Методика организации внеклассной работы по рукоделию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 19.04.2015

Статья просмотрена: 604 раза

Библиографическое описание:

Маслова, Г. Д. Методика организации внеклассной работы по рукоделию / Г. Д. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 981-985. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17348/ (дата обращения: 17.12.2024).

Чтобы дать ученикам искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света

В. А. Сухомлинский

Внеклассная работа осуществляет всестороннее развитие учащихся, совершенствует их трудовое обучение и эстетическое воспитание, формирует у подрастающего поколения интерес к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда. Основная задача внеклассной работы заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Приобщение подрастающего поколения к различным видам декоративно-прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная масса декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную. Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения это обработка текстильных материалов, вышивка, плетение. Во время же внеклассных занятий, выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки.

Одним из главных принципов организации внеклассных занятий является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения также необходимы. Поэтому практические занятия надо чередовать с теоретическими, постоянно сообщая необходимые сведения о ходе выполнения различных работ. Нужно объяснять учащимся необходимость последовательного выполнения изделий. По мере возрастания сложности изготовления творческой работы у учащихся будут формироваться прочные навыки и умения к выполнению последующих более сложных работ. На внеклассных занятиях надо формировать учащихся хороший вкус, культуру одежды, умение использовать по назначению свою творческую работу. Учителю следует проводить обзорные лекции о направлении моды и её цветовой гаммы в текущем сезоне, при этом делая акцент на молодёжную моду. Такие сообщения можно поручить приготовить и учащимся. Хорошо бы посещать музеи народного творчества, прикладного искусства, художественные галереи, выставки.

Для успешной внеклассной работы необходима определенная материально-техническая база. Важно привлекать родителей, бабушек, старшеклассников, помощь которых может выразиться непосредственно в проведении занятий, заготовке необходимых материалов, инструментов, подборе эскизов для будущих изделий.

В повседневной жизни нас окружает огромный мир вещей, созданный руками человека. Это, прежде всего, предметы одежды, постельное и столовое бельё, головные уборы, предметы быта, сумки, туристическое и спортивное снаряжение и множество других вещей. В каждом доме со временем накапливается множество вещей, бывших в носке, и казалось бы, ни на что уже не годных, но сохранивших яркость расцветок, оригинальность и прочность фактуры. Некоторые нужно починить, заштопать, какие-то вышли из моды, морально устарели. И выбросить жалко, и хранить негде, и выйти в них никуда нельзя. Среди них могут оказаться платья, которые никогда больше не наденутся, одежда, из которой выросли дети, юбки и блузки, испорченные пятнами или протёртые на самом видном месте. Обычно такие вещи берегут для того, чтобы вырезать из них заплатку или тряпочку для уборки, дать ребёнку для игры или использовать на даче. Однако если найти творческий подход к этим старым вещам, запастись терпение и немного пофантазировать, то можно сделать много полезных и нужных вещей для себя, для дома, для семьи. Можно обновить одежду, комбинируя подходящими по фактуре материалами, выполнить отдельные детали одежды в качестве дополнительных или украшающих элементов. Сшить одежду для маленьких детей. В качестве отделки пригодятся небольшие остатки от перекроя пальто, жакетов, платьев, меховых изделий из кожи и замши. А какими красивыми, самодельными сувенирами можно одарить друзей и знакомых! Простейшие прихватки для горячего, сумки, кошельки, косметички, детские игрушки, различные коврики и настенные декоративные панно. Разве всё перечислишь. Ведь уют в наших квартирах во многом зависит от таких вот мелочей, а когда они выполнены своими руками это вдвойне приятно. Главное найти достойное применение и использование новым изделиям, которые возродились из старых ненужных вещей.

Старые вещи, которые можно использовать как хорошие заготовки для работы, нужно распороть, выстирать и отутюжить. Перед полосканием в воду можно добавить поваренную соль. Это придаст окраске ткани более свежий вид. Для работы годятся ткани всех видов, расцветок, различной фактуры и качества. Объемные материалы, такие как ватин, синтепон, фланель, подойдут в качестве утеплителей и для выполнения изделий с выстегиванием. Если предполагается использовать не только ткани, бывшие в употреблении, но и новые, то их необходимо подвергнуть специальной обработке — декатировке, т. е. увлажнить или намочить, а затем высушить и прогладить. Линяющие ткани лучше в работе не использовать. Но если такая необходимость возникла, то их следует предварительно замочить в тёплой воде с добавлением столового уксуса, а затем высушить и прогладить. Для каждой вещи в зависимости от eе назначения надо подбирать определенные ткани. Если все этапы изготовления изделия продуманы и материя подобрана по цветам, работа идет быстро и легко. Гармоничное сочетание тканей в работе даёт прекрасные результаты.

На внеурочных занятиях по технологии девочек 5-го класса нужно знакомить с простейшими изделиями, которые можно изготовить своими руками. Это могут быть прихватки, салфетки, игольницы, грелки на чайник, мешочки для круп, подарков и многое другое. Здесь очень хорошо познакомить девочек с таким видом рукоделия, как аппликация и шитьё из лоскутов является своеобразным тренировочным периодом, в процессе которого учащиеся закрепляют умения и навыки выполнения ручных и машинных работ, необходимых для изготовления более сложных видов изделия.

Ниже приводятся примерные виды изделий, на основе которых можно разработать подобные изделия с декоративно-художественным оформлением.

Технология изготовления прихватки «Перец»

Потребуется:

-        нитки для швейной машины темно-зеленого цвета, средне зеленого или ярко-красного цвета;

-        остатки ткани средне зеленого или ярко-красного цвета для перца и темно-зеленого цвета для ножки перца;

-        прокладочная ткань;

-        шаблоны.

-        Выполнение работы:

-        выкроить две детали перца и две детали ножки перца по шаблонам без припусков на швы;

-        прокладочную ткань, одну деталь, выкроить на 0,5см меньше основных деталей;

-        вложить прокладку между изнаночными сторонами основных деталей;

-        детали отстрочить по внешним краям и контурным линиям узкой зигзагообразной строчкой нитками соответствующего цвета;

-        затем настрочить ножку перца на основные детали.

Технология изготовления прихватки «Баклажан»

Потребуется:

-        остатки ткани цвета баклажана и зелённого цвета;

-        любые ткани подходящего сочетания по 20х20см;

-        ткань для окантовки изделия;

-        прокладочная ткань;

-        соответствующие нитки;

-        шаблоны.

Выполнение работы:

-        пользуясь шаблонами выкроить по 2 основные детали размером 20х20см;

-        3 окантовочные полоски размером 21х4см;

-        одну окантовочную полоску размером 31х4см;

-        одну деталь 20х20см из прокладочной ткани.

-        вложить прокладку между основными деталями и все слои сметать;

-        окантовочные полоски заутюжить внутрь вдоль срезов на 0,75см;

-        окантовку начинать с коротких полосок, выступающие короткие стороны заправить внутрь;

-        последнюю сторону окантовать длинной полоской, в углу сложить полоску в виде петли и притачать её;

-        на прихватку настрочить детали баклажана зигзагообразной строчкой.

Лоскутная техника

Шитьё из лоскутов — искусство, имеющее многовековую историю и богатое традициями. Это один из видов народного творчества, близкий, по существу, к мозаике. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья, явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки сохраняли, а потом и их пускали в дело. Так очень скоро почти в каждом доме стали появляться радующие глаз разноцветные одеяла, наволочки для подушек, половики и другие предметы обихода, полезные в хозяйстве. С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое.

В настоящее время художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно- прикладного творчества во многих странах мира.

Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Начиная работать с лоскутом, не надо спешить закупать новые ткани, а внимательно нужно просмотреть всё, что хранится в гардеробе и на антресолях. У каждой хозяйки накапливаются лоскутки, кусочки материала, всевозможные остатки. Из этих разноцветных ярких кусочков можно изготовить чудесные полезные вещицы, подарки своим друзьям и близким.

Для работы понадобятся обычные швейные принадлежности и инструменты. Прежде чем приступить к работе, нужно сделать эскиз на бумаге. Согласно эскизу вырезают шаблоны из плотного картона. Они могут быть как сплошные, так и рамочные. Рамочные шаблоны удобны для выкраивания элементов при машинной сборке изделий.

Создание лоскутного изделия выполняется по определённой схеме. Поэтому нужно чётко соблюдать последовательность в работе. Техника лоскутной мозаики включает в себя несколько её видов: шитьё из полос, квадратов, прямоугольных треугольников и равносторонних, многоугольников, шитьё на основу и витражный способ. В настоящее время можно найти достаточно много литературы по более подробному выполнению изделий в лоскутной технике.

Лоскутная техника не утрачивает своего обаяния. Вооружившись фантазией и желанием можно создать не обыкновенные по красоте композиции, которые будут доставлять истинное удовольствие. Вещь, сделанная своими руками, не только украсит наш дом, но и улучшит настроение.

Комплекты для кухни

В современном жилище кухня перестала существовать только как помещение для приготовления пищи, она несёт на себе также функцию столовой. И от того, насколько она уютная, зависит наше настроение, ведь мы проводим в ней достаточно много времени.

Остатки любых тканей можно использовать для изготовления кухонных варежек и прихваток. Если ткани тонкие, добавить прокладку из ватина, синтепона, драпа.

При изготовлении варежек и прихваток из пальтовых тканей достаточно одного слоя материала. Оформление изделий может быть разнообразным. Чаще всего это яркие, простые по исполнению аппликации, вышивка зигзагообразная строчка, тесьма, обмёточная сточка и т. п.

Грелки для чайника можно выполнить разнообразными по форме, отделке, способу соединения деталей, по применяемым материалам. Большей частью они представляют собой две детали колпак и подставку. Колпак, в свою очередь, состоит из утеплённого ватничка и накладной верхней детали. Ватник шьют в два слоя ткани с утеплённой прокладкой, белым ватином или синтетической ваткой внутри.

Фартуки должны быть не только удобными, но и красивыми. Больших затрат они не потребуют, так как для их шитья можно использовать остатки тканей от летних платьев и сами платья, когда они уже устарели. Фартуки украшают тесьмой, вышивкой, аппликацией и т. п.

Стул или кухонная табуретка будут более уютными, если на сиденья выстегать на прокладке из поролона, ваты или ватина коврик. Выбор ткани не ограничен — это могут быть остатки сатина, искусственного шёлка, ткани с блестящим жаккардовым рисунком для штор, обивочной мебели. Нижнюю деталь выкраивают из той же ткани или подкладочной. Для этой цели используют ткани устаревших швейных изделий — платьев юбок и др.

Технология изготовления комплекта для горячего

Комплект состоит из трёх предметов: двух фигурных прихваток, соединённых между собой тесьмой или бейкой и подставки под горячее.

Потребуется:

-        остатки однотонной ткани и ткани с рисунком;

-        утеплитель (ватин и т. п.);

-        швейные нитки;

-        тесьма 105см;

-        шаблоны.

Выполнение работы:

-        пользуясь шаблонами выкроить лоскутный верх комплекта;

-        выкроить подкладку и утеплитель, окантовочную полоску шир. 4см для подставки;

-        поочерёдно собрать лоскутный верх комплекта;

-        подставку собирают из трёх слоёв, выстёгивают и окантовывают, закадывая петлю;

-        у прихваток подкалывают утеплитель к подкладке и складывают лицевыми сторонами с лоскутным верхом;

-        обтачивают и вывёртывают через оставленное отверстие, тесьму втачивают в угол;

-        прихватки выстёгивают.

В нерабочем состоянии прихватки не требуют специальных вешалок или крючков, т. к. их можно повесить на ручку плиты, холодильника или на вешалку для полотенца.

Основные термины (генерируются автоматически): ткань, лоскутная техника, прокладочная ткань, работа, вещь, выполнение работы, деталь, изделие, народное творчество, прихватка, трудовое обучение, шаблон.


Похожие статьи

Методика применения интерактивных методов организации при проведении урочных занятий

Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию

Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Основы организации самостоятельной работы учащихся

Методы руководства творческой работой детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Активные формы внеклассной работы в школе при изучении иностранного языка

Похожие статьи

Методика применения интерактивных методов организации при проведении урочных занятий

Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию

Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Основы организации самостоятельной работы учащихся

Методы руководства творческой работой детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Активные формы внеклассной работы в школе при изучении иностранного языка

Задать вопрос