Необходимым условием развития российского общества XXIвека является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, способной конкурировать с передовыми государствами в области передовых технологий особенно актуальным является задача подготовки в образовательных организациях социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию окружающей действительности, обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира.
Ключевые слова: выявление и развитие способностей детей и молодежи, постиндустриальное общество, функциональная асимметрия мозга, креативность, развитие когнитивных способностей, социокультурная среда.
Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, необходимым условием для развития современного российского общества, формирования инновационной экономики XXI века, является модернизация системы отечественного образования, позволяющая в условиях мировой глобальной конкуренции, осуществлять качественную подготовку подрастающего поколения. [1]
В современных социокультурных условиях такая подготовка способствует быстрой адаптации детей и молодежи к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, формированию и развитию у них наиболее важных качеств личности, способностей, позволяющих проявлять свою высокую социальную активность и реализовывать человеческий потенциал в течение всей жизни.
Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения, принятые в нашей стране на всех уровнях образования, в соответствии с требованиями Болонского процесса, полноправным участником которого Россия стала в 2003 году, направлены на развитие способностей детей, формирование у них компетенций, как качеств личности, позволяющих успешно применять в своей деятельности полученные в процессе образования знания, умения и навыки.
На развитие способностей детей как индивидуально-психологических особенностей, определяющих их успешность в различных видах деятельности, во все исторические времена влияла не только природная наследственность, но и такой важнейший фактор, как социальная среда, в которой они развиваются, обучаются и воспитываются.
Характерной особенностью российского общества XXI века является подготовка к самостоятельной жизни детей и молодежи в соответствии с образовательной парадигмой постиндустриального общества, основной задачей которой является воспитание социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производственных, экономических и общественных отношений, обладающих чувством гражданской ответственности за свою жизнь и жизнь своей семьи, за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира. [2, с.53]
В последние десятилетия проблема выявления и развития способностей детей становится особенно актуальной: с целью повышения эффективности результатов обучения и воспитания в научных кругах исследуются вопросы, связанные с выявлением закономерностей и внутренних механизмов перцептивной деятельности ребенка, с проблемами функциональной асимметрии мозга.
До середины XIX века в мировой науке было принято мнение, что мозг является однородным органом и во время любых действий каждая его часть приблизительно одинаково влияет на психику и поведение. Однако открытие центров речи у правшей в левом полушарии заложило основу теории функциональной асимметрии больших полушарий мозга, которая в дальнейшем была подтверждена и продолжена в работах Р.Сперри, где он доказывает различия между правым и левым полушариями в способах приема и переработки информации и обусловленными ими индивидуально-типологическими особенностями детей. [3, с.8]
Значительный вклад в изучение функциональной асимметрии мозга внес советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, А. Р. Лурия, разработавший теорию системной локализации высших психических функций. В основу теории легло положение о том, что все психические процессы (вербальные и невербальные) осуществляются при участии обоих полушарий головного мозга, при этом каждое из них, работая парно, вносит свой вклад в психическую деятельность человека. Благодаря исследованиям А. Р. Лурии в научном мире сформировалось перспективное направление — нейропсихология индивидуальных различий, которое позволило выделить пять типов зависимостей межполушарной организации мозга и индивидуальных особенностей психических процессов и состояний: «чистые правши», праворукие, амбидекстры, леворукие и «чистые левши». [3, с.41]
Открытия, сделанные Р.Сперри, А. Р. Лурия позволяют нам выстраивать более эффективную систему обучения и воспитания детей, опирающуюся на их особенности, направленную на развитие способностей, быстроту, легкость усвоения и переработки полученной детьми информации и прочность закрепления знаний, умений и навыков в виде наращений и индивидуальных приобретений.
Данные исследований функциональной асимметрии мозга в текущем тысячелетии, хотя сама теория функциональной асимметрии мозга, по мнению В. Г. Степанова, до настоящего времени еще не стала широким научным достоянием, позволяют по-новому сформулировать проблему природных способностей ребенка и его творческой деятельности. С. С. Степановым (2009) доказано, что проявление у детей способности к творчеству — креативности — связано, прежде всего, с деятельностью правого полушария мозга, хотя, возникающие в результате озарения идеи подвергаются проверке и интерпретации его левым полушарием (В. А. Геоданян). [3, с.50]
Хотя проблема способностей человека рассматривалась учеными с давних времен, на современные представления о развитии способностей детей оказали фундаментальные научные исследования второй половины XX века. Ученые с различных точек зрения рассматривали психолого-педагогические условия формирования и развития способностей: Е. А. Флерина (эстетическое воспитание и обучение детей родному языку; Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. П. Усова (умственное и сенсорное воспитание; Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др. (детская игра); Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова (художественно-эстетическое и музыкальное воспитания детей); Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и др. (вопросы развития и воспитания детей раннего возраста); А. В. Запорожец (теория амплификации детского развития); А. М. Леушина (формирование математических представлений); П. Г. Саморукова (систематизированные представления о явлениях природы); В. И. Логинова (системные знания о социальной действительности); Т. И. Бабаева (воспитание у детей дружеских отношений и основ гуманности) и др.
Весомый вклад в изучение психического развития ребенка и его способностей внес Л. С. Выготский, обосновавший периоды психического развития ребенка и так называемую «зону ближайшего развития», под которой он понимал расстояние между уровнем развития ребенка и уровнем его потенциального развития при содействии и помощи взрослых. Он научно обосновал теорию, согласно которой педагогам необходимо средствами социокультурной среды развивать, обучать и воспитывать детей в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями.
Обобщили представления Л. С. Выготского о развитии человека советские психологи Д. Б. Эльконин (рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека), Ш. А. Амонашвили (рассматривает детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и людей), А. Б. Орлова (как важный аспект мира человека в концепции новой психологии детства), В. И. Слободчиков (как особый период развития субъективности человека, в котором раскрываются собственно человеческие способности, позволяющие ребенку включаться в различные социальные группы, проявлять свою индивидуальность, преобразуя социокультурное пространство), Д. И. Фельдштейн (как особое явление социального мира) и др.
Среди зарубежных исследователей психического развития ребенка, на труды которых опирается современная педагогика и психология, можно выделить основоположника психоаналитического подхода к пониманию развития психики австрийского психиатра З.Фрэйда, отмечавшего главную роль опыта семейного общения в развитии личности ребенка, Э Эриксона, выделившего стадии психосоциального развития личности ребенка, А.Фрейд, исследовавшую внутрисемейные конфликты, швейцарского ученого Ж.Пиаже, (когнитивная теория развития), опирающегося на процессы мышления, усвоения знаний, Д.Уотсона и его соотечественника Б.Скиннер, с позиций бихевиористских теорий, основанных на поведении ребенка, обусловленного социальным окружением, рассматривавших развитие детей.
Проблема выявления и развития способностей детей и молодежи в 60-е годы XX века получила дальнейшее развитие благодаря ученым, которые в результате проведенных исследований пришли к выводу, что у детей старшего школьного возраста с высоким умственным интеллектуальным развитием левого полушария, традиционно определяющимся тестами на IQ, не всегда обнаруживаются значительные успехи в профессиональной деятельности. И наоборот — дети, имеющие не очень высокий IQ оказываются способными к незаурядным достижениям. В этот период появляется термин «креативность» как способность использовать заданную информацию разными способами в быстром темпе, который еще больше объясняют исследования, посвященные проблеме творческого мышления, проведенные западными учеными (Ф. Барон, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, К.Тейлор, Л.Терстоун, П.Торранс). Они пришли к выводу, что в основе креативности лежит дивергентное мышление, которое является синонимом творческого мышления — понятия, используемого отечественными психологами (Е. Д. Богоявленской, В. Н. Дружининым, А. М. Матюшкиным, Я. А. Пономаревым, Г. Д. Чистяковой) с точки зрения рассмотрения в контексте соотношения интеллектуальных и творческих способностей.
По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное или подходящее решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути ее решения. Эти принципы мыслительной деятельности ребенка заложены в основе современной подготовки детей на всех уровнях образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, предполагающих активную учебно-познавательную деятельность обучающихся посредством их включения в проектирование и конструирование социальной среды.
По мнению академика Международной педагогической академии В. Г. Степанова, на основании исследований Ф.Гуднау, Дж. Уорда и др., которые показали прямую зависимость креативности от условий социализации, включая характер образовательных организаций, имеются основания утверждать, что на формирование и развитие креативности влияет обучение и условия социальной среды (обстоятельства жизни). [3, с.51]
К настоящему времени в отечественной и зарубежной науке накоплен достаточный опыт изучения проблемы способностей детей и молодежи, но в современных социокультурных условиях, где научные разработки становятся движущей силой экономики — базой индустрии знаний, и российскими исследователями В. Е. Лепским и И. А. Прохоровым прогнозируются основные черты VII технологического уклада, связанного с развитием когнитивных технологий, очевидной необходимостью становится дальнейшее исследование развития креативности и когнитивных способностей обучающихся с учетом их задатков, возрастной предрасположенности к преимущественному использованию определенного когнитивного стиля, проявлениями операционных особенностей левополушарного и правополушарного стиля, создания в современной социокультурной среде таких психолого-педагогических условий, которые бы способствовали успешному развитию и социализации детей и молодежи XXI века.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года . URL:http://base.garant.ru/194365/#ixzz3YOT55C7m (дата обращения: 26.04.2015).
2. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Издание 2-е, дополненное. — М.: Издательство «Эгвес»,2011. — 152 с.
3. Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2013. — 315 с.