Ткань как материал для поделок (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.11.2018

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Фролова, О. А. Ткань как материал для поделок (из опыта работы) / О. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 296-297. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53551/ (дата обращения: 17.12.2024).



Возможности использования ткани неограниченны. Ткань относится к группе неоформленных материалов, так как дети получают различного размера лоскуты, из которых они затем вырезают, шьют, склеивают, делают разные поделки и игрушки.

Дети играют кусочками ткани, учатся различать ее на ощупь. У них пока ограничены возможности работы с тканью, поскольку это связано с необходимостью пользоваться ножницами и иголкой. Поэтому в основном они вначале просто играют лоскутами: мнут их, ощупывают, рассматривают цвет, рисунок и таким образом приобретают различные знания об этом материале. Играя, ребенок пытается применить ткань по назначению: заворачивает куклу, повязывает ей платочек или шарфик и т. п. Педагог должен поощрять игры детей, сам может включаться в игру (сделать с детьми куклу, сшить ей платье и т. д.).

Дети пытаются наклеивать лоскутки ткани, создавая узор методом аппликации. Они могут также вырезать из ткани различные фигуры и наклеить их на поверхность. Надо использовать тонкие ткани, чтобы дети могли их легко разрезать ножницами, придавать им нужную форму. Затем детям дают иголки и нитки, они пытаются шить, соединяя два кусочка ткани, пришивают пуговицы. Для шитья им предлагают иглы с большим ушком, более толстые нитки, которые при шитье оставляют четкий след на ткани. Как правило, такие занятия проводятся свободно, не напряжённо, например, во время игры с куклами. Детям показывают, как правильно обращаться с принадлежностями для шитья. Вначале они не выполняют никаких конкретных поделок, а лишь узнают о возможностях обработки материала. С самых первых занятий надо создавать условия для того, чтобы дети научились правильно работать. После работы нужно обязательно положить все на место: ножницы должны находиться в футлярах или коробочках. Иголки следует хранить в игольницах (их делают сами ребята). Вместе с педагогом ребята могут оборудовать специальный уголок для шитья: в большую коробку (ее ребята выполняют способом папье-маше) вставляются маленькие коробочки в виде ящичков, в которые укладывают лоскуты, ленты, ножницы, сантиметровую ленту, наперсток и т. п. Красиво смотрятся разноцветные пуговицы в прозрачных полиэтиленовых баночках, лоскуты — в корзинках. Все это оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и прививает навыки аккуратности и собранности в работе.

Обучение шитью не следует сводить к освоению различных швов и образцов вышивок на кусочках ткани, как это делалось раньше. Мы предлагаем детям шить так, как они могут и умеют, чтобы потом использовать в игре, проводим разнообразные игры с протягиванием и связыванием нитей (по способу игр М. Монтессори). Все это полезно для подготовки к усвоению приемов шитья.

Аппликация пришиванием — интересный и доступный для младших школьников вид работы. Элементы для нее вырезают так же, как и для аппликации из бумаги, но их нашивают на ткань — основу; желательно, чтобы она была из однотонного материала и легко прокалывалась иглой. Нашиваемые элементы могут быть из различных по расцветке кусочков тканей. Ребенок сам выбирает ткань и рисунок, вырезает детали, прикрепляет их к поверхности булавками или клейкой лентой. Пришивать элементы можно тремя доступными для детей способами. Первый — пришивание по краю швом «вперед иголкой» — используется, если ткань не осыпается. Второй — пришивание элементов через край, если ткань осыпается. Третий — сложный способ — пришивание с одновременным обметыванием края. Дети могут освоить этот способ при хороших навыках шитья. Пластичными и весьма интересными выглядят аппликации из шерстяных нитей, мохера или кусочков трикотажа. Аккуратны и красивы аппликации из фетра, который не осыпается и легко поддается обработке. Можно сделать и лоскутную аппликацию, это применимо для изготовления эмблем, нашивок на одежду или для декоративного панно, когда все детали нашиваются на кусок ткани. Этим же способом выполняют скатерть, одеяльце для куклы и т. п. Такие аппликации оживают, если их украсить деревянными шариками, бусинками из любого материала. Различные по цвету пуговицы могут быть использованы для сюжетных аппликаций (пуговицами обозначают глаза, рот, нос или они просто служат украшением декоративной композиции).

Из более крупных кусков ткани дети шьют кукол для кукольного театра. На листе бумаги очерчивают контуры ладони (отдельно обрисовывается большой палец). По чертежу раскраивают сложенную вдвое ткань, обе части сметывают, и получается туловище куклы. К нему пришивают детали, характерные для данного персонажа, используя при этом кусочки ткани, шерсть, пуговицы и т. п. Затем части сшивают через край. Для изготовления куклы можно использовать и детский носок, пришив к его верхней части необходимые детали, а потом ребята с удовольствием играют этими куклами и очень гордятся своей работой.

Дети могут сшить и другие предметы: подушечки, одежду для кукол, мешочки для различных мелочей, детали костюмов для спектаклей, игр в переодевание, могут нарисовать карандашом или фломастером на кусочке ткани какой-нибудь предмет, швом «вперед иголкой» обозначить его контуры и этим же швом «заштриховать» середину предмета. Для таких работ желательно использовать ткань редкого плетения (типа рогожки), в которую легко входят игла и толстые нитки. Кусочки хлопчатобумажного полотна или шелка можно окрашивать (работу выполняет взрослый) специальными красителями для ткани, нанося рисунок кисточкой или завязывая ткань узлами и сминая, после чего она кипятится и красится (техника батика). Дети с увлечением развязывают узлы и с удовольствием рассматривают получившуюся на ткани расцветку. При этом желательно использовать одну, две или три (но не более) расцветки красок, попеременно опуская в них окрашиваемую ткань.

Работа с тканью — это творческая деятельность ребёнка, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игр, труда и отдыха.

Основные термины (генерируются автоматически): кусочек ткани, ребенок, ткань, аппликация, иголка, игра, кукла, пуговица, работа, шитье.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Игрушка из музейного уголка (из опыта работы)

Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы)

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Игрушка из музейного уголка (из опыта работы)

Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы)

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Задать вопрос