Влияние авторитетов и образцов для подражания в среде молодежи 16–18 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 4935 раз

Библиографическое описание:

Артамонова, Е. А. Влияние авторитетов и образцов для подражания в среде молодежи 16–18 лет / Е. А. Артамонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 811-814. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17573/ (дата обращения: 19.12.2024).

Актуальность исследования.

В молодости выбор авторитетов и образцов для подражания у каждого молодого человека может происходить осознанно или на подсознательном уровне. Но для формирования личности выбор авторитетов и образцов для подражания — важный этап в жизни. Психологи выяснили, что пик этой потребности приходится на 16–18 лет. Всем нам известны примеры того, что иногда этот выбор осуществляется, мягко говоря, неудачно. Возможно ли целенаправленно влиять на выбор данной категории молодежи в возрасте 16–18 лет? Как молодежь подходит к выбору, на что опирается и как осуществляет выбор авторитета и образца для подражания? Полученные знания помогут специалисту ОРМ в работе с данной категорией молодежи.

Итак, действительно ли необходимы авторитеты и образцы для подражания в группах молодежи 16–18 лет? Как молодежь подходит к выбору, на что опирается и как делает выбор авторитета и образца для подражания? Возможно, ли влиять на выбор данной категории молодежи? Могут ли полученные знания о влиянии выбора авторитетов и образцов для подражания помочь специалисту по работе с молодежью воздействовать на данную категорию молодежи в возрасте 16–18лет?

Целью нашего исследования является выявление механизмов, разработка методики исследования и получение знания о процессе выбора молодежью авторитетов и образцов для подражания в возрасте 16–18 лет.

Замысел полевой части исследования состоял в проведении опроса. Важен ли выбор авторитета? Каковы основные критерии выбора авторитета и образца для подражания? Положительные или отрицательные качества избранного образца — что притягивает молодежь? Нужен ли образец для подражания? Для чего подражают ему?

Проблема, послужившая основанием данного исследования, состоит в том, что выбору авторитетов и образцов для подражания молодежью не уделяется должного внимания. Молодежь 16–18 лет может часто ошибаться при выборе авторитетов и образцов для подражания. Но что позволяет судить о правильном или ложном выборе молодежи 16–18 лет? Если социум будет иметь эффективные механизмы «назначения» образцов для молодежи — то не остановится ли развитие общества?

Впрочем, возможность влиять на данную категорию молодежи в выборе авторитета и образца для подражания также является проблемой.

В качестве метода исследования выступает опрос. Опрос (Приложение 1) состоит из 14 вопросов открытого типа. В исследовании приняли участие 50 респондентов. Опрос анонимный, проведён среди молодых людей в возрасте от 16 до 18 лет в городе Электросталь. Из них 30 % респондентов в возрасте 16 лет; 36 % респондентов 17 лет; 34 % респондентов 18 лет. В опросе участвовали 60 % девушек и 40 % юношей.

Общие результаты исследования

Большинство молодежи (96 %) считает, что в современном мире существуют авторитеты и образцы для подражания. Авторитетом у современной молодежи 16–18 лет являются публичные люди (70 %) и родители (14 %). Отдельно, так же выделяют в авторитеты и образцы для подражания президента нашей страны, В. В. Путина (12 %). По мнению молодежи 16–18 лет авторитетом и образцом для подражания должен служить эталон: человек целеустремленный, эрудированный, коммуникабельный, с сильным характером, с приятной внешностью, оратор; важно, чтобы это был человек, который многого достиг в жизни. 78 % опрошенных считают, что у них есть авторитет и образец для подражания, а 22 % опрошенных считают, что у них нет авторитета и образца для подражания. Для тех, у кого есть авторитет и образец для подражания, опрошенные уточнили свой выбор:

-          Семья (родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки и т. д.).

-          Публичные личности (президент, политики, актеры, певцы, телеведущие, олимпийские чемпионы, писатели, художники, представители мейнстрима, музыканты, учителя).

-          Собирательные образы.

Молодые люди (92 %) хотели бы перенять у авторитетов и образцов для подражания следующие черты: внимательность, доброту, справедливость, честность, целеустремленность, силу воли, коммуникабельность, харизматичность и т. д. Мы поинтересовались авторитетами родителей молодежи 16–18 лет, и сделали вывод: 24 % опрошенных утверждают, что авторитетом их родителей были или есть их собственные родители;

16 % опрошенных утверждают, что авторитетом их родителей были или есть политические деятели;

14 % опрошенных утверждают, что авторитетом их родителей были или есть деятели культуры.

Молодежь (98 %) прежде всего, вдохновляется творческими людьми, которые мыслят нестандартно, а так же жизнерадостными и общительными людьми. В том числе, деятели искусства и ученые могут вдохновлять молодежь 16–18 лет, потому что имеют немалый запас знаний. Добрые, отзывчивые, открытые и честные люди, по мнению респондентов, тоже вдохновляют, потому что с ними приятно вести диалог.

При выборе авторитета и образца для подражания 44 % респондентов будут опираться на положительные качества, такие как искренность и честность, на его моральные, духовные качества, коммуникабельность и целеустремленность, на личные взгляды авторитета и склад ума, на наличие лидерских качеств и целеустремленность. Обязательно должна быть схожесть во мнениях. Такой выбор важен для 62 % опрошенных, именно авторитетное лицо заставляет ориентироваться в особенностях и манере поведения, помогает в выборе идеалов и мировоззрения, принципов и норм жизни. Выбор очень важен, ведь он может повлиять на человека как положительно, так и отрицательно. Оказывается, в 36 % случаев притягивают как положительные, так и отрицательные качества. Без сомнения образец для подражания нужен для того, чтобы научиться новым качествам и достигать новых успехов. 94 % респондентов выделили следующие качества от более важных, к менее важным: целеустремленность, доброта, коммуникабельность, ораторское искусство, дипломатичность, уверенность в себе, честность, харизматичность, лидерство, настойчивость, толерантность, справедливость, упорство, не ставить себя выше/ниже других, патриотизм, преданность, трудолюбие, ответственность.

Для большинства опрошенных очень важен выбор авторитетов и образцов для подражания. Развернутые ответы респондентов, хорошо показали нам всю картину происходящего, и мы с уверенностью можем сказать, что в современном мире находится большое количество авторитетов и образцов для подражания (интересных, ярких и удивительных людей). Выбор авторитетов и образцов для подражания осуществляется нерефлектируемо, на основании внутренней системы ценностей. Но нельзя забывать, что авторитеты могут оказаться как положительными, так и отрицательными.

Результаты исследования.

Приложение 1.

Опросник.

Полевое исследование «Как влияют авторитеты и образцы для подражания на молодежь 16–18 лет»

Целью нашего исследования является выявление механизмов, разработка методики исследования и получение знания о процессе выбора молодежью авторитетов и образцов для подражания.

Ваше участие в данном исследовании очень важно. Просим Вас быть предельно откровенным в ответах на предложенные вопросы.

Правила заполнения анкеты:

Внимательно прочтите вопрос и напишите разборчиво свои ответы на свободных строках.

Убедительная просьба: не оставляйте пожалуйста ни одного вопроса без ответа.

Указывать фамилию не нужно. Полученная информация будет обрабатываться в общем виде на условиях строгой конфиденциальности.

1.                  Существуют ли в современном мире авторитеты и образцы для подражания?

2.                  Кто, по вашему мнению, является авторитетом у современной молодежи?

3.                  Есть ли у Вас авторитет, образец для подражания? Кто он для Вас?

4.                  Какие черты вы хотели бы перенять? Почему эта личность для Вас является авторитетом?

5.                  Кто был авторитетом у ваших родителей?

6.                  Какие люди вас вдохновляют и почему?

7.                  На что вы будете, опирается при выборе авторитета и образца для подражания?

8.                  Что это за «героический персонаж» — авторитет и образец для подражания?

9.                  Важен ли выбор авторитета для вас? Почему?

10.              Положительные или отрицательные качества избранного образца для подражания, что притягивает молодежь в образцах для подражания?

11.              Нужен ли образец для подражания? Для чего подражают ему?

12.              Выделите личностные качества, которыми должны обладать современные лидеры и авторитеты.

13.              Ваш пол

14.              Ваш возраст

Благодарим за участие!

 

Приложение 2.

Обобщенные результаты проведенного исследования на тему: «Как влияют авторитеты и образцы для подражания на молодежь 16–18 лет».

1.                  Существуют ли в современном мире авторитеты и образцы для подражания?

96 % — Да, авторитеты и образцы для подражания существуют.

2 % — Нет, авторитеты, и образцы для подражания не существуют.

2 % — Затрудняется в своем ответе.

2.                  Кто, по вашему мнению, является авторитетом у современной молодежи?

4 % — Затрудняется в своем ответе.

12 % — Авторитетом у современной молодежи считают В. В. Путина.

14 % — Авторитетом у современной молодежи считают родителей.

70 % — Авторитетом у современной молодежи считают публичных людей.

По мнению молодежи 16–18 лет авторитетом и образцом для подражания должен служить эталон, который будет являться целеустремленным, эрудированным, коммуникабельный, с сильным характером, с приятной внешностью, оратор, человек, который многого достиг в жизни. Многие молодые люди хотят быть знаменитыми, так же как и их авторитеты.

3.                  Есть ли у Вас авторитет, образец для подражания? Кто он для Вас?

78 % опрошенных считают, что у них есть авторитет и образец для подражания.

22 % опрошенных считают, что у них нет авторитета и образца для подражания.

Для тех, у кого есть авторитет и образец для подражания, опрошенные уточнили свой выбор:

-          Семья (родители, братья, сёстра, бабушки, дедушки и т. д.).

-          Публичные личности (президент, политики, актеры, певцы, телеведущие, олимпийские чемпионы, писатели, художники, представители мейнстрима, музыканты, учителя).

-          Собирательные образы.

4.                  Какие черты Вы хотели бы перенять? Почему эта личность для Вас является авторитетом?

По результатам обработки 92 % анкет выстроилась следующая иерархия желаемых черт глубинные особенности:

1)                 целеустремленность

2)                 внимательность

3)                 доброта

4)                 справедливость

5)                 честность

6)                 искренность

7)                 уверенность

8)                 лидерство

9)                 ораторское искусство отзывчивость

10)             трудолюбие

11)             терпение

12)             сила воли

13)             образованность

14)             стрессоустойчивость

15)             коммуникабельность

16)             выносливость

17)             харизматичность

18)             отвага

19)             добросовестность

20)             скромность

При помощи этих черт люди добиваются успехов, и достигают новых результатов — таково мнение 92 % опрошенных.

8 % опрошенных не хотят перенимать никаких качеств.

5.                  Кто был авторитетом у ваших родителей?

46 % не знают ответа на вопрос и/или не интересовались этим.

24 % опрошенных утверждают, что авторитетом их родителей были/есть их собственные родители.

16 % опрошенных утверждают, что авторитетом их родителей были/есть политические деятели (П. А. Столыпин, В. И. Ленин, И. В. Сталин, В. В. Путин).

14 % опрошенных утверждают, что авторитетом их родителей были/есть деятели культуры (спортсмены, тренера, архитекторы, художники, космонавты).

6.                  Какие люди вас вдохновляют и почему?

98 % считают, что их вдохновляют:

Творческие люди, которые мыслят нестандартно.

Жизнерадостные и общительные люди.

Деятели искусства и ученые — потому, что имеют немалый запас знаний.

Добрые, отзывчивые, веселые, открытые и честные люди, потому что с ними приятно вести диалог.

Герои книг — сильные, смелые и целеустремленные.

У 2 % опрошенных таких «маяков» нет.

7.                  На что вы будете, опирается при выборе авторитета и образца для подражания?

44 % респондентов будут опираться на положительные качества, такие как искренность и честность, на его моральные, духовные качества, коммуникабельность и целеустремленность, на личные взгляды авторитета и его склад ума, на наличие лидерских качеств и целеустремленность. Обязательно должна быть схожесть во мнениях.

8 % будут опираться на собственные чувства.

4 % не на что не опираются.

8.                  Что это за «героический персонаж» — авторитет и образец для подражания?

48 % респондентов считают «героического персонажа» патриотом своей страны, идеалом (чаще всего собирательный образ), на которого все хотят быть похожим. Герои из книг и фильмов очень хорошо подходят под определение понятия «героический персонаж». Это — те, кто делает наш мир лучше. «Героический персонаж» — «путеводная звезда» по жизни.

24 % — затрудняются ответить.

20 % относят к понятию «героического персонажа» медийных личностей.

Для 8 % «героический персонаж» — это мама.

9.                  Важен ли выбор авторитета для вас? Почему?

Важен – для 62 % опрошенных.

Именно авторитетное для них лицо заставляет ориентироваться в особенностях и манере поведения, помогает сориентироваться в выборе идеалов и мировоззрения, принципов и норм жизни. В период становления личности, молодые люди должны найти себе такого человека, за которым можно было бы пойти. Выбор важен, ведь он может повлиять на человека как положительно, так и отрицательно.

Выбор авторитета не важен для 38 % опрошенных.

Выбор авторитета не важен. Опрошенные, не считают нужным подражать кому-либо, и хотели бы самостоятельно добиваться поставленных целей.

10.              Положительные или отрицательные качества избранного образца для подражания, что притягивает молодежь в образцах для подражания?

54 % опрошенных притягивают положительные качества.

36 % опрошенных притягивают как положительные, так и отрицательные качества.

10 % опрошенных притягивают отрицательные качества.

11.              Нужен ли образец для подражания? Для чего подражают ему?

Нужен — 80 %

Не нужен — 20 %

Подражают, для того что бы научиться новым качествам и достичь успехов — мнение респондентов, которым нужен образец для подражания.

12.              Выделите личностные качества, которыми должны обладать современные лидеры и авторитеты.

6 % респондентов воздержались от ответа.

94 % респондентов выделили следующие качества от более важных, к менее важным (результат обобщен):

1)                 Целеустремленность

2)                 Доброта

3)                 Коммуникабельность

4)                 Ораторское искусство

5)                 Дипломатичность

6)                 Уверенность в себе

7)                 Честность

8)                 Харизматичность

9)                 Лидерство

10)             Настойчивость

11)             Толерантность

12)             Справедливость

13)             Упорство

14)             Не ставить себя выше/ниже других

15)             Патриотизм

16)             Преданность

17)             Трудолюбие

18)             Ответственность

13.              Ваш пол.

В опросе участвовали 60 % девушек и 40 % юношей.

14.              Ваш возраст.

Из 100 % респондентов. Из них:

30 % в возрасте 16 лет;

36 % в возрасте 17 лет;

34 % в возрасте 18 лет.

Основные термины (генерируются автоматически): подражание, авторитет, выбор авторитета, качество, выбор авторитетов, родитель были, современная молодежь, категория молодежи, молодежь, современный мир.


Похожие статьи

Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи

Здоровый образ жизни в системе социальных представлений студенческой молодежи

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов

Особенности социализации и самореализации молодежи в спорте и науке

Практическая модель формирования здорового образа жизни учащейся молодежи

Значение православной культуры в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста

Похожие статьи

Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи

Здоровый образ жизни в системе социальных представлений студенческой молодежи

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов

Особенности социализации и самореализации молодежи в спорте и науке

Практическая модель формирования здорового образа жизни учащейся молодежи

Значение православной культуры в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста

Задать вопрос