Роль местного сообщества в развитии туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 06.05.2015

Статья просмотрена: 634 раза

Библиографическое описание:

Юсупова, М. У. Роль местного сообщества в развитии туризма / М. У. Юсупова, И. А. Хажиева, Н. С. Матьязова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 765-768. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18195/ (дата обращения: 17.12.2024).

Туризм — активно развивающаяся отрасль, которая имеет большое значение для развития экономики многих стран мира, в том числе и Узбекистана. Темпы роста туристической отрасли опережают темпы развития большинства отраслей мирового хозяйства [2].

Являясь фактором интеграции Республики Узбекистан в мировое сообщество, туризм способствует и ускорению роста национальной экономики.

Узбекистан по праву считается страной, привлекательной для иностранных туристов. В городах, через которые в древности проходил Великий Шелковый путь, связывавший Китай со странами Европы, расположены более четырех тысяч архитектурных памятников различных исторических эпох, начиная с раннего средневековья.

Все более растет туристический потенциал страны. Древние архитектурные памятники, жемчужины культуры и неповторимая природа Узбекистана привлекают тысячи туристов со всего мира. В Узбекистане возведено множество современных гостиниц, развивается инфраструктура туризма, обслуживания и сервиса. Разработка новых туристических маршрутов, все более растущее число мест отдыха способствуют развитию сферы. Узбекистан располагает и другими ресурсами для привлечения большого числа иностранных гостей: пустыни и заповедники, горные вершины и реки, минеральные источники, традиции прикладного искусства и самобытная культура, экономический потенциал страны.

По развитию этой отрасли в нашей стране приняты постановление Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан «Поэтапное реформирование сферы туризма в Республики Узбекистан на период 2006–2010 годов», а также постановление Президента РУз «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса Республики Узбекистан в 2006–2010 годы». Согласно этим законодательным актам в последние годы к туризму привлекаются и местные сообщества, то есть махалля, сельские поселки, община и т. д. В развитых странах такой метод привлечения туристов называют СВТ — Community Based Tourism [3].

Туристы, интересующиеся природой или этнографией, часто посещают сельские места, где проживают люди, сохранившие традиции и быт. Их жизнедеятельность напрямую зависит от связи с окружающим миром — наличием природных ресурсов (флоры и фауны), полезных ископаемых.

Зачастую сельчане потребляют ресурсы быстрее, чем природа успевает их восстановить. Они рубят деревья на топливо, охотятся на животных для питания, собирают редкие травы в качестве лекарств. Такая ситуация негативно сказывается на экологии, а местная экономика развивается неустойчиво, не создает жителям хороших доходов. Зато туризм может быт подспорьем для сельчан, фермеров.

С другой стороны, туристы часто приезжают в сельскую местность, пользуются ресурсами наравне с жителями, однако отдача от них для локальной экономики не бывает. Все доходы от этого получают организаторы тура. Это ведет к социальному конфликту между жителями и посетителями.

Поэтому в мире сложилась практика, когда турфирмы и местные общины объединяются для совместного оказания услуг приезжающим. Это выгодно и туристам, и турфирмам, и самим жителям.

Турфирмы организуют поездки туристов в поселки [3]. Он рекламируют местность, культуру и традиции жителей, финансирует некоторые мероприятия или изыскивают займы, кредиты, спонсорскую поддержку на инфраструктуру, которым пользуются все — и жители, и туристы.

В свою очередь, местные жители:

-          предоставляют жилье;

-          готовят еду;

-          сопровождают гостей в походах;

-          организуют отдых и развлечение;

-          обеспечивают безопасность.

Туристы готовы платить за все это, главное — услуги должны быть качественными. Для этого жителей специально обучают, как принимать и обслуживать гостей. При этом существует двоякое обязательство: местное сообщество сохраняет свои традиции и культуру, уважает туристов, а туристы, в свою очередь, стремятся не разрушить те социальные устои, которые сложились в данной местности, проявляют почтение к жителям, придерживаются установленных здесь правил поведения.

СВТ получили развитие во многих развивающих странах Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. В Центральной Азии СВТ особо динамично функционируют в Кыргызстане — в 11 поселках, есть даже Ассоциация СВТ. В Узбекистане эта форма организации услуг также может быть эффективной, и сейчас она развивается на территории Бостанлыкского района, в частности, в поселках — Чимгане, Бурчмулле и Хумсане.

Создание СВТ возможно при наличии существующих законодательных и нормативно-правовых актов, в частности, об органах самоуправления граждан, об общественных фондах, о некоммерческих негосударственных организациях, о частном предприятии и прочее.

СВТ можно создать как:

-          некоммерческую организацию, которая будет содействовать местным предпринимателям в создании турпродукта, сотрудничестве с туроператорами, совершенствовании услуг, улучшении инфраструктуры, проведении маркетинга и сертификации. Ожидается, что он будет привлекать доноров, спонсоров и инвестиции, которые будут осваиваться частными лицами и органом самоуправления граждан, администрацией парка;

-          коммерческое предприятие коллективной формы собственности, где определен каждый взнос пайщика. Оно будет заключать договора с хозяевами средств размещения и досуга, частными лицами на организацию и оказание ими качественных услуг визитерам, а также туроператорами на осуществление турвизитов в поселок. Предприятие может получать банковские кредиты, осуществлять финансовые операции с юридическими и физическими лицами, оказывать содействие в поддержке социальной стабильности и безопасности в поселке, проверять качество услуг, содействовать улучшению инфраструктуры.

-          неформальный союз физических лиц, имеющих патент на частную предпринимательскую деятельность (размещение, экскурсия, питание, досуг), а также их сотрудничество с туроператорами.

Ограничения могут касаться той части, где туризм — лицензируемая сфера и ею обладают турфирмы и гостиницы. Поэтому здесь необходимо участие туроператоров, которые будут вовлекать в процессе СВТ и частных лиц под свою лицензию, но при этом участвуя в сертификации услуг.

Требуется региональное решение местной администрации о содействии развитию СВТ. С другой стороны, желательно правительственное решение, что более затруднительно, учитывая сложности бюрократического процесса. Необходима, также, кооперации администрации национального парка с СВТ и туроператорами. Это должны быть основные звенья цепи в организации туризма в поселки.

Между тем, как считают эксперты [4], следует разработать единые стандарты для участников СВТ:

-        продукты питания и услуги;

-        санитарно-гигиенические стандарты;

-        общие требования к туристам;

-        единые знаки в поселке, чтобы туристы могли ориентироваться по ним;

-        единая статистическая отчетность.

Таблица 1 [3].

Структура кооперации в СВТ

Действия со стороны СВТ

Действия со стороны туроператоров

Инвестиции

- создание турпродукта,

— услуги, их качество и объем,

— улучшение инфраструктуры поселка;

— развитие ремесел, промыслов и фольклора; — создание информационного пункта, который бы рекомендовал неорганизованным туристам места размещения, цены и прочее.

- маркетинг рынка и продвижение турпродукта;

— активная реклама; — работа с партнерами.

-поддержание экомаршрутов в хорошем состоянии; — средства размещение и оборудование; — средства коммуникации; — объекта культуры, этнографии и досуга; — поддержание «чистой среды» поселка; — элементы, поддерживающие туризм; — рыночная и социальная инфраструктура.

 

Создания сети средств размещения с учетом общей вместимости, уровня и объема услуг, ведения планомерной загрузки и ценообразования — вот основные цели стратегического и организационного сотрудничества СВТ с турпредприятиями (см. таблицу 1).

Следовательно, государственная политика Узбекистана в развитии туризма характеризуется провозглашением данной отрасли одним из приоритетных отраслей развития экономики и создает благоприятные всевозможные условия для туристической деятельности. Правительством Узбекистана проводятся прогрессивные экономические преобразования в туристической индустрии страны. По оценкам зарубежных экспертов, ежегодный рост туризма в Узбекистане составляет 7 %, что является результатом большого внимания со стороны руководства Республики.

Под руководством НК «Узбектуризм» совместно с Всемирной туристической организации и поддержке Программы развития ООН, создало международную экспертную группу для разработки национального проекта «Устойчивое развитие туризма в Узбекистане». В эту группу вошли высококвалифицированные специалисты из Узбекистана, Великобритании, Ирландии, США и Индии. Цель данного проекта — привлечение в страну большего числа иностранных туристов, превращение туристического бизнеса в одну из наиболее доходных отраслей экономики, развития современных видов туризма, совершенствование профессиональной подготовки кадров, создание конкурентного туристического продукта и сильной индустрии туризма с выходом на мировой рынок.

В заключении можно сказать, чем больше представителей народов мира будут прибывать в нашу страну, тем больше о нас будут знать, тем больше своих возможностей мы покажем. Для этого нам надо, прежде всего, повысить культуру обслуживания гостей, довести его до мировых стандартов.

 

Литература:

 

1.                  И. А. Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры его преодолению в условиях Узбекистана — Т.: Узбекистан, 2009;

2.                  Бозор, Пул ва Кредит 07(146) 2009, стр.-60. Ежемесячный журнал,

3.                  Н. Тухлиев, Т. Абдуллаева. Менеджмент и организация бизнеса в туризме Узбекистана. Ташкент — 2006.

4.                  Эксперты Международного проекта Europe Aid Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня.

5.                  А. Потемкин. Как сохранить достигнутые темпы развития финансового рынка. Россия// Депозитариум, № 7, 2008г.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, турист, житель, поселок, лицо, орган самоуправления граждан, создание, туризм, улучшение инфраструктуры.


Задать вопрос