Авторы: Боронина Елена Владимировна, Кадина Вероника Владимировна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 25.05.2017

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Боронина Е. В., Кадина В. В. Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 68-71.



По определению российского психолога А. В. Петровского, личность — это сочетание психологических особенностей, образующих его своеобразие и отличие от других людей. [3] Проблема формирования личности человека выдвигается в число важнейших именно в те периоды, когда кризис политической, экономической жизни страны заставляет людей обратиться к осмыслению себя, своего я.Развитие личности в подростковом возрасте проходитсложно и неоднозначно. По мнению российского психолога Солодиловой О. П. «…потребность познать себя и стремление открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни». [5, с. 37]

Подростки очень остро реагируют на происходящие изменения, т. к. потребность в самоутверждении и самовыражении, которая особенно актуальна в этот период, напрямую зависит от окружения и внешних условий. Стремление подростков реализовать заложенные в нем творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимости его в глазах других людей.

Каждое новое поколение подростков называют «потерянным», «упущенным», в силу тех или иных обстоятельств. Впервые термин «потерянное поколение» употребила американская писательница Гертруда Стайн, и ее слова использовал писатель Э.Хемингуэй в качестве эпиграфа к книге «И восходит солнце» — «…Все вы — потерянное поколение». [6]

Причиной «потерянности» в одном случае, называют политическую нестабильность, в другом — экономические проблемы, в третьем — развал системы духовных ценностей нашего общества. Таким образом, каждый подросток вступает в жизнь с общественно заложенной низкой самооценкой, без реальных возможностей активного самоутверждения и самовыражения себя.

Именно в сфере свободного времени в различных формах культурно — досуговой деятельности подростки обретают широчайшие возможности воспитания в себе таких личных качеств как способность утвердить себя и проявить свое неповторимое я.

В психологии, педагогике, в теории социально-культурной деятельности XX века проблема самовыражения подростков в сфере свободного времени, как правило, связывалась с наличием ресурсной базы общественно-организационного досуга, с их вовлечением в различные формы досугового творчества.

Проблема самовыражения личности находится в поле зрения различных специалистов: психологов, педагогов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. И. Новиков, А. В. Петровский), культурологов, социологов (Н. А. Бердяев, М. Вебер, П. С. Гуревич, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Э. Тайлор, А. Я. Флиер, Э.Фром). Естественно, что существует множество подходов к трактовке этих понятий.

В большом толковом психологическом словаре под редакцией А.Ребер дается следующее определение самовыражения: во — первых — «это отреагирование вовне своих внутренних чувств, убеждений, установок и т. д. Во многих современных психотерапевтических направлениях считается, что такие проявления имеют терапевтическую ценность». Во — вторых, «это любое поведение, которое осуществляется для чистого удовольствия индивида». [4]

Термин «самовыражение» связан с творческой реализацией индивида. Под «индивидом» мы понимаем психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт. [7] Именно самовыражаясь, человек раскрывает свой потенциал и проявляет свои возможности, а также получает удовольствие от своей деятельности.

Механизм самовыражения ассоциируется с тенденцией личности открыто заявлять о себе, своих намерениях, желаниях, убеждениях и чувствах, активно выражать их в поведении и общении.

Самовыражение напрямую связано с креативной деятельностью индивида, при этом под творческой деятельностью подразумевается не только выражение себя средствами искусства, но и научное, техническое, художественное и педагогическое творчество.

Творчество можно рассматривать с двух сторон: в плане оценки творчества как деятельности, в результате которой появляется новый продукт и в плане значимости творчества для самой личности. Тогда творчество выступает способом самовыражения личности, через развитие творческих задатков, способности, одаренности.

Досуг подростков играет в их жизни более значимую роль, чем у взрослых, и формы культурно — досуговой деятельности подростков многообразны.

К характерным свойствам личности подростков, проявляющихся в культурно — досуговой деятельности, можно отнести повышенную эмоциональность, физическую подвижность, динамическую смену настроений, интерес к творчеству склонность к участию в игровых формах досуга.

В настоящее время в сфере культурно — досуговой деятельности подростков можно обозначить следующие тенденции.

Во-первых, значительная часть подростков чаще всего ассоциирует досуг с пассивным отдыхом, безделием, компьютерными играми. При этом у многих отсутствуют навыки самоорганизации свободного времени, нет элементарных основ культуры досуга.

Во-вторых, происходит заимствование и включение в подростковую субкультуру различных западных образцов культур — Готика, Эмо, Граффитеры, Скинхеды и многие другие. Это тенденция особенно характерна для старших подростков. Основными мотивами таких подражаний являются мода и стереотипное мышление. Значительную роль в этом играют средства массовой информации и интернет-коммуникации.

В-третьих, ощущается невостребованность обществом социально — культурного потенциала части молодых людей. Подростки не имеют полной возможности реализовать себя. Причин этому не мало, одна из них — новые экономические условия, в которых существуют учреждения социально — культурной сферы, где практически полностью отсутствуют бесплатные услуги. Другая причина — отсутствие гибкости и мобильности в удовлетворении различных досуговых интересов подростков.

Основной потребностью, характерной для подросткового периода, является смена деятельности, частая смена интересов. Успеть за этими изменениями невозможно, но расширить круг предлагаемых услуг в сфере подросткового досуга представляется реальным.

Одним из наиболее доступных видов искусства для вовлечения подростков в культурно — досуговую деятельность является — театр. Занятие в театральном кружке или студии способствует развитию у детей и подростков качеств, которые помогают в общении с самыми различными категориями людей, быть интересными, востребованными, занимать лидирующие позиции во всех начинаниях. Именно занятия театральной деятельностью способствуют общению со сверстниками, что является необходимой потребностью в подростковом возрасте, пониманию, что все люди разные, принятию их различий, умению сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. Театр — это важное и эффективное средство приобщения к культуре, духовности.

Театр является одной форм кружковой работы в общеобразовательной школе. На занятиях театрального кружка учитель использует различные формы и методы работы: лекции и беседы с использованием Информационно-коммуникативных технологий, где проходит знакомство с историей и многообразием театральной деятельности, слушание и просмотр различных театральных постановок. На занятиях проводятся индивидуальные и групповые упражнения, направленные на развитие творческих способностей, воображения и слухового восприятия, освобождение мышц, тренинги, этюды, репетиции, постановки. Эти занятия оказывают на подростков положительное психотерапевтическое действие, снимают нервно — психологическое напряжение. Данная деятельность предполагает максимальную ориентацию на творчество подростка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Театр своими средствами способствует раскрытию творческих способностей подростков, развитию их психических, физиологических и нравственных качеств и возможностей. Безусловно, повышается уровень общей культуры и эрудиции подрастающего поколения.

Второй год подряд в нашей школе реализуется информационно-практико-ориентированный проект «Мы идем в театр», в котором принимают участие дети разных возрастов, в том числе учащиеся восьмых и девятых классов, студенты социально-педагогического колледжа и колледжа культуры и искусств. Программа проекта «Мы идем в театр» включает различные формы деятельности и освоение принципов сценического поведения: упражнения на развитие внимания, свободы воображения, освобождения мышц лица, речевые и дыхательные упражнения, игры. Осуществляется развитие навыка сценической речи в работе над дикцией, артикуляцией с соблюдением правил орфоэпии. Работа над спектаклем заключается в чтении и обсуждении художественной литературы, выборе пьесы, постановке и репетиций эпизодов и сцен. Участники проекта занимаются музыкальным оформлением спектакля, созданием декораций и костюмов.

Премьера спектакля является итогом работы над проектом. Подготовка любого спектакля, открытого мероприятия наполнена эмоциональными переживаниями. Пережитые чувства радости и восхищения от совместной работы обогащают эмоциональный опыт детей, а сам спектакль становится эффективным средством в системе воспитания подростков. Родители учащихся с огромным вниманием и интересом смотрели наши мероприятия. Многие из них увидели своих детей с новой, совершенно незнакомой стороны.

За этот период в рамках проекта проходило много разных мероприятий — игры, концерты, спектакли, тренинги, но хочется выделить квест-игру для учащихся 8–9 классов «Здесь и сейчас». Две команды ребят соревновались между собой в различных конкурсах. В конкурсе «Самый умный» учащиеся не только должны были отгадать автора литературного произведения по прочитанным строкам (поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»), но и сыграть по ролям сцены из предложенного произведения.

Другой интересный конкурс — «Школа детективов». Вырезаются портреты знаменитых художников из журналов, которые разрезаются на части, пазлы, перемешиваются и выдаются командам в конверте. Перед участниками ставится задача — составить портреты, а затем представить и изобразить героев картин великих русских художников И. Репина («Садко», «Бурлаки на Волге»), В. Серова («Девочка с персиками», «Портрет Н. А. Римского — Корсакова»), В. Васнецова («Богатыри», «Аленушка»). Важно было не только войти образ, но и создать окружающее пространство картины и продемонстрировать элементы костюма.

В музыкальном конкурсе «Угадай мелодию» участники команд отгадывают песню и изображают певца-исполнителя, тем самым проявляя свои творческие исполнительские и театральные таланты.

«Минута славы» — конкурс талантов. Здесь учащиеся смогли показать себя в разных номинациях: вокал, танцы, художественное и литературное творчество, акробатика и хореография, разговорный жанр.

Мероприятия проекта направлены на повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы, на улучшение отношений между сверстниками и укрепление взаимопонимания с родителями. Во время проведения проекта учащиеся знакомятся с различными видами искусства: театр, литература, музыка, история, живопись, киноискусство.

Работа над проектом способствует формированию основных нравственных, эстетических, идейных качеств личности. Воспитание и развитие этих качеств личности подростка определяет дальнейшее отношение к общечеловеческим ценностям: гуманности, доброте, справедливости, патриотизму, любви.

В процессе проектной деятельности искусство театра оставляет у учащихся яркие незабываемые впечатления.

Театр как синтетическое искусство, имеет возможность положительно воздействовать на развитие личности подростка, формируя его нравственные ценности. Приобщая учащихся к мировой художественной культуре и реализовывая их творческие возможности, театр — является мощным средством воспитания и обучения подрастающего поколения.

Литература:

  1. Ершова А. П., Букатов В. М. «Актерская грамота — подросткам». МОЦМЭВ «Глаголь», Ивантеевка, 1994.
  2. Петровский А. В. Феномены субъектности в развитии личности. — Самара, 1997.
  3. Петровский В. А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование, 1996. — N 3. — С. 100–109.
  4. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 2. — М.: АСТ, Вече, 2001. — 560 с.
  5. Солодилова О. П. Шпаргалка по возрастной психологии: учебное пособие. — М.: ТК Велби, 2005. — 56 с.
  6. Хемингуэй Э. Фиеста (И восходит солнце). — Азбука, 2005. — 256 с.
  7. Юсупов. В.Т., Янаев С. И. Краткий словарь терминов по психологии и педагогике. — М.: АЭБ МВД России, 2005. — 73 с.
Основные термины (генерируются автоматически): досуговой деятельности, личности подростка, досуговой деятельности подростков, самовыражения личности, качеств личности, свойствам личности подростков, Самовыражение личности подростка, деятельности подростков многообразны, различные формы, проблема самовыражения подростков, Проблема самовыражения личности, качеств личности подростка, способом самовыражения личности, развитие личности подростка, глубинной потребностью личности, идейных качеств личности, Проблема формирования личности, новое поколение подростков, творческих способностей подростков, подростков положительное психотерапевтическое.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос