Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние детского опыта родителей на половое воспитание собственных детей

Психология
03.02.2025
19
Поделиться
Библиографическое описание
Скарга, А. В. Влияние детского опыта родителей на половое воспитание собственных детей / А. В. Скарга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 221-225. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122476/.


Помимо врачей и учителей, половым воспитанием детей должны заниматься родители. Дети нуждаются в достоверной и полноценной информации. Родители должны подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни, включая аспекты интимных отношений. В брачных отношениях люди создают особую модель взаимодействия — семью. В этой модели есть свои традиции, которые часто передаются от родителей и из опыта детства. Своевременное и качественное половое воспитание в семье формирует у ребенка необходимые знания и влияет на его способность осознанно принимать решение о начале сексуальной жизни, нести ответственность за последствия своих действий и ценить здоровье. Большинство родителей считают важным заниматься половым воспитанием детей. Однако лишь немногие из них непосредственно участвуют в обучении детей основам половой жизни. Родители объясняют это своей некомпетентностью, чувством стеснения и стыда при обсуждении тем, связанных с взаимоотношениями полов. В статье исследуется влияние детского опыта родителей на половое воспитание собственных детей. В исследовании приняли участие 87 человек, из которых 41 мужчина и 46 женщин.

Ключевые слова: интимные отношения, половая социализация, половое воспитание, половое просвещение, родители, противоположный пол.

Введение

Половое воспитание — это один из ключевых аспектов в жизни детей, ведь именно родители становятся первыми учителями, именно ими закладываются основы для формирования личности ребенка в этом отношении. Они должны подготовить его к взрослой жизни, в том числе к вопросам дружбы и общения с другими людьми. Здоровое внимание к вопросам пола и половой жизни подразумевает формирование целостной личности, способной адекватно воспринимать и переживать физиологические и психологические аспекты собственной идентичности в половом отношении [2].

Это также включает в себя умение строить гармоничные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех аспектах жизни. Ведь важно уметь строить хорошие отношения с людьми, понимать, как вести себя в разных ситуациях и уважать других. Гармоничные и здоровые отношения между партнерами без открытых и регулярных конфликтов создают основу для правильного понимания интимных отношений. Для ребенка родители являются образцом поведения — пример родителей играет ключевую роль в воспитании следующего поколения. Когда родители показывают, как вести себя друг с другом, это помогает детям учиться правильному поведению и пониманию дружбы и любви [4].

Представление о сексуальных взаимоотношениях между полами формируется из нескольких компонентов — половой социализации, полового просвещения и полового воспитания. Половое воспитание в широком смысле понимается как влияние внешней среды на психосексуальное становление и формирование личности. В более узком — как процесс систематического, целенаправленного и планомерного воздействия на развитие в вопросах, связанных с отношениями между полами. Родители играют важную роль в формировании у детей и подростков правильного понимания гендерных различий, ролей и обязанностей. Это не просто разговоры о том, откуда берутся дети, а гораздо больше. Оно помогает детям чувствовать себя увереннее, понимать себя и других, строить здоровые отношения. Необходимо научить ребенка правильному отношению к интимным вопросам, чтобы он вырос уверенной и целостной личностью, способной адекватно реагировать на различные ситуации в жизни [6].

Половое воспитание — это процесс, в котором взрослые помогают детям/подросткам понять устройство своего тела, а также разобраться в природе эмоций и отношений между людьми разного пола. В рамках его обсуждаются такие вопросы, как возраст, с которого можно начинать половую жизнь без вреда для здоровья, ответственность за использование контрацепции, а также за беременность и заражение заболеваниями, передающимися половым путем [5].

В этом контексте половое воспитание, как и воспитание в целом, подразумевает наличие осознанных целей, соответствующих им программ и методов, а также конкретных ответственных исполнителей [1]. Родители — самый первый и естественный педагог в этом вопросе.

Распространенным заблуждением, связанным с половым воспитанием, является то, что из-за специфичности темы, оно часто воспринимается как нечто, противоположное нравственному воспитанию, а смущение родителей перед вопросами детей может указывать на их личные переживания [3]. Такие переживания, как и опыт получения информации по вопросам полового воспитания, могут привноситься родителями в новую семью из собственного детского опыта.

Методика

Цель исследования — выяснение на российской выборке влияния детского опыта родителей на половое воспитание собственных детей.

Использовались две авторские анкеты. Одна содержала вопросы о системе полового воспитания в родительской семье, вторая — помогающие оценить знания, стремления и отношение родителей к половому воспитанию детей.

Выборку составили 87 человек, из которых 41 мужчина и 46 женщин. Анкетирование проводилось анонимно с использованием Google Forms в 2024 году.

Анкета № 1

Инструкция : пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале:

1

Насколько открытыми в Вашей родительской семье обсуждались вопросы безопасного секса.

2

Как легко Вы задавали вопросы в отношении интимного взаимодействия мужчин и женщин.

3

Как часто Вы получали адекватные ответы на вопросы в отношении интимного взаимодействия мужчин и женщин.

4

Насколько полно в родительской семье обсуждались вопросы интимного взаимодействия мужчин и женщин.

5

Роль родительской семьи в Вашем становлении как полового партнера.

6

Насколько полно в Вашей родительской семье Вы узнали о заболеваниях, передающихся половым путем.

7

Достаточность информации, полученной в родительской семье в вопросах, связанных с отношениями между полами.

8

Обсуждение с родителями вопросов своей реальной или возможной половой жизни.

9

Насколько полно в Вашей родительской семье обсуждались вопросы защищенного секса.

Для дальнейшего исследования использовался суммарный балл, полученный по результатам ответов респондентов на вопросы.

Родители с негативным отношением к половому воспитанию в родительской семье — до 28 баллов.

Родители с отстраненным отношением к половому воспитанию в родительской семье — 28–39 баллов.

Родители с позитивным отношением к половому воспитанию в родительской семье — от 40 баллов.

Анкета № 2

Инструкция : пожалуйста, ответьте на вопросы, поставив галочку в соответствующей ячейке.

Вопрос

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

Считаете ли вы свои знания о половом воспитании детей достаточным?

Проводите ли Вы беседы с детьми по вопросам полового воспитания?

Приветствуете ли Вы распространение информации по половому воспитанию в СМИ?

Считаете ли Вы, что вопросы полового воспитания родители могут обсуждать со своими детьми?

За ответ «Да» присваивалось 3 балла, ответ «Затрудняюсь ответить» 2 балла, ответ «Нет» 1 балл.

Родители с негативным отношением к половому воспитанию своего ребенка — 5 и менее баллов.

Родители с отстраненным отношением к половому воспитанию своего ребенка — 6–8 баллов.

Родители с позитивным отношением к половому воспитанию своего ребенка — 9 и более баллов.

Исследование проводилось с помощью анкет в Google-формах.

Результаты

Результаты исследования отношения к половому воспитанию в родительской семье приведены на рисунке 1.

Распределение респондентов по отношению к половому воспитанию в родительской семье

Рис. 1. Распределение респондентов по отношению к половому воспитанию в родительской семье

Результаты анкетирования показывают преобладание негативного отношения к половому воспитанию в родительской семье. По всей выборке таких респондентов 49,4 % (43 чел.), среди мужчин — 53,7 % (22 чел.), среди женщин — 45,7 % (21 чел.).

По всей выборке респондентов с отстраненным отношением к половому воспитанию в родительской семье 36,8 % (32 чел.), среди мужчин их 36,6 % (15 чел.), среди женщин — 37,0 % (17 чел.).

Всего респондентов с позитивным отношением к половому воспитанию в родительской семье 13,8 % (12 чел.), среди мужчин их 9,8 % (4 чел.), среди женщин — 17,4 % (8 чел.).

Результаты исследования отношения к половому воспитанию в родительской семье приведены на рисунке 2.

Распределение респондентов по отношению к половому воспитанию своего ребенка

Рис. 2. Распределение респондентов по отношению к половому воспитанию своего ребенка

Результаты анкетирования показывают преобладание негативного отношения к половому воспитанию своего ребенка. По всей выборке таких родителей 40,2 % (35 чел.), среди мужчин — 46,3 % (19 чел.), среди женщин — 34,8 % (16 чел.).

По всей выборке родителей с отстраненным отношением к половому воспитанию своего ребенка 31,0 % (27 чел.), среди мужчин их 22,0 % (9 чел.), среди женщин — 39,1 % (18 чел.).

Всего родителей с позитивным отношением к половому воспитанию своего ребенка 28,7 % (25 чел.), среди мужчин их 31,7 % (13 чел.), среди женщин — 26,1 % (12 чел.).

Обсуждение

Диагностика показала превалирование родителей с позитивным отношением к половому воспитанию.

Для того, чтобы определить влияние детского опыта родителей на половое воспитание собственных детей оценена степень взаимозависимости суммарного балла, полученного по результатам ответов респондентов на вопросы анкеты № 1, и суммарного балла, полученного по результатам ответов респондентов на вопросы анкеты № 2.

Статистический анализ производился методом ранговой корреляции Спирмена. Данные корреляционного анализа по выборке в целом и с разделением по полу приведены в таблице 1.

Таблица 1

Данные корреляционного анализа

Вся выборка

Мужчины

Женщины

Критические значения p для N = 87 при 0,05=0,22, при 0,01=0,28

r s = 0,647**

Критические значения p для N = 41 при 0,05=0,3, при 0,01=0,39

r s = 0,548**

Критические значения p для N = 46 при 0,05=0,29, при 0,01=0,37

r s = 0,715**

** — Корреляция статистически значима, уровень значимости 0,01.

Таким образом, взаимосвязь суммарного балла, полученного по результатам ответов респондентов на вопросы анкеты о системе полового воспитания в родительской семье, и суммарного балла, полученного по результатам ответов родителей на вопросы анкеты о наличии знаний, стремления и отношения родителей к половому воспитанию собственных детей статистически значима при p0,01 как по выборке в целом, так и среди отдельно мужчин и женщин.

Заключение

Таким образом, доказано, что детский опыт родителей влияет на половое воспитание их собственных детей. Причем, у женщин эта зависимость выражена сильнее, чем у мужчин.

Родители должны подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни, в том числе и в сфере интимных отношений. Для этого необходимо правильно обозначать части тела, обучать правилам гигиены и формировать понимание интимности. Важно обсуждать с ребенком вопросы насилия, полового созревания, особенностей размножения, а также рисков и последствий незащищенных, нежелательных и неприятных сексуальных контактов.

Также необходимо учить ребенка осознанию взаимной ответственности в паре за здоровье и благополучие, включая профилактику заболеваний, передающихся половым путем, и нежелательной беременности. Своевременное и качественное половое воспитание в семье способствует получению ребенком необходимых знаний и умений для осознанного принятия решений о начале сексуальной жизни, несения ответственности за свои действия и сохранения здоровья.

Литература:

  1. Вахрушев И. А., Шутова Д. А., Попова Н. М. Роль родителей в половом воспитании детей // Modern Science. 2019. № 12–4. С. 61–64.
  2. Зайцева Л. А., Ковалева С. С. Особенности представлений о доверии у супругов в связи со стратегией поведения в конфликте / // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11, № 6. — С. 1–14.
  3. Захарова И. В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. 2011. № 5–2. С. 140–142.
  4. Копнова Е. Д., Родионова Л. А., Иванова М. А. Статистический анализ факторов брачного статуса в России с учетом возраста и пола // Демографическое обозрение. — 2023. — Т. 10, № 4. — С. 152–187.
  5. Мальцева П. Н. Влияние родителей на формирование представлений о сексуальных взаимоотношениях между полами // Аллея науки. 2019. Т. 1, № 5(32). С. 179–182.
  6. Shtarkshall R., Santelli J. S., Hirsch J. S. Sex Education and Sexual Socialization: Roles for Educators and Parents (2007) //July Perspectives on Sexual and Reproductive Health 39(2):116–9.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
интимные отношения
половая социализация
половое воспитание
половое просвещение
родители
противоположный пол
Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 221-225):
Часть 3 (стр. 149-229)
Расположение в файле:
стр. 149стр. 221-225стр. 229

Молодой учёный