В данной статье изложено практическое исследование представлений о половом (сексуальном) воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков. Сексуальное воспитание подростков необходимо для дальнейшего развития, познания своего тела, межполовых отношений, понимания процесса с точки зрения физиологии, нравственности и гигиены, а также осознания причин и следствий во избежание плохих событий, ошибок. По мнению респондентов, половым воспитанием необходимо заниматься с младшего школьного возраста, в преддверии подростничества преимущественно в семье, реже психологами, врачами и учителями. Однако реальность такова, что в большинстве случаев приходится самостоятельно знакомится с сексуальными вопросами, вооружившись интернетом или пообщавшись с друзьями и одноклассниками. Именно поэтому, большую значимость приобретает комплексный подход к вопросам полового воспитания подростков.
Ключевые слова: клиническая психология, подростковый возраст, половое (сексуальное) воспитание, представление о сексуальном воспитании, половая идентификация, ценностные ориентации и установки.
Актуальность. Проблема полового (сексуального) воспитания детей и подростков в современной России является чрезвычайно актуальной. Низкий уровень полового воспитания в большинстве семей и школ, недостаток квалифицированных специалистов, способных заниматься сексуальным воспитанием и умеющих работать именно с подростками, приводит к высокой частоте незащищенных половых связей, нежелательных беременностей и венерическим заболеваниям у девушек-подростков и, как следствие, абортам среди несовершеннолетних. По количеству смертей и патологий, связанных с абортами у несовершеннолетних, наша страна входит в первую десятку в мире. Согласно официальным данным, аборты составляют 56% исходов беременности у женщин в возрасте 15-19 лет [2]. Сложившаяся ситуация привела к необходимости пересмотра методологических, теоретических подходов к половому (сексуальному) воспитанию; разработки новых методов организации работы по повышению сексологических знаний; формированию и развитию у населения правильных репродуктивных установок и поведения, профилактики заболеваний, влияющих на реализацию репродуктивной функции. Что возможно лишь в случае реализации комплекса медико-педагогических мер.
Особое значение при половом воспитании приобретает система ценностей, как основной регулятор поведения человека в социуме. Именно ценностные ориентации составляют основу «жизненной концепции» личности и позволяют сформировать определенное отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
В данной статье мы придерживаемся взглядов Т.М. Резер и рассматриваем половое (сексуальное) воспитание как процесс, направленный на выработку качеств, свойств личности, позволяющих провести собственную половую идентификацию и выработать необходимое (в соответствии с морально-нравственными нормами общества) поведение человека в отношении к представителям другого пола на всех этапах жизнедеятельности [1, c. 104].
Учитывая выше изложенное, мы провели исследование представлений о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков.
Анализ научной литературы показал, что сексуальное воспитание подростков изучено недостаточно. В ней представлены исследования подросткового возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, В.Г. Казанская, Д.В. Колесов, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.); сексуального развития (П.П. Блонский, И.С. Кон, М.М. Рубинштейн, М.Я. Басов и др.); сексуальности, сексуальных патологий, ценностных ориентаций, ранних сексуальных дебютов подростков и молодежи (С.Т. Агарков, Р.С. Ахраменко, М.К. Горшков, Е.А. Кащенко, И.С. Кон, В.Ю. Черных и др.).
Выявление взаимосвязей представлений о сексуальном воспитании с ценностными ориентациями и уровнем субъективного контроля у подростков, врачей-гинекологов, родителей, позволит: разработать наиболее эффективные программы по профессиональному и личностному развитию, повышению сексологических знаний; сформировать осознанное отношение к вопросам взаимоотношений между полами, ответственное отношение к своему здоровью и репродуктивной функции (профилактика нежелательной беременности, инфекций и заболеваний). А также разработать комплекс медико-педагогических мер, позволяющих ответить на волнующие подростка вопросы в атмосфере безопасности.
В качестве объекта исследования в нашей работе выступают представления о сексуальном воспитании подростков.
Предмет исследования - представления о сексуальном воспитании подростков у врачей-гинекологов, родителей и детей подросткового возраста.
Целью исследованияявляется: изучение представлений о сексуальном воспитании подростков у врачей, психологов и детей подросткового возраста.
Задачи:
1) На основе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования уточнить понятие сексуальное воспитание.
2) Провести исследование представлений родителей, врачей-гинекологов, подростков о сексуальном воспитании.
3) Провести исследование ценностных ориентаций и уровня субъективного контроля у респондентов.
4) Определить взаимосвязи между представлениями респондентов о сексуальном воспитании подростков, их ценностными ориентациями и локусом контроля.
Гипотезы исследования:
1) Сексуальное воспитание подростков необходимо осуществлять с началом полового созревания и проводить его силами врачей, психологов и родителей.
2) Существует взаимосвязь представлений о сексуальном воспитании с высокими показателями по шкале общей интернальности, интернальности межличностных, семейных отношений.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, метод анкетирования (авторская анкета «Сексуальное воспитание»), методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, χ2 критерий Пирсона), контент-анализ результатов авторской анкеты.
Методики:
- Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда).
- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
- Авторский опросник «Сексуальное воспитание» (в двух вариантах: взрослый и подростковый).
Респонденты: Исследование проводилось в г. Москва в период с 01 декабря 2016 года 15 мая 2017 года. В нем приняли участие 60 человек. Из них 20 врачей-гинекологов (женщины) в возрасте от 25 до 62 лет. Средний возраст составляет 38,9 лет. 20 родителей (4 мужчин и 16 женщин) в возрасте от 28 до 52 лет. Средний возраст составляет 39,3 лет. А также 20 подростков 14-15 летнего возраста (13 мальчиков и 7 девочек) учащихся 8 класса ГБОУ школы № 2097 г. Москвы.
Теоретико-методологические основы исследования составили подходы к описанию структуры личности, базирующиеся на принципах единства сознания и деятельности, развития, системности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); общетеоретические положения отечественной и зарубежной психологии о воспитании (И.А. Зимняя, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, А.В. Мудрик и др.); идеи развития современной отечественной психологии и педагогики полового воспитания (Т.М. Афанасьева, В.И. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Н.В. Плисенко, Т.А. Репин, А.Г. Хрипкова, Т.И. Юферова, и др.)
Результаты исследования. Проведенное нами исследование показало, что сексуальное воспитание необходимо подростку для дальнейшего развития, для познания своего тела, межполовых отношений, понимания процесса с точки зрения физиологии, нравственности и гигиены, а также осознания причин и следствий во избежание плохих событий, ошибок. Это отмечают все респонденты. При этом взрослые (родители и врачи-гинекологи) считают, что половым воспитанием необходимо заниматься с младшего школьного возраста, в преддверии подростничества, в то время как подростки, считают наиболее подходящим для этого – 14-15 лет.
Все респонденты отметили значимость семьи для воспитания и развития ребенка в целом и полового воспитания в частности, а специалисты разного профиля выступают в данном процессе в качестве помощников (врачи-гинекологи, учителя, психологи).
Нами была выявлена зависимость данных по шкалам УСК, Методики ценностных ориентаций и ответами на авторскую анкету. Для подростков характерны высокие показатели по шкале общей интернальности, интернальности межличностных, семейных, отношений и здоровья; в качестве терминальных ценностей у подростков преобладают: наличие хороших друзей, здоровье, свобода, любовь, развитие; а среди инструментальных: смелость в отстаивании взглядов, образованность, воспитанность, твердая воля, самоконтроль, независимость, терпимость. Полученные результаты говорят о значимости для подростков взаимоотношений (друзья, любовь), свободы взглядов, активной позиции. Причем независимость, самоконтроль, твердая воля, образованность и терпимость помогут им выстроить оптимальным образом отношения за счет экспериментирования и, тем самым, контролировать события и управлять своей жизнью. Поэтому даже в описании сексуального воспитания они отмечают возможность экспериментировать и все изучать на собственном опыте, а также часть вопросов оставляют без ответов.
По методике диагностики УСК у родителей преобладают высокие показатели по шкалам общей интернальности, интернальности семейных и межличностных отношений, а низкие показатели – по шкале интернальности к здоровью. Что свидетельствует о стремлении родителей контролировать практически все события в своей жизни и жизни детей. По методике Рокича в качестве терминальных ценностей преобладают: здоровье, развитие, счастливая семейная жизнь, мудрость; среди инструментальных: твердая воля, самоконтроль, ответственность, образованность, воспитанность, Данные результаты свидетельствуют о стремлении родителей развиваться, реализовываться в жизни, получать признание за счет принятия ответственности, образованности, самоконтроля и твердой воли. Очевидно, что эти инструменты применяются родителями в процессе самовоспитания и воспитания своих детей.
Для врачей-гинекологов характерно преобладание низких результатов по шкалам общей интернальности, семейных отношений и отношения к здоровью по методике диагностики УСК. В тоже время, по шкале межличностных отношений отмечается преобладание высоких результатов. Среди терминальных ценностей по методике Рокича врачи выделяют: счастье других людей, познание, жизненная мудрость, здоровье, общественное признание, а в качестве инструментальных: ответственность, образованность, самоконтроль, рационализм, аккуратность, исполнительность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что профессия накладывает свой отпечаток на жизнедеятельность врачей-гинекологов. Они стремятся помочь другим людям, сделать их счастливее, увлечены работой и развитием, стремятся максимально использовать свои возможности. При этом исполнительны, ответственны, рациональны и толерантны.
Статистически анализ результатов, полученных респондентами по Методике ценностных ориентаций Рокича (расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена), показал, что существует положительная статистически значимая корреляция между инструментальными ценностями подростков и родителей (0,84 для p<0,01); между терминальными ценностями врачей-гинекологов и родителей (0,52 для p<0,05). Что может свидетельствовать о влиянии родителей на предпочтения образов действий, свойств личности в определенных ситуациях (дети стараются подражать своим родителям, придерживаться ценностей и традиций семьи), а также о совпадении взглядов касательно цели существования у представителей одной возрастной группы (врачи-гинекологи и родители).
Выводы: Все респонденты (подростки, родители, варчи-гинекологи) отмечают необходимость сексуального воспитания подростков для дальнейшего развития, познания своего тела, межполовых отношений, понимания процесса с точки зрения физиологии, нравственности и гигиены, а также осознания причин и следствий во избежание плохих событий, ошибок. При этом половым воспитанием необходимо заниматься с младшего школьного возраста, в преддверии подростничества преимущественно в семье, реже психологами, врачами и учителями. Но пока все отмечают, что приходится самостоятельно сексуально воспитываться, вооружившись интернетом или пообщавшись с друзьями и одноклассниками.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов по дисциплинам «Возрастная психология и психология развития», «Педагогическая психология», «Сексология» и др. Результаты исследования окажутся полезными для родителей, социальных работников, юристов, практических психологов, психотерапевтов, преподавателей, работающих с детьми подросткового возраста и молодежью.
Литература:
- Резер Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования// Социологические исследования. – 2003 . – № 1. С. 102 – 108.
- Электронная версия бюллетеня Население и общество// http://demoscope.ru/weekly/013/tema04.php