров на мировой спортивной арене, что в соответствии с современной концепцией индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов, основанной на методологии системного подхода, приводит к необходимость пересмотра отдельных положений построения тренировочного процесса и качественного совершенствования подготовки отечественных спринтеров.
Практическое решение данной проблемы большинство тренеров связывают с интегральной подготовкой легкоатлетов, увеличивая объёмы использования соревновательного и адекватных специальных упражнений.
Анализ выполнения тренировочных нагрузок спринтерами высокой квалификации за последние 30 лет, а также этапы развития спорта в целом показывают, что в период 70-80-х гг. наблюдалась тенденция к ежегодному увеличению средств подготовки на 6-8%.
С середины 80-х гг. до начала 90-х гг. объёмы годовой нагрузки снизились на 12-13%, а показатели интенсивности основных средств подготовки повысились на 3-5%.
С середины 90-х гг. по настоящее время сохранилась тенденция увеличения интенсивности тренировочного процесса в среднем на 1,5-2,5% в год за счёт уменьшения объёма нагрузок на отдельных этапах годичного цикла на 3,1-3,8%.
В разные годы специалисты были убеждены, что такая вариативность динамики тренировочных нагрузок, в конечном счете, приведёт функциональное состояние организма спринтеров к повышению уровня специальной работоспособности и достижению планируемых результатов.
Данное направление в ряде видов спорта сохраняется и сегодня, поскольку является, по мнению отдельных тренеров, мощным рычагом, оптимизирующим специальную подготовку.
Однако, значительное увеличение доли специализированных средств, интенсивности их применения в спортивной подготовке в отечественной лёгкой атлетике привели к обострению целого ряда проблем:
- повышение доли специализированных средств в подготовке спринтеров часто не обеспечивает эффективной оптимизации двигательных возможностей и планируемого роста результатов из-за недостаточной оперативности и объективности выявления и устранения лимитирующих факторов и педагогических ошибок;
- коренное противоречие между постоянно возрастающими требованиями к организму спортсменов, диктуемыми тенденцией к росту мировых достижений, обострением конкуренции в крупнейших соревнованиях и природными возможностями человека;
- повышение уровня физической подготовленности приводит к задержке роста технического мастерства, в результате спортсмен не может более эффективно использовать свой двигательный потенциал;
Сложность рассматриваемой проблемы становится более очевидной, если разработка и построение тренировочных программ имеет в виду не столько выполнение каких-то параметров задаваемых нагрузок (чаще всего параметры задаваемой нагрузки ориентированы на максимальное значение), сколько получение запрограммированных срочных, отставленных и долговременных тренировочных эффектов, двигательных действий, а также как можно более эффективную реализацию спортсменом своего двигательного потенциала.
Всё выше сказанное приводит к выводу о том, что построение процесса подготовки, а, следовательно, и тренировочных программ должно быть направлено на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности и оптимизацию двигательных возможностей спортсмена.
В отечественной теории и методики лёгкой атлетики есть довольно много работ, посвященных подготовке спринтеров, развитию тех или иных физических качеств у бегунов, а также организации педагогического контроля в беге на короткие дистанции [1,2,3,4,9 и др.], однако, вопросы оценки структуры специальной подготовленности спортсменов до настоящего времени разработаны недостаточно. Прежде всего, это определяется недостатками разработки вопросов оценки степени реализации двигательного потенциала в условиях соревновательного упражнения.
Формирование рациональной структуры движений легкоатлетов в соревновательном упражнении во многом определяется объективностью управления процессами использования в тренировке специальных упражнений.
Эффективность применения специальных упражнений зависит от многих факторов и, в первую очередь, от успешного решения таких вопросов как: подбор упражнений, соответствующих по биомеханической структуре соревновательному, интенсивность их выполнения, количество их выполнений при оптимальных формах и паузах отдыха.
Среди учёных и практиков [5,6,7,8,10,11] усиливается тенденция учёта информации о параметрах структуры соревновательных упражнений легкоатлетов в качестве наиболее важных методологических и методических предпосылок, обеспечивающих решение проблемы реализации двигательного потенциала и оптимизации двигательных возможностей, что в свою очередь может значительно повысить специальную подготовленность спринтеров.
Изменяются аспекты управления тренировочным процессом. Всё чаще его объективными компонентами выступают кинематические и динамические параметры структуры движений спортсменов при выполнении соревновательного упражнения. На их основе определяется уровень спортивной подготовленности легкоатлетов, планируется содержание и построение тренировочного процесса, включая выбор тренировочных упражнений, определение величины нагрузки и оперативную коррекцию.
Результаты научных исследований [12,13,14 и др.] свидетельствуют о том, что в технологии управления совершенствованием спортивного мастерства с возрастом и квалификацией спортсменов снижается информативность показателей, характеризующих уровень развития отдельных физических качеств. Вместе с тем существенно возрастает информативность показателей, отражающих специфику реализации двигательных возможностей в условиях соревновательного упражнения. Однако система оценки степени реализации двигательного потенциала бегунов в условиях, максимально приближенных к соревновательным, до настоящего времени разработаны недостаточно. В результате этого большинство показателей, используемых специалистами, отражают в лучшем случае лишь преимущественное развитие того или иного качества и далеко не всегда в необходимой степени полно раскрывают целостную структуру специальной подготовленности квалифицированных спринтеров, затрудняя выявление факторов, лимитирующих дальнейший рост результатов. Возникающие в связи с этим научно-практические проблемы приобретают, таким образом, актуальное и, во многом решающее значение для дальнейшего прогресса спортивных результатов в этом виде легкой атлетики.
Существенная оптимизация двигательных возможностей во многом связана с системным представлением, исследованием и практическим построением спортивной тренировки.
Системное представление сводится не только к регистрации и ориентации на следственные характеристики тренировочного процесса (соревновательная результативность, структура соревновательной деятельности, структура подготовленности), но и на установление причинных характеристик в виде тренировочных и соревновательных нагрузок, условий их выполнения, обеспечивающих соответствующее единство и взаимосвязь соревновательной результативности, структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
Преодоление усиливающегося противоречия между значительным увеличением доли специализированных средств подготовки и оптимизацией двигательных возможностей, что в свою очередь приведёт к более полной реализации двигательного потенциала может быть успешна решена путём научной разработки и реализации концепции управления параметрами структуры соревновательного упражнения, обеспечивающего интегральное развитие и совершенствование двигательных и функциональных возможностей спортсменов.
Список литературы
1. Алабин, А. В. Основные направления и результаты решения проблемы индивидуализации скоростно-силовой подготовки девушек-легкоатлеток. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. В. Алабин. – М.: ГЦОЛИФК, 1982. – 22 с.
2. Арзуманов, Г.Г. Влияние тренировочных режимов на изменение показателей структурных компонентов техники бега и специальной работоспособности спринтеров. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Г. Г. Арзуманов. - М., 1982. - 25 с.
3. Бондаренко, В. П. Упражнения скоростно-силовой направленности в контроле за низким стартом и стартовым разгоном спринтеров-юношей на начальном этапе спортивного совершенствования / В. П. Бондаренко, А. И. Мацко, А. А. Зузик // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ пробл. физ. культуры и спорта КубГАФК. - Краснодар, 2000. - Т. 3. - с. 13-16.
4. Булкин, В. А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью. Автореф. дис. … доктора пед.наук: 13.00.04 / В. А. Булкин. – М.: 1987. – 44 с.
5. Власов, В. Н. Инновационные технологии: методология, обучение и совершенствование рациональной системы двигательных действий в спринтерском беге / В. Н. Власов // Теория и практика физической культуры. – 2002. - № 9. – С. 16-18.
6. Джалилов, А. А. Визуальная оценка двигательных действий в связи с совершенствованием профессиональных навыков специалистов по лёгкой атлетике (на примере бега с максимальной скоростью). Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.04 / А. А. Джалилов. – ГЦОЛИФК – М., 1993. – 22с.
7. Добровольский, С. С. Оптимизация интенсивной технологии совершенствования двигательных действий бегунов-спринтеров с использованием технических средств / С. С. Добровольский // Теория и практика физической культуры. – 1993. - № 3.- С. 23-28.
8. Квасникова, Н. А. Тактика бега на 400м на основе оптимизации продолжительности участков дистанции. Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. А. Квасникова. – М.; ВНИИФК, 2005. – 21с.
9. Ковальчук, Г. И. Прогнозирование двигательных способностей бегунов на короткие дистанции / Г. И. Ковальчук // Теория и практика физ. культуры : Тренер : Журнал в журнале. - 2003. - N 9. - С. 31-34.
10. Логинов, А. А. Методические приемы оптимизации ритмо-скоростных характеристик структуры движений квалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. А. Логинов. - М., 1982. - 24 с.
11. Мирзоев, О. М. Индивидуальная соревновательная деятельность высококвалифицированных легкоатлетов. Спринтерский и барьерный бег : метод. пособие / О. М. Мирзоев, В. М. Маслаков, Е. П. Врублевский ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Всерос. федерация легкой атлетики. - М., 2005. - 77 с.: табл.
12. Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические основы: Монография / В. В. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Фёдоров, М. Н. Ахметзянов. – Челябинск, 2003. – 480с.
13. Фискалов, В. Д. Основы спортивной подготовки / В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин // Учебное пособие: Волгоград. – ВГАФК.- 2002. – 141 с.
14. Шульгатый, Л. П. Управление параметрами специализированных средств подготовки легкоатлетов в беге и прыжках. Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.04 / Л. П. Шульгатый. – Кубанский ГАФК. – Краснодар, 2002. – 50с.