Творческий потенциал современной российской студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 1831 раз

Библиографическое описание:

Макеева, Е. А. Творческий потенциал современной российской студенческой молодежи / Е. А. Макеева, М. А. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 827-829. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17599/ (дата обращения: 26.04.2024).

Среди многочисленных свойств и характеристик личности творчество занимает особое место. Оно атрибут, обязательное и важнейшее свойство личности. Было бы ошибкой утверждать, что творчество есть лишь одно из многочисленных свойств личности, таких как мировоззрение, самосознание, воля, характер, свобода, нравственность. Творчество в данном случае — это качество, делающее мировоззрение, самосознание, свободу и все другие свойства личностными характеристиками.

Несомненно, мировоззрение личности носит творческий характер. Оно всегда особенное, не обязательно эксклюзивное в плане идей и ценностей, но единичное в том, как они составлены в единое целое, как переживаются, применяются. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН.

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т. д. Важное место в сфере досуга занимает общение с. др. людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т. д.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых.

Плодотворное использование досуга человеком — важная задача общества, т. к., когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Среди студентов нашего вуза немало целеустремленных ребят, которые не мыслят себя без того дела, которым они увлечены. У каждого своя история, своя жизнь. Мы решили обратиться к тем, кто творит и не останавливается на достигнутом, узнать, почему они выбрали именно это дело, в чем были трудности и что заставляет их творить дальше.

Волонтер — человек, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Молодежное волонтерское движение в Пензенской области развивается, начиная с 2005 года. Базисом для возникновения добровольческого волонтерского движения стало принятие долгосрочной целевой программы, направленной на профилактику правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений в молодежной среде.

«Впервые я стала волонтером на Эстафете Олимпийского огня, — рассказывает Екатерина Тымчук, студентка группы СТР-24. Я увидела на стендах университета, что ведется набор волонтеров, нужно заполнить анкету и прислать на электронную почту. Я не сомневаясь, в этот же вечер заполнила, отправила и ждала ответ. Когда я увидела себя в утвержденном списке, радости не было границ. Ведь участвовать в Эстафете Огня, даже в качестве волонтера, это прикоснуться и стать частью Олимпийских игр. Я даже держала в руках настоящий сочинский олимпийский факел и факел Олимпиады-80 (каждый желающий мог с ними сфотографироваться). После меня пригласили участвовать в качестве волонтера еще в паре мероприятий, и я с радостью соглашалась. Многие спрашивают: зачем ты везде участвуешь, тратишь кучу сил, а тебе за это не платят? Потому что это приносит удовольствие и развивает нужные качества, например, коммуникабельность. Работа сервисного волонтера (это те, кто работает (именно работает) на мероприятиях) — общение с людьми, от маленьких детей, до ветеранов. Так же приходилось общаться с высокопоставленными людьми. Мы даже видели Путина. Сейчас стартуют огромные проекты, посвященные 70-летию Великой Победы. Участвовать в них, это значит сказать спасибо тем, кто за нас воевал, кто отдал свои жизни. Это значит, что мы знаем нашу историю и призываем участвовать с нами. Как правило, молодежь охотно становится добровольцами. В пензенском волонтерском корпусе много подростков, начиная с 12–13 лет. И вообще, в нашем университете отличные ребята-волонтеры, которые всегда готовы безвозмездно помочь».

Как же важно запечатлеть важные даты и события. Деятельность фотографа сложна и интересна. Екатерина Быкова, студентка группы СТР-22, с удовольствием занимается фотографией и ее работы уже можно сравнивать с работами профессиональных фотографов. «Мое увлечение фотографией началось задолго до того, как я взяла в руки свою камеру. Виной тому стал мой кот! Мне очень хотелось сделать фотографию моего кота подобную тем, которые делают фотографы-анималисты на выставках кошек: животное в правильной позе, выгодно отражающей породные качества, на цветном фоне. Мои попытки сделать такую фотографию на камеру телефона были неудачные, зато я поняла, что хочу делать — фотографировать. С этого момента и до момента покупки фотокамеры прошло 3 или 4 года, но все это время я ни на минуту не усомнилась, что не ошиблась со своим желанием. Я начала снимать: своих знакомых, друзей, родственников, природу, животных, растений. В общем, пробовала себя во всем. Но вскоре я поняла, что хочу развиваться в направлении именно портретной фотографии. Каждый человек, он индивидуален и внутренне, и внешне — вот что я хочу показывать на своих фотографиях. Мне трудно этого добиться. Когда я фотографирую малознакомых людей, бывает нелегко установить контакт, а иногда и вовсе не выходит этого сделать. Я не хочу неосознанно нажимать на спуск затвора и делать сотни кадров людей с пустыми, ничего не отражающими глазами. Я хочу научиться видеть людей и создавать обстановку, где они смогут чувствовать себя самими собой, не стесняться меня — человека с камерой, только тогда я смогу сделать хороший кадр».

Рэп — ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит. Исполнитель рэпа называется рэпером. «В детстве, лет в 12–13 я начал писать стихи, по 4 строчки, по 8 — небольшие, — рассказывает Роман Крючков, студент группы СТР-25. В течение года я уходил в это с головой, мне было очень интересно их писать. Затем я начал слушать реп исполнителей и захотел попробовать себя не только в написании стихов, но и в записи песен. В 15лет я записал первую песню, мне понравилось, как это звучит, поэтому за первой песней последовала еще одна. Единственное, чего я, наверное, больше всего боялся, это плохой критики и разговоров за моей спиной с насмешками. Но всё оказалось куда лучше, чем я ожидал. Все близкие люди меня поддержали и высказали свое мнение. Я услышал, что мне не нужно бросать это дело. В 17 лет я приобрёл аппаратуру и плотно увлёкся записью песен. Потом мне стало интересно, как же всё-таки профессионально обрабатывать голос, чтобы всё звучало чище и без помех. В этом мне помог мой друг и видео уроки в интернете. Я научился начальным навыкам обработки голоса, начал записывать друзей, они тоже втянулись в это. Сейчас я всем доволен, конечно, критики стало больше, но я получаю от своего увлечения большое удовольствие».

Одно из новых модных хобби — создание блогов. Блог — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. Людей, ведущих блог, называют блогерами.

Арина Забелина, студентка первого курса, рискнула в создании этих самых блогов и теперь точно не жалеет об этом, судя по ее рассказу. «Я начала вести свой блог прошлым летом. Мне хотелось делиться своими фотографиями не только с друзьями и знакомыми, но и с людьми из разных городов и стран. Опорой для меня была моя сестра, которая как раз и предложила создать блог. Она помогла мне с оформлением, давала очень ценные советы, как по написанию статей, так и по выбору одежды. Очень сильно боялась, что мое окружение не поймет меня и начнет смеяться надо мной. Но к счастью такого не произошло. И все мои друзья поддержали меня и сейчас с нетерпением ждут моих новых постов. К сожалению, сейчас, мой блог достаточно редко обновляется, из-за экзаменов, ремонта, переезда, но в ближайшем будущем я не думаю бросать это дело. И надеюсь, что скоро добьюсь успеха. Прошло полгода и сейчас у меня 8 подписчиков и почти 3 тысячи просмотров!!!».

КВН — это жизнь, КВН — это молодежь, — строки из знаменитой песни. Да! Следующий рассказ квнщика Миши Репникова, студента группы СТР-22, который трепетно и с невероятной ответственностью относится к каждому выступлению. «Поверьте, в каждом из нас дремлет огромный творческий потенциал способностей и талантов. Ещё в школе я был позитивным и веселым парнишкой и мечтал попасть в клуб веселых и находчивых. И уже в университете у меня появился шанс раскрыть себя в КВНе. Это та игра, где есть возможность показать себя абсолютно со всех сторон: и танцы, и песни, и авторские способности, и конечно самое главное — ЮМОР! Позитив, смех и шутки, — вот без чего я не представляю свой каждый день. И именно поэтому я стал квнщиком! Вот хоть вспомнить мою первую игру в пензенской лиге квн... Игра проходила в огромном зале новой филармонии при огромном количестве людей. Присутствовал страх, небольшая боязнь сцены. Но после первых секунд, после первых аплодисментов, ты переполняешься эмоциями, ты кайфуешь от того, что делаешь. Ради этого и стоит играть! А еще квн, это огромная семья. Несмотря на то, что команды являются соперниками, они всегда готовы прийти друг другу на помощь! Но не всё так просто в этой игре. Квн- это бессонные ночи написания материала, редактуры, где проверяется ты и твой материал на прочность, и в конечном итоге, выходя на сцену, ты получаешь свой приз- улыбку зрителя, их аплодисменты. И в эти мгновения ты понимаешь, что всё было не зря!!!»

А вот еще один, не совсем похожий на другие, рассказ студента второго курса, Александра Еськина. «С первого класса я привык активно участвовать в культурной жизни класса и школы. Рос я в небольшом провинциальном городке под Пензой. Не сложно догадаться, что жизнь там и отношения между людьми были несколько иначе, чем в более крупном городе. Приехав учиться в Пензу, я несколько растерялся. Я потерял себя, а нового построить еще не успел. Так я провел год, непонятно чем занимая себя.

Постепенно я стал осваиваться в новой среде и новом окружении. Я вступил в профсоюз студентов и аспирантов, начал заниматься в студенческом телевидении и театре. День ото дня, репетиция за репетицией, я обретаю новые цели, обретаю вновь стремление к развитию. Творческая деятельность помогает мне вспомнить, кем я был, что я хотел и кем хотел стать. Вместе с тем мне очень грустно осознавать, что один год безделья и рассеянности чуть не перечеркнули те годы своего детства и отрочества, которые я отдал в жертву становления личности.

Я уверен, были и другие пути, по которым я смог бы пойти. Но свою дорогу я выбрал 12 лет назад, когда попросил первую учительницу дать мне первую роль в жизни».

Именно эта история заставила меня задуматься над нашим отношением к целям, планам, мечтам. Зачастую, под влиянием своей лени и несобранности, мы забываем про собственные идеи и способности. Просто-напросто выбрасываем их из головы и делаем вид, что этих самых идей и способностей и вовсе не существовало. Я бы даже сказала, что это предательство по отношению к себе. Разве не вы, идя с огромным рюкзаком на свою самую первую линейку в тот самый первый раз, ждали удивительных жизненных открытий?

Встает вопрос: «А как же нам не потеряться в переломные моменты жизни и не свернуть с нашего пути?»

В первую очередь, не терять внутреннюю твердость. Нужно искать пути развития себя как личности и развивать свои способности, формировать мировоззрение. Государство, со своей стороны, инвестируя в молодежь, создавая сети ресурсных центров, пропагандируя патриотизм и гражданственность, здоровый образ жизни, семейные ценности, бережное отношение к природе, может нам помочь.

В молодежной студенческой среде есть много тех, у кого есть свои увлечения, кто занимается творчеством, они индивидуальны и интересны. С уверенностью можно и нужно говорить: «У нашего города, страны есть будущее! Наша молодежь не сидит на месте. Она открывает для себя новые границы, у нее многому можно и нужно поучиться».

Основные термины (генерируются автоматически): начало, часть досуга, фотография, сфера досуга, студентка группы, студент группы, способность, свободное время, Пенза, блог, молодой человек, молодежь, мой кот, качество волонтера, игра, запись песен, жизнь, друг.


Похожие статьи

Сфера досуга молодежи в современном мире | Статья в журнале...

Известно, что досуг как часть свободного времени привлекает молодежь определенной

В сфере досуга молодые поколение преимущественно выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Свободное время по своему объему начинает превышать время труда.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты...

респондент, свободное время, молодой человек, студенческая молодежь, вид досуга, сфера досуга, досуг, молодежный досуг, программное обеспечение, Интернет сегодня.

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно велико его

Посещают эти клубы, с учётом мест свободного общения, 89645 человек.

Подростки и молодежь, привлекаются работниками клуба, социальными педагогами школ...

Опыт реализации социальных проектов: социальный проект...

Также проект содействует развитию волонтерской деятельности среди молодежи, заинтересованных в улучшении качества жизни людей г. Пензы.

- социально-педагогических (формирование позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга)

О роли волонтерской деятельности в студенческой среде

- организация досуга студентов

- повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, имеющих навыки общественного развития [ 7 ].

- личностный рост волонтеров [ 2 ]. Вовлеченность молодежи в добровольческую деятельность способствует

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании...

Ключевые слова: досуг, социальное воспитание, молодежь, студенты. Психолого-педагогические аспекты формирования личности молодого человека сегодня не часто фигурируют в программах культурно-досуговой деятельности.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе...

Российская Федерация, программа, молодежный досуг, молодое поколение, свободное время молодежи, мероприятие, СВАО, государственная молодежная политика, молодежная общность, молодежная среда.

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

Именно в сфере свободного времени в различных формах культурно — досуговой деятельности подростки обретают широчайшие

Во-первых, значительная часть подростков чаще всего ассоциирует досуг с пассивным отдыхом, безделием, компьютерными играми.

Социальное самочувствие молодёжи (на примере студентов...)

Первая группа вопросов была направлена на определения степени удовлетворённости молодёжи её уровнем жизни

Эти направления деятельности поспособствуют повышению самооценки личностного потенциала молодёжи, повысят качество её досуга, а также...

Похожие статьи

Сфера досуга молодежи в современном мире | Статья в журнале...

Известно, что досуг как часть свободного времени привлекает молодежь определенной

В сфере досуга молодые поколение преимущественно выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Свободное время по своему объему начинает превышать время труда.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты...

респондент, свободное время, молодой человек, студенческая молодежь, вид досуга, сфера досуга, досуг, молодежный досуг, программное обеспечение, Интернет сегодня.

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно велико его

Посещают эти клубы, с учётом мест свободного общения, 89645 человек.

Подростки и молодежь, привлекаются работниками клуба, социальными педагогами школ...

Опыт реализации социальных проектов: социальный проект...

Также проект содействует развитию волонтерской деятельности среди молодежи, заинтересованных в улучшении качества жизни людей г. Пензы.

- социально-педагогических (формирование позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга)

О роли волонтерской деятельности в студенческой среде

- организация досуга студентов

- повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, имеющих навыки общественного развития [ 7 ].

- личностный рост волонтеров [ 2 ]. Вовлеченность молодежи в добровольческую деятельность способствует

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании...

Ключевые слова: досуг, социальное воспитание, молодежь, студенты. Психолого-педагогические аспекты формирования личности молодого человека сегодня не часто фигурируют в программах культурно-досуговой деятельности.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе...

Российская Федерация, программа, молодежный досуг, молодое поколение, свободное время молодежи, мероприятие, СВАО, государственная молодежная политика, молодежная общность, молодежная среда.

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

Именно в сфере свободного времени в различных формах культурно — досуговой деятельности подростки обретают широчайшие

Во-первых, значительная часть подростков чаще всего ассоциирует досуг с пассивным отдыхом, безделием, компьютерными играми.

Социальное самочувствие молодёжи (на примере студентов...)

Первая группа вопросов была направлена на определения степени удовлетворённости молодёжи её уровнем жизни

Эти направления деятельности поспособствуют повышению самооценки личностного потенциала молодёжи, повысят качество её досуга, а также...

Задать вопрос