Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбатова, Т. Н. Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе / Т. Н. Горбатова, А. В. Кудряшова, С. В. Рыбушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1040-1042. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18164/ (дата обращения: 15.11.2024).

Статья затрагивает вопрос актуальности иностранного языка в современном обществе. В связи с этим иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин, требующая нестандартного подхода при обучении. Методы проблемного обучения предлагаются как эффективное средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Ключевые слова:методы проблемного обучения, метод проектов, метод кейсов, обучение иностранному языку, учебный процесс.

 

В современном обществе большинство сфер деятельности требует от специалиста не только наличие профессиональной компетентности, но и привлечение дополнительных знаний, умений и опыта, необходимых для эффективной деятельности. При этом специалисту уже недостаточно владеть информацией только на родном языке. Существует необходимость в том, чтобы быть в курсе развития своей области в мировой практике. При этом стремительные интеграционные процессы, происходящие в различных сферах деятельности, ставят проблему межкультурного общения. Возникает острая необходимость общения, налаживания контактов, обмена опытом. Поэтому особое значение имеет иностранный язык. Сегодня он является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалистов всех областей. Владение иностранным языком, как в повседневном, так и в профессионально-деловом общении это один из показателей профессионального уровня специалиста, который может осуществлять свою деятельность на международном уровне [1].

Актуализируется и проблема обучения иностранному языку как средству общения, позволяющего человеку беспрепятственно и достойно действовать в любых речевых ситуациях, в том числе незнакомых и проблемных.

Таким образом, языковая подготовка должна предусматривать овладение иностранным языком на качественно ином уровне, что требует использования новых методов и средств обучения.

В основе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе, на наш взгляд, должен лежать принцип социально и профессионально — ориентированного обучения иностранным языкам. Это означает, что процесс обучения, во — первых, должен быть максимально приближен к реальным жизненным ситуациям, в том числе в сфере будущей профессиональной деятельности обучаемого, во — вторых, предоставлять возможность совершения коммуникации на иностранном языке. Возникает вопрос о том, как это возможно сделать вне профессиональной среды и языкового окружения.

Как следствие популярность приобретают учебные методики, которые стимулируют интеллектуальное развитие, активизируют потенциальные возможности и предлагают ситуации, провоцирующие коммуникацию на иностранном языке. Такими учебными методиками можно считать методы проблемного обучения.

«Проблемное обучение» — это совокупность методов обучения, целью которых является активизация познавательного интереса обучающихся и, как следствие, активизация познавательной деятельности.

В основе методов проблемного обучения лежит моделирование «проблемной ситуации» с целью запуска активной самостоятельной деятельности обучаемых по разрешению проблемной ситуации под руководством преподавателя.

«Проблемная ситуация» — осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности [2].

Сущность проблемных методов заключается в следующем: в процессе рассмотрения проблемной ситуации они способны вызывать интерес (т. к. в основу такой ситуации помещается значимая для обучаемых проблема в сфере их профессиональных или социальных интересов); они заставляют анализировать проблему (выделяя в ней известные и неизвестные факты); они заставляют выдвигать предположения по решению проблемы и проверять правильность этих предположений.

Выделяют следующие этапы проблемного обучения:

Первый этап — это создание проблемной ситуации, которая содержит ряд затруднительных моментов, препятствующих быстрому ее решению. Она должна быть достаточно трудной, но посильной.

Второй этап — это работа учащегося. Он анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для решения, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.

Четвертый этап — это непосредственно решение проблемы.

Пятый этап — это проверка полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизация и обобщение полученных знаний и умений.

В рамках дисциплины иностранный язык популярными методами проблемного обучения, на наш взгляд, являются метод проектов и метод кейсов (метод «case study»).

Остановимся на каждом методе.

Основную идею метода проектов можно определить, как получение знаний путем решения проблемных ситуаций и привлечения знаний из смежных областей наук. А. С. Сергеев позиционирует учебный проект как совокупность пяти «П»: Проблема, Планирование, Поиск информации, Продукт, Презентация [3].

Это и есть этапы работы над проектом, соответствующие этапам проблемного обучения, упомянутым выше.

В современной системе образования метод проектов активно используется, в том числе и в обучении иностранному языку. Рассмотрим, как метод проектов способствует реализации идеи социально и профессионально — ориентированного обучения и практики устной речи при обучении иностранному языку.

Во-первых, существуют различные по тематике и форме организации проекты. Их использование на занятиях иностранного языка дает возможность студентам привлекать и использовать знания различных областей наук, связанные с их профессиональными либо социальными интересами. Таким образом, происходит обогащение имеющейся базы знаний по тематике проекта, с одной стороны, и получение дополнительных знаний и коммуникативных навыков на иностранном языке с другой стороны.

Во-вторых, каждый новый проект — это новые ситуации, проблемы и задачи, с которыми приходится иметь дело. Соответственно, каждый раз приходится подстраиваться под новые условия, новых партнеров, новые требования, проявлять себя с новой стороны, искать и раскрывать в себе скрытые возможности и творческий потенциал. При этом важным остается тот факт, что в рамках дисциплины иностранный язык, большая часть этой деятельности изначально предполагает использование иностранного языка. В результате проживания такого рода опыта, студенты формируют высокий уровень адаптивности к ситуациям различного рода новизны, сложности и проблематичности. Все это способствует выработке механизма быстрого реагирования и адекватной реакции на происходящее, в том числе и в иноязычном пространстве.

В-третьих, вся деятельность, связанная с выполнением проекта это постоянное взаимодействие с другими участниками проекта. Это «провоцирует» коммуникацию, и по большей части она происходит на иностранном языке. Тем самым, происходит накопление опыта общения в различных ситуациях на иностранном языке.

Очевидно, что важной характеристикой, обуславливающей успешное использования метода проектов при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза можно считать его универсальность, сочетающую в себе практическую и коммуникативную составляющую. [4].

Метод кейсов — это метод активного обучения, базирующийся на использовании конкретных ситуаций (от англ. «case» — случай, ситуация). Данная техника обучения использует описание реальных экономических, социальных и бизнес — ситуаций (кейсов). Студентам предлагается изучить проблемную ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Результатом такой работы является презентация своих исследований на занятии.

«Метод кейсов» на уроках иностранного языка заключается в деятельности студентов в рамках искусственно созданных социальных и профессиональных ситуаций и предполагает активное взаимодействие на иностранном языке с целью решения поставленных задач [1].

Однако, на наш взгляд, метод кейсов в отличие от метода проектов имеет более профессиональную направленность. Его использование целесообразно при обучении профессиональному иностранному языку, когда студенты располагают не только основами владения иностранным языком, но и имеют определенную профессиональную базу.

С этой позиции метод кейсов играет важную роль в обучении профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе:

Во-первых, метод кейсов в отсутствии языковой и профессиональной среды помогает моделировать ситуации, способствующие эффективному развитию с одной стороны таких видов речевой деятельности как чтение, аудирование и говорение на иностранном языке, а, с другой стороны, профессиональных навыков.

Во-вторых, помогает формировать навык профессионально — деловой коммуникации, а также ряд аналитических, творческих и социальных навыков, среди которых: умение принимать решения, в том числе и в сложных, стрессовых ситуациях, умение быстро и адекватно реагировать на полученную информацию, в том числе и в иноязычном пространстве [5].

Вследствие регулярного использования метода кейсов при обучении профессиональному иностранному языку удовлетворяются два основных требования: получения опыта взаимодействия в социально и профессионально значимых для студентов ситуациях, выработка модели поведения в них при помощи совершения коммуникации на иностранном языке.

Итак, использование методов проблемного обучения при обучении иностранному языку в условиях неязыкового вуза способствует повышению эффективности иноязычной подготовки наряду с совершенствованием профессиональных навыков, создает предпосылки внутренней мотивации, способствует развитию индивидуальных способностей и творческих навыков; позволяет овладевать способами познания; наделяет способностью саморазвития и самообучения.

 

Литература:

 

1.      Горбатова Т. Н., Рыбушкина С. В. Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 741–743.

2.      Словарь терминов // UPL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/problemnaya_situatsiya/ (дата обращения: 27.04.15)

3.      Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, библиотека).

4.      Горбатова Т. Н., Кудряшова А. В., Рыбушкина С. В. Метод проектов как средство формирования коммуникативной мобильности студентов при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 582–584.

5.      М. В. Золотова, О. А. Демина О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, проблемное обучение, метод кейсов, метод проектов, неязыковый вуз, ситуация, проблемная ситуация, обучение, профессиональный иностранный язык, том.


Похожие статьи

Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку

В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов. Здесь подчеркивается, что преподавателю нового поколения недостато...

Интерактивное обучение грамматике английского языка на основной ступени школьного образования

В статье подчеркивается актуальность интерактивного обучения грамматике в методике преподавания иностранного языка, рассматриваются понятия «интерактивность» и «интерактивное обучение», описаны пути применения интерактивного обучения в школе. Научная...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Применение элементов коммуникативного подхода в обучении французскому языку на практике в школе

Ввиду международных контактов изучение иностранного языка занимает ведущую роль в образовательном процессе. На сегодняшний день ученые, работающие в области методики преподавания, отдают свое предпочтение коммуникативному подходу, как одному из основ...

Современные методики преподавания дисциплины «Художественный труд» в средней школе

В статье рассматриваются современные методы обучения для преподавания дисциплины «художественный труд» в средней школе. Автор утверждает, что наиболее приемлемым методом обучения, который может быть использован при передаче знаний ученикам по предме...

Применение моделей смешанного обучения как условие дифференциации обучения грамматике французского языка в общеобразовательных организациях

В данной статье предложены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения, основанного на базе общеобразовательного учреждения. Данный вид обучения предоставляет возможность обучающимся усилить мотивацию к изучению французского языка, так ка...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Похожие статьи

Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку

В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов. Здесь подчеркивается, что преподавателю нового поколения недостато...

Интерактивное обучение грамматике английского языка на основной ступени школьного образования

В статье подчеркивается актуальность интерактивного обучения грамматике в методике преподавания иностранного языка, рассматриваются понятия «интерактивность» и «интерактивное обучение», описаны пути применения интерактивного обучения в школе. Научная...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Применение элементов коммуникативного подхода в обучении французскому языку на практике в школе

Ввиду международных контактов изучение иностранного языка занимает ведущую роль в образовательном процессе. На сегодняшний день ученые, работающие в области методики преподавания, отдают свое предпочтение коммуникативному подходу, как одному из основ...

Современные методики преподавания дисциплины «Художественный труд» в средней школе

В статье рассматриваются современные методы обучения для преподавания дисциплины «художественный труд» в средней школе. Автор утверждает, что наиболее приемлемым методом обучения, который может быть использован при передаче знаний ученикам по предме...

Применение моделей смешанного обучения как условие дифференциации обучения грамматике французского языка в общеобразовательных организациях

В данной статье предложены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения, основанного на базе общеобразовательного учреждения. Данный вид обучения предоставляет возможность обучающимся усилить мотивацию к изучению французского языка, так ка...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Задать вопрос