Рост спортивного мастерства квалифицированных спортсменов по видам спорта, в том числе и в велоспорте, во многом зависит от создания оптимальных и эффективных структур тренировочного процесса.
В ходе планирования тренировочного процесса важным моментом являлось выявление оптимального построения тренировочного процесса у велосипедистов-шоссейников высокой квалификации в предсоревновательном этапе.
Разработка и внедрения соревновательного метода тренировки при видоизмененных задачах средств тренировки для велосипедистов высокой квалификации, повысит спортивные достижения как на внутренней, так и на международной арене.
К сожалению, в программах подготовки для велосипедистов-шоссейников высокой квалификации нет достаточных и обоснованных методов тренировки на предсоревновательных этапах подготовки.
Выше изложенное требует проведения дополнительных исследований, что обуславливает актуальность избранной темы.
Цель исследования: Разработать и экспериментально обосновать рациональное построение соревновательного метода тренировки на предсоревновательном этапе у шоссейников высокой квалификации.
Задачи исследования:
Изучение особенностей построения тренировочного процесса на различных этапах соревновательного периода.
Изучить динамику изменений у велосипедистов-шоссейников высокой квалификации при совершенствованных средств соревновательного метода тренировки.
Определить влияние объемов предлагаемых усовершенствованных упражнений на спортивные достижения на предсоревновательном этапе.
Разработать и обосновать оптимальный вариант построения тренировки в предсоревновательном этапе велосипедистов-шоссейников высокой квалификации.
Организация исследования. Исследования проводились в естественных условиях в течении 2-х лет на базе (РКОР) г.Ташкента, на учебно-тренировочных занятиях по велосипедному спорту на шоссе при подготовке к соревнованиям (зимний Чемпионат на шоссе – 22-26 февраля 2011г.), (летний Чемпионат на шоссе 19-22 июня 2011г.) и (Кубок Узбекистана на шоссе с 15-20 октября 2011г.).
Экспериментальная группа состояла из 10 человек, в которой занятие проводились по рекомендуемой нами программе. Также гонщики делились на профили, как (темновик, груповик).
Тренировочные и соревновательные нагрузки в группах «А» и «Б» были подобраны таким образом, что при равном общем годовом объеме интенсивная нагрузка (в группе «А» – 3500 км и в группе «Б» – 1802 км). Различным было общее количество соревновательных дней и количество стартов групповых гонках как на треке и на шоссе: в группе «А» – 140 дней и 65 стартов, в группе «Б» – 35 дней и 26 стартов за экспериментальный период.
В группе «А» мы применяли новейшие технологии в постановки аэродинамической посадки, которая уменьшит «завихрения», что приводит к уменьшению сопротивления и перерасходу энергии, также обучали выбору позиции (позиционной борьбе), которая даст экономию в расходе ккал на протяжении 50-55% гонки.
Эффективность экспериментальной тренировки оценивалась по показателям в гистограмме годового объема (км), соревновательном, интенсивном объеме и количество соревновательных дней.
Рис 1. Годовой км в общем, соревновательном, интенсивном объеме и количество соревновательных дней. Группа А и Б.
Таблица 1
Взаимосвязь трёх выполняемых упражнений с контрольным временем на 165 км тренировке
-
ДО
Упражнения
Время упражнений
ЧСС
Общие время
Результаты
Вертушка
21:30
201.1
5:19
0.02
Интервал
9:17
Командная погоня
16:15
ПОСЛЕ
Вертушка
20:48
194.2
4:46
0.11
Интервал
9:07
Командная погоня
15:38
Таким образом между результатами максимального ЧСС при выполнении нами предложенных трёх упражнений в экспериментальной группу “А” и между контрольным временем на 165 км тренировке, выявлена положительная средняя статистическая взаимосвязь.
Особенность построения тренировочного процесса на различных этапах соревновательного периода заключилась в оптимизации тренировочной нагрузки велосипедистов группы спортивного соревнования на предсоревновательном этапе «сужение» нагрузки аэробного характера за счет увеличения нагрузки аэробного характера. В результате построение тренировочного процесса изменились показатели скорости в сторону снижения времени прохождения дистанции с 5:19 минут к 4:46 минутам в конце замирений.
Динамика изменения у велосипедистов группы высшего спортивного мастерства определилась влияние объемов соревновательной тренировки на предсоревновательном этапе подготовки, и показала снижение ЧСС в покое и увеличение при максимальных нагрузках, что говорит о повышении квалификации спортсменов.
Разработка и обоснованно оптимальные варианты построения тренировки на предсоревновательном этапе у велосипедистов высокой квалификации при совершенствовании стандартных упражнений, выявила чёткую взаимосвязь с улучшением результатов в (r=0.11) с предлагаемой методики, что также является достоверным фактом для внедрения предлагаемой нами методики.
Литература
Архипов Е.М., В.А. Бахвалов. Велосипедный спорт (трек и шоссе). Учебное пособие для тренеров. Физкультура и спорт- Москва, 1965 г.
Архипов Е.М., А.В. Седов. Велосипедные гонки по шоссе. Физкультура и спорт – Москва, 1968 г.
Архипов Е.М. Велосипедный спорт Физкультура и спорт- Москва, 1966 г.
Архипов Е.М., А.Седов. Велосипедные гонки по шоссе. Физкультура и спорт- Москва, 1958 г.
Годик. М.А. Спортивная метрология. Физкультура и спорт – Москва, 1988 г.
Ердаков С.В, В.А.Капитонов,В.В. Михайлов Тренировка велосипедистов шоссейников. Физкультура и спорт- Москва, 1990 г.
А.Красников. Тактика в велосипедном спорте. Физкультура и спорт- Москва, 1968 г.
Маткаримов Р.М. Маткова.Е.Н. Юн.Р.С. Повышение спортивно педагогического мастерства в велосипедном спорте (методическое пособие)- Ташкент, 2009 г.
А.В.Седов, Техника велосипедиста. Физкультура и спорт- Москва, 1977 г.