Рассмотрены основные проблемы производства товаров и услуг, а также причины, по которым имеет смысл переходить к экологически безопасной продукции. Приведены примеры использования экологически безопасной продукции, а также приведены числовые значения, указывающие на улучшение многих характеристик продукции при переходе к экологически безопасным.
Ключевые слова:экологически безопасная продукция, экологическое земледелие, сертификация, экознак.
The main problems of production of goods and services, and also the reasons for which it makes sense to pass to ecologically safe production are considered. Examples of use of ecologically safe production are given, and also the numerical values indicating improvement of many characteristics of production upon transition to ecologically safe are given.
Keywords:ecologically safe production, ecological agriculture, certification, ecosign.
При рассмотрении российского рынка экологически безопасной продукции целесообразно разделить его на внутренний и внешний рынки. На начальном этапе развития внутреннего рынка в России совершенно отчетливо проявляется его импортный характер. Также видно невооруженным глазом преобладание зарубежных игроков, предлагающих группу экологически безопасной продукции по высоким ценам. При этом немногочисленные российские производители экологически безопасной продукции наоборот, в большинстве случаев экспортируют свою продукцию за рубеж.
Об экологическом земледелии в России можно говорить с 1989 г., В этот период была запущена всесоюзная программа «Альтернативное сельское хозяйство». Спустя два года программа принесла международную сертификацию ряду хозяйств, но развития так и не получила, так как не имела спроса на данную продукцию. В 1994 году начался экспорт экологически безопасной сертифицированной гречихи в Европу, а с 1995 года открыл свое функционирование завод по переработке сырья в Калужской области. Ряд хозяйств в различных областях России начали осваивать этот вид производства. Производилась в основном гречневая крупа, которая шла на экспорт за рубеж. Российские предприниматели экспортируют дикорастущие ягоды. С запада России поставляются в Венгрию фрукты, выращенные без участия химических соединений и ГМО. Также экспортируются в европейские супермаркеты морепродукты. Для финансирования экологического агропроизводства создан фонд на сумму около 4 млн. долларов. Способность России соответствовать международным стандартам и быть конкурентоспособной на мировом рынке ЭЧП очень высока.
Это можно объяснить следующими причинами:
1. Отдельные российские культуры культивируются слабо или не выращиваются вовсе, на Западе, а некоторые отечественные культуры просто не имеют аналогов в мире. По оценкам специалистов, развитие российской индустрии экологически безопасного сельского хозяйства перспективно во многих направлениях (экологическое растениеводство, семеноводство, производство технических культур и рынок дикоросов).
2. В России наблюдаются более жесткие, чем на Западе, государственные стандарты для обычных российских продуктов, ярким примером является запрет на использование ГМО. В нашей стране используется минеральных и органических удобрений в десятки раз меньше, чем во многих других развитых странах (в 23 раза меньше, чем в Китае, в 11 раз меньше, чем в США).
3. Наличие в России огромных запасов земель: внедрение экологических систем необходимо осуществлять на больших площадях и согласовать при этом с большим количеством мелких собственников. Устойчивость экосистем определяется разнообразием биологических видов и площадью территории. Чем больше территория, тем разнообразнее флора и фауна, а значит система устойчивее к вредным воздействиям антропогенного и техногенного фактора.
Обсуждая внедрение методов экологического производства, не стоит забывать о связанных с этим проблемах:
1. Проекты экологического агропроизводства очень дорогие. Четыре пилотных проекта, которые были запущены в Мичуринской и Ростовской областях, выявили проблемы и размеры затрат. Самой дорогостоящей и, пожалуй, основной проблемой российских хозяйств является то, что для внесения сертифицированных удобрений и места для их правильного хранения, отсутствует оборудование для механической прополки и обрезания ветвей, систем дождевания, отсутствует необходимая техника.
2. Отсутствуют сертифицированные земли, которые составляют в России лишь 0,003 % к площади всех земель сельскохозяйственного назначения, при том, что их общая площадь составляет 406 млн. га. Их сертификация может занять менее 4-х лет только, если правильно велась история полей и прочая документация, а химические показатели почвы соответствуют допустимым уровням.
3. Увеличиваются временные затраты и издержки на производство экологически безопасной продукции, превышающие временные затраты на производство обычной продукции. Например, чтобы вырастить экологически безопасную пшеницу, потребуется два года, цыплят — шесть месяцев.
4. Подготовка товара к продаже, его хранение и отгрузка. Необходимость гарантий избегания риска смешивания ее с неорганической продукцией, так как объемы экологически безопасной продукции пока еще малы. Но все же основным фактором, затормаживающим развитие данного рынка в России, является отсутствие государственных стандартов на экологически безопасную продукцию. Необходимо создание и внедрение стандартов и сертификации экологически безопасной продукции, созданных в соответствии с международным образцом.
Основная «опытная площадка» для формирования российского рынка экологически безопасной продукции — это Москва. Это можно отнести в первую очередь к следующим обстоятельствам:
1. по сравнению с другими регионами более высокий, уровень жизни в столице;
2. высокая конкуренция на московском рынке;
3. Москва используется многими производителями для своих новых продуктов и технологий в качестве экспериментальной площадки;
4. более высокая культура потребления и уровень экологического сознания населения;
5. популярность здорового образа жизни среди населения;
6. сложная экологическая ситуация в городе, что увеличивает озабоченность граждан; собственным здоровьем и экологическими проблемами.
После проведения мониторинга розничного формата московского рынка экологически безопасной продукции в разрезе традиционных сетевых супермаркетов и специализированных магазинов, можно сказать, что сегодня розничные торговые сети становятся все более значимым звеном столичного потребительского рынка. Рост доходов населения постепенно позволяет переключаться с хаотичных рынков и небольших магазинов на покупки в крупных сетевых магазинах с широким ассортиментом и высоким качеством предлагаемых продуктов и обслуживания посетителей.
Очень велика роль государства в стимулировании и поддержании процессов развития производства экологически безопасной продукции.
В этих целях Правительство Российской Федерации:
а) по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти утверждает основные требования к условиям выращивания и производства продуктов земледелия и животноводства, а также параметры качества для отнесения сельскохозяйственной продукции к экологически безопасной;
б) осуществляет установку специального товарного знака для обозначения экологически безопасной сельскохозяйственной продукции — «Экологически безопасный продукт»;
в) производит утверждение порядка и условий включения в перечень предприятий, которые производят экологически безопасную продукцию и осуществляют систему контроля за соблюдением требований к ее производству, сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельскохозяйственный товаропроизводитель, у которого условия производства отвечают утвержденным требованиям, получает лицензию (сертификат) на право производства экологически безопасной продукции [1].
Определены следующие цели введения добровольной экологической маркировки:
1. Предотвращение нанесения экознаков и заявлений, которые вводят в заблуждение, в последнее время заполонили московский рынок. За подделку экологической маркировки предполагается введение штрафных санкций на 5–200 МРОТ.
2. Создание единого доступного знака, который определяет принадлежность продукта к категории «эко». Марку смогут получить только товары, сертифицированные Госсанэпиднадзором.
Пониженное содержание различных веществ — одна из важнейших характеристик такого продукта. Например, в одном л молока, признанного безопасным, содержание свинца составляет 0,5 мг, в его же экологичном аналоге доля свинца не допустимо превышение 0,05 мг. Обеспечение жестких санитарных условий производства экологичных продуктов, а также лабораторный контроль образцов продукции — один из самых значимых этапов производства. На проведение экспертизы аккредитованы две лаборатории — в Институте питания и в Институте гигиены окружающей среды.
После изучения экспертных заключений комиссия дает разрешение на использование термина «экологичный продукт» или отказывает в этом. На предприятии раз в полгода проводится внезапный выборочный контроль аудитор. При нарушении технологии сертификат отзывается, а повторная сертификация возможна не раньше чем через год или два — это при условии, что к предприятию не будет претензий со стороны санитарных служб и органов охраны окружающей среды. Контролирует качество товара после его поступления на рынок Госторгинспекция Минэкономразвития РФ [2].
Экологическая политика Правительства Москвы направлена на приоритетность продуктов, имеющих такой знак, при закупках в рамках городского заказа. При всей сложности получения экологического сертификата его наличие выгодно производителю, а дополнительные маркетинговые возможности приведут к увеличению объемов продаж.
Знак экологического качества для потребителей — это прежде всего визуальный, эмоциональный, рациональный и культурный образ, с которым ассоциируется качество продукта или компания, производящая этот продукт. То, что потребитель уже знает об этом знаке и у него возникают позитивные ассоциации с этим знаком, облегчает ему выбор продукции, а также усиливает ценность и удовлетворение от использования продукта, произведенного данной компанией.
Наличие у предприятия Экологического сертификата определяет приоритеты его продукции на рынке: для потребителя соотношение качества и цен на продукцию является веским основанием для появления соответствующих предпочтений. Именно таким образом создается основа для достижения целей, ради которых предприятия рекламируют свою продукцию: увеличение объема продаж при минимизации себестоимости продукции и, как следствие этого, увеличение прибыли.
Изготовителю качественной продукции сертификация выгодна тем, что повышает конкурентоспособность его продукции, причем гораздо более дешевым способом, чем методами обычной рекламы. В соответствии с проведенными расчётами по целому ряду сертификаций на экологическую безопасность, стоимость её находится в пределах от 1/100000 до 1/10000 объема производства. Прирост же результатов от проведенной сертификации при этом гораздо выше прироста затрат. Продавцу она выгодна, так как способствует увеличению объема продаж и в ряде случаев позволяет осуществлять более эффективную ценовую политику. Потребителю сертификация обеспечивает наиболее ёмкую, оперативную, объективную и четкую информацию о качестве продукции.
Таким образом, Россия, обладая огромным потенциалом для развития рынка ЭЧП, сегодня не способна реализовать его вследствие отсутствия строгой правовой базы. И, конечно же, внедрение и применение экологической сертификации является уверенным шагом на пути достижения экологически безопасных продуктов, в сфере свободной конкуренции и сознательного выбора потребителями безопасных для здоровья и экологии товаров, а также необходимости создания национальных экологических стандартов, определяющих требования к экологически безопасной продукции.
Продвижение идеи потребления экопродуктов в потребительские массы является основной задачей. Для достижения данной цели, необходимы следующие мероприятия:
1. Проведение массированной рекламной кампанией маркировки, для того чтобы данный экознак стал узнаваем для покупателя и являлся подтверждением экологического качества продукта в его сознании.
2. С населением должна проводиться разъяснительная и образовательная работа о пользе потребления ЭЧП, их отличиях от обычных продуктов. Необходимо привлечение некоммерческих общественных экологических организаций. Данные мероприятия должны проводиться на основе консолидированных финансовых усилий со стороны производителей экологически безопасной продукции и операторов розничного рынка, с одной стороны, и правительства — с другой. Релевантность прогноза развития рынка ЭЧП заложена с учетом осуществления следующих макроэкономических и политических трендов:
1. Увеличение доходов населения.
2. Проведение активной государственной политики, направленной на экологизацию производства, его стандартизацию (введение сертификации ЭЧП), улучшение жизни населения.
Свидетельством о большом будущем индустрии ЭЧП в России является внедрение экомаркировки в Москве, создание закона о производстве, переработке, транспортировке, хранении и реализации ЭЧП, открытие первых специализированных магазинов. Обеспечить потребителю безопасность и уверенность в качестве приобретаемых товаров ставит своей целью созданная в Санкт-Петербурге Ассоциация диетологов, в которое входят специалисты крупных промышленных и торговых предприятий, Военно-медицинской академии, Ленинградского военного округа, городской администрации, главные диетологи города и области.
Задачами данной Ассоциации являются:
- проведение экспертно-аналитических обзоров продукции, реализуемой на рынке;
- организация научно-исследовательскую работу по клинической апробации экологически безопасных продуктов и пищевых добавок;
- внедрять в производство высокие технологии по переработке сельхозпродукции.
Литература:
1. Особенности экологической сертификации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kronexspb.ru/ekologicheskaya-sertifikaciya.php (дата обращения 06.04.2015)
2. Г. Д. Крылов Стандартизация, сертификация и метрология [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.xumuk.ru/ssm/79.html (дата обращения 06.04.2015)