Авторы: Акутина Светлана Петровна, Георгиевская Дарина Андреевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 537 раз

Библиографическое описание:

Акутина С. П., Георгиевская Д. А. Социально-педагогическая защита беспризорных и безнадзорных подростков в условиях изменяющегося мира // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 835-837.

В данной статье рассмотрены проблемы беспризорности и безнадзорности подростков, причины данного явления и способы преодоления в социальных службах, семье.

Ключевые слова:родитель или законный представитель, ребенок, беспризорность, безнадзорность, социальные службы, подросток, семья.

 

Актуальность данной темы состоит в том, что развитие преступности, безнадзорности, беспризорности и подростковых девиаций молодеет с каждым годом, если раньше — этот возраст составлял 13–15 лет, то сегодня этот возраст варьируется от 10–12. Все это происходит от того, что нестабильность жизни в нашей стране наносит удар по всему обществу, малым группам — семье, и накладывает отпечаток на детей. В результате повышающейся потребности в безопасности актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы удовлетворять человеку потребность, вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, ВУЗы), пространство трудовых отношений, социальные службы [1].

Существуют причины, которые вызывают интерес к проблемам семей, обусловленные высоким ростом разводов, снижением рождаемости, и в совокупности низкой численностью несовершеннолетних. Авторитетность норм и установок снижается, а вместе с ним следует и способность к самоуправлению, самообладанию и сдержанности. Насколько это важно, мы видим это из того, как стремительно быстро развивается преступность подростков, бродяжничество, групповая, многочисленная беспризорность и безнадзорность.

Высокая смертность, как заметный фактор нестабильности социума — увеличивает число детей, оставшихся без попечения родителей.

Подростковый возраст — это возраст, в котором сформировываются важные свойства личности, на данном этапе проходят важные стадии становление характера. Именно в этом возрасте, влияние окружающей среды и ближайшего окружения, имеет большое значение.

Причинами данного явления могут послужить: унижения и оскорбления дома, неуважение со стороны старших, явление алкогольной зависимости в семье, общение с ранее судимыми родителями или знакомыми, нехватка экономических ресурсов, для воспитания ребенка, развод родителей, семьи беженцев и переселенцев, отсутствие профилактики учащихся, которые уже оказались в «трудной жизненной ситуации».

Если же разделить эти причины на группы, которые способствуют росту беспризорности и безнадзорности в подростковом возрасте, то получатся следующие данные:

-        экономические причины, сюда относятся: малоимущие, семьи имеющие двух и более детей, нетрудоустроенные родители.

-        педагогические причины, проявляются в: отсутствие интереса и внимания со стороны родителей, учителей к жизни и деятельности ребенка, и вытекающие конфликты в семье.

-        психолого-педагогические причины, у родителей может и не быть образования, поэтому они не понимают всю важность получения образования, здесь создается негативная установка взглядов ребенка на образования. Также это может проявиться в отсутствии сплоченного коллектива в учебном заведении. [2,c. 29.]

Беспризорные и безнадзорные подростки, с трудом учатся в школе, чаще отсутствуют на уроках (при этом родители не могут никак посодействовать учителям в исправлении ситуации) мешают, отвлекают одноклассников и учителей на уроке, задирают, дразнят, оскорбляют, как работников школы, так и сверстников, не выполняют домашнее задание, курят, принимают алкоголь, наркотики.

Беспризорность — это утрата несовершеннолетним семьи, места жительства, чаще бывает от ослабления интереса к ребенку родителей или законных представителей.

Безнадзорность — это отсутствие контроля, за поведением ребенка, отсутствие воспитательного влияния на них со стороны родителей или законных представителей. Безнадзорность в подростковом возрасте развивается от того, что дети чувствуют безразличие и нехватку любви и внимания в семье.

Влияние на подростков оказывает улица, окружающая компания и друзья. Чаще родители не обращают внимания на окружение своего ребенка. Родители обеспечивают материально своих детей, но не обеспечивают должным вниманием. При этом подростки совершают действия, о которых родители и не подозревают. Этот фактор не особо важен, но все же на него тоже следует обращать внимание, при работе с рассматриваемой категорией детей.

К категории безнадзорных можно отнести тех подростков, которые не могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей или лиц их заменяющих, трудные обстоятельства и ситуации. Таких детей, ряд ученых относят к «группе риска».

Социальная политика регулирует и проводит профилактическую работу с рассматриваемой категорией несовершеннолетних. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ регулирует данную деятельность. А также предлагает следующие определения: «безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей; беспризорный — это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания» [3].

Таким образом, беспризорные и безнадзорные дети отличаются тем, что первые в отличие от вторых не имеют крыши над головой, и не общаются со своей семьей. У безнадзорных сохраняется психологическая привязанность, хотя бы к одному из членов семьи.

Беспризорность — это противоправное поведение. Категория данных детей не имеет ни родительского, ни государственного попечения, места жительства, ухода, обучения, а главное родительского или педагогического воспитания.

Но, среди безнадзорных есть и подростки из материально обеспеченных семей, по мнению Н. Н. Верцинской, данная категория подростков относится к «избыточно-комфортному типу». Здесь присутствует, прежде всего, демонстративное поведение, так как у подростка есть все, кроме его обязанностей перед родными и близкими [1,с.15].

Рассмотрим, с какими проблемами сталкивается подросток при социализации, для того чтобы успешно решить их и чтобы ребенок не попал в «группу риска»:

-        отсутствие свободы выбора и свободы слова — это рассматривается, как трудность в реализации деятельности, интересующей ребенка. Здесь у подростка не получиться верно, установить социальные статусы и роли.

-        социальная дезадаптация и адаптация — существуют ли у ребенка трудности приспособления к другим членам группы, к нормам социальной жизни. Достижение успешной социализации индивида

-        социальная интеграция и дезинтеграции — существование трудностей соединения и разъединения потребностей и возможностей ребенка, отношение семьи к данной деятельности.

Как же эффективно решить все эти проблемы, с помощью социальных центров?

Первое же, что нужно сделать — вести грамотную профилактическую работу. Если же уже данная проблема имеет место быть, то с беспризорным или безнадзорным ребенком проводится диагностическая работа, после которой составляется индивидуальная программа коррекции на основе данных диагностики и проводится постреабилитационная защита ребенка.

Основными направлениями работы социальных служб, являются:

-        профилактика безнадзорности и беспризорности — данная работа должна проводиться не только в социальных центрах, но и в школе, семье. Здесь могут быть разработаны проекты, программы, как на региональном, городском, так и школьном уровне.

-        ликвидация трудной ситуации в семье — социальные службы должны участвовать в устранении причин, способствующих данным явлениям. Для этого должны проводится классные часы, родительские собрания. Если сложилась сложная ситуация, то необходима поддержка и помощь специалиста психолога, который владеет специальными тренинговыми технологиями «родитель-ребенок» (используя игровые ситуации «идеальная семья» и «семья, имеющая проблемы»).

-        устройство жизни беспризорного подростка — социальная политика государства, должна обеспечивать в установленном порядке несовершеннолетнего гражданина, в соответствии с ФЗ РФ № 120-ФЗ.

-        обеспечение квалифицированной помощи подросткам, которая заключается в составлении индивидуальных программ реабилитации. Социальные службы должны оказывать несовершеннолетним и их родителям или законным представителям помощь в ликвидации трудностей, касающихся жизненной ситуации, помогать в восстановлении коммуникативных функций в коллективе, в месте учебы, месте жительства, и вести подростка до возвращения в семью.

Если же учитывать, то, в каких семьях подростки более склонны к бродяжничеству, то это семьи с авторитарным стилем воспитания, так как в этих семьях подразумевается — полное подчинение детей родителям. Родители, которые придерживаются этого стиля воспитания, диктуют ребенку, чтобы те полностью подчинялись их правилам, каждое действие контролируют, не позволяя ребенку шагнуть самостоятельно. Запрещая что-то, они не считают нужным объяснить причину ребенку. «Такие родители жестко ставят рамки на все, чем занимается ребенок, чаще всего они делают это с огромными воспитательными ошибками, не замечая страданий ребенка. Дети таких родителей обычно замыкаются, и их общение с родителями сводиться к нулю». Подростки сбегают из дома, от подчинения своим родителям [4].

Таким образом, учитывая все выше сказанное, причиной ухода из семьи, является то, что ребенок не находит должного внимания и опеки со стороны взрослых, вне дома подросток ищет и находит поддержку и помощь. Социальные центры должны вовремя среагировать на проблему, не допустив развитие девиаций и постараться при возможности вернуть ребенка в семью. Если же на это нет возможности, то отправить ребенка на государственное обеспечение.

 

Литература:

 

1.                  Акутина С. П. Проблема обеспечения социализации учащихся «группы риска» в условиях модернизации образования/ С. П. Акутина, М. В. Маркеева // Особенности профессиональной деятельности и подготовки учителя в контексте ведущих идей «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»: Сборник статей по материалам Международной науч. практ. конф. Нижний Новгород 24–25 декабря 2012 года/ Под общ. ред. А. А. Федорова, Л. В. Загрековой В. В. Николиной: В 2-х т. Т.2.- Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013, 301 с.; авт: 85–91.

2.                  Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. — М.: Интеллект-Центр, 2001.

3.                  Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». — М., 1999.

4.                  Трудный ребенок: научное издание / Н. Н. Верцинская. — Минск: Нар.асвета, 1989. — 128 с. — (Семейная педагогика).

5.                  Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): Похожая статья, стороны родителей, профилактики безнадзорности и правонарушений, законных представителей, социальные службы, места жительства, системы профилактики безнадзорности, основах системы профилактики, «Об основах системы, «Федерального государственного образовательного, государственного образовательного стандарта, беспризорности и безнадзорности, беспризорности и безнадзорности подростков, к жизни и деятельности ребенка, с рассматриваемой категорией, безнадзорных подростков, поддержка социализации безнадзорных, установка взглядов ребенка, воспитания ребенка, постреабилитационная защита ребенка.

Ключевые слова

семья, ребёнок, подросток, беспризорность, безнадзорность, родитель или законный представитель, социальные службы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос