Социально-правовая защита несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 1307 раз

Библиографическое описание:

Гришненко, М. С. Социально-правовая защита несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы / М. С. Гришненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 817-819. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17505/ (дата обращения: 15.11.2024).

Подростковая преступность была и остается одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Уголовная статистика последних лет фиксирует рост тяжких и особо тяжких преступлений в структуре подростковой преступности [1] (рис.1).

Рис.1. Диаграмма показателей криминогенности контингента воспитательных колоний 2012 -2013 гг.

 

При отправлении правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних необходимо иметь в виду положения таких важнейших общепризнанных норм международного права, как Конвенция ООН о правах ребенка, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр — Риядские руководящие принципы), Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») [2].

Анализ важнейших принципов и норм международного права выявил, что система правосудия в отношении несовершеннолетних, в первую очередь, должна быть направлена на благополучие несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия были всегда соизмеримы с особенностями личности правонарушителя.

Глобальное преобразование уголовно-исполнительной системы в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года от 14.10.2010г. № 1772-р направлено на ее гуманизацию, приведение в соответствие с международными стандартами исполнения наказаний [3].

Данные преобразования затронули порядок и условия организации исполнения наказания в Федеральном казенном учреждении Жигулевской воспитательной колония ГУФСИН России по Самарской области (Жигулевская ВК), единственной колонии для несовершеннолетних осужденных в Самарской области.

В настоящем времени руководителем колонии является подполковник внутренней службы Юрий Николаевич Никулин. Лимит наполнения воспитательной колонии — 319 человек. В 2013 году в Жигулевской ВК содержалось 72 человека, в том числе из Самарской области — 37 человек, Саратовской области — 13 человек, Оренбургской области — 17 человек, Пензенской области — 5 человек, из них 18 лет и старше — 6 человек (рис.2).

Рис. 2

 

Из них 56 % не имеют опыта работы и не учились в общеобразовательных учреждениях, каждый третий является сиротой или социальной сиротой, употребляли наркотические вещества 15 % воспитанников, свыше 20 % имеют психические отклонения

Отличительной особенностью организации деятельности Жигулевской ВК состоит в том, что несовершеннолетние осужденные, выбывая из исправительного учреждения, находятся в активном возрасте, позволяющем социально определиться и закрепиться в будущем, и именно поэтому особое значение уделяется их ресоциализации в общество. Поэтому приоритетными задачами Жигулевской ВК являются вопросы непрерывного социального сопровождения осужденных, начиная с момента поступления воспитанника в ВК и до его освобождения. И немаловажным является то, что на каждом этапе отбывания наказания применяются определенные средства социально-правовой защиты данной категории осужденных (Таблица 1)

Таблица 1

Спектр средств социально — правовой защиты, которые применяются в Жигулевской ВК

I этап:

Период адаптации

II этап:

Период отбывания наказания

III этап:

Период подготовки к освобождению

1) обеспечение предметами первой необходимости;

2) выявление отношений воспитанника с родителями, родственниками или другими лицами, которые могут оказать помощь воспитаннику;

3) составление социального паспорта несовершеннолетнего осужденного и программы помощи и д.р.

1) вовлечение в обучение;

2) развитие интереса к трудовой деятельности;

3) занятость в видах творчества, спорте

4) контроль над поведением несовершеннолетних осужденных

5) использование национально-патриотических и религиозных начал в процессе социализации и ресоциализации

6) привлечение родительского комитета к социально-педагогической деятельности;

7) привлечение возможностей попечительского совета;

8) применение мер поощрения и д.р.

1) занятие в Школе по подготовке к освобождению;

2) обеспечение набором документов, необходимых после освобождения;

3) взаимодействие с вневедомственными организациями;

4) оказание помощи осужденным сиротам и оставшимся без попечения родителей путем установления контактов с местной администрацией с целью обеспечения их рабочими местами и жилплощадью;

5) содействие в трудовом и бытовом устройстве

 

На базе Жигулевской ВК апробированы различные средства социально-правовой защиты несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Проведенное исследование позволяет нам выделить две группы средств социально-правовой защиты несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы — специальные и общесоциальные.           Выделение этих групп вызвано, прежде всего, необходимостью более успешного предупреждения преступлений несовершеннолетних. Специальные средства социально-правой защиты применяются непосредственно в воспитательных колониях, заключаются в оказании превентивного воздействия на несовершеннолетних осужденных, склонных к противоправному поведению, с целью удержания их от совершения новых преступлений, а также успешной интеграции их в общество. Общесоциальные средства социально-правовой защиты направлены на успешную подготовку к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей через семью, общину, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили нам обосновать социально-правовую защиту несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы как первостепенное направление в государственной политике, а также определить то, что, несмотря на апробацию различных средств социально-правовой защиты несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы в Жигулевской ВК, сама уголовно-исполнительная система нуждается в реформировании.

Данное обстоятельство выявило необходимость разработки рекомендаций по развитию социально — правовой защиты несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы в приоритетных направлениях: рассмотрение вопроса о создании концептуальной модели воспитательного центра; социальное сопровождение несовершеннолетних осужденных после освобождения из мест лишения свободы; ранняя профилактика преступности среди несовершеннолетних.

Следует отметить тот факт, что воспитать законопослушного подростка зачастую легче, чем перевоспитать трудного, конфликтного, педагогически запущенного, что порой вообще является невозможным. [4]. Именно поэтому государственная политика и все общество в целом особое значение должно уделять ранней профилактики предупреждения преступлений среди подростков, стараться искоренять факторы, способствующие противоправному поведению несовершеннолетних.

 

Литература:

 

1.      Данили Е.М., Давыдова Н.В., Кузьмин А.Н. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Уголовно — исполнительная система: право, экономика, управление. — 2013. -№ 4.

2.      Макаренко А.С. О воспитании. — М: Школьная пресса, 2005. -192с.

3.      Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. — М.: Дело, 2000. — 272 с.

4.      Перинская Н.А. Ресоциализация // Энциклопедия гуманитарных наук.- 2005. — № 4. — С.161-162

 

Основные термины (генерируются автоматически): социально-правовая защита, лишение свободы, осужденный, Самарская область, государственная политика, особое значение, подростковая преступность, правовая защита, противоправное поведение, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы медико-санитарного обеспечения осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Субъективное благополучие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности приобщения к православной культуре детей с ограниченными возможностями здоровья

Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни

Похожие статьи

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы медико-санитарного обеспечения осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Субъективное благополучие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности приобщения к православной культуре детей с ограниченными возможностями здоровья

Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни

Задать вопрос