Обзор международного и российского опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 09.04.2015

Статья просмотрена: 819 раз

Библиографическое описание:

Рябова, Г. А. Обзор международного и российского опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / Г. А. Рябова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 646-649. — URL: https://moluch.ru/archive/88/16995/ (дата обращения: 24.12.2024).

В статье рассматриваются крупнейшие сделки по слияниям и поглощениям на мировом фармацевтическом рынке. Процессы слияний и поглощений происходящие на фармацевтическом рынке, изменяют его структуру, а также влияют на концентрацию участников, и изменяют уровень монопольной власти компаний — что в конечном итоге влияет на уровень цен, и определяет степень доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения для потребителей.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, слияния и поглощения, глобализация, транснациональные корпорации, патентный обвал.

 

Начиная с конца 1990-х годов фармацевтическая промышленность столкнулась с высоким уровнем глобализации, обусловленной ростом издержек на создание и разработку новых препаратов, а также позицией крупных медицинских структур, ориентированной на снижение закупочных цен. Все это, приводит к острой необходимости интеграционных процессов в отрасли. Данный процесс проявляется в создании альянсов, объединении систем сбыта, организации обмена информаций, что способствует не только оптимизации административных, научно-технологических, сбытовых структур компании, но и позволяет существенно снизить издержки. В свою очередь, это позволяет не только понизить стоимость препаратов, но и накопить финансовые ресурсы, необходимые для разработки новых лекарственных средств.

Одним из ярких проявлений глобализации в мировой фармацевтической промышленности является возрастание роли транснациональных корпораций (ТНК). В последнее время все чаще используется термин не страна-лидер, а корпорация-лидер отрасли. Значительная часть производственных мощностей приходится на долю крупнейших фармацевтических компаний с объемами продаж, превышающими десятки миллиардов долларов и высокими показателями капитализации. При этом, рыночная доля крупнейших компаний растет год от года. Так, в период с 2005 по 2011 год рыночная доля 10 крупнейших фармацевтических компаний увеличилась примерно на 10 % во многом благодаря M&A-стратегии.

Промышленность, в которой до начала 1980-х годов преобладали национальные, многонациональные и региональные компании в настоящее время включает таких гигантов, как Roche, Pfizer, Johnson&Johnson, GlaxoSmithKline имеющих показатели капитализации, вполне сопоставимые с данными таких корпораций как GeneralMotors, ExxonMobil и др.

Рис. 1. Доля на рынке 10 крупнейших фармацевтических компаний

 

На сегодняшний день сделки M&A — одна из широко распространенных процедур в практике западных фармацевтических компаний, нацеленная на экспансию бизнеса и получение доступа к новым рынкам сбыта. Ранее сделки по слияниям и поглощениям были присущи, как правило, развитым странам, однако, благодаря динамичному росту фармацевтической индустрии в развивающихся странах, в частности в России, Китае и Индии произошел рост поглощений со стороны компаний BigPharma, постоянно испытывающих потребность в новых технологиях и разработках. [10]

Согласно данным, полученным Международной компанией IMAP в ходе ежегодных исследований, мировой фармацевтический рынок слияний и поглощений постепенно восстанавливается после резкого падения в 2010 году. В 2013 году отмечается рост как номинального, так и реального объема сделок по сравнению с аналогичными показателями 2012 года. Так, в 2013 году количество объявленных и/или закрытых сделок увеличилось на 34,9 %, а объем сделок в стоимостном выражении на 50 % по сравнению с 2012 годом.

Ожидается, что в среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится из-за роста стоимости новых разработок, сопровождаемого «патентным обвалом». Так, по оценкам компании EvaluatePharma, по причине истечения сроков действия патентной защиты в 2012 году убытки ведущих международных фармацевтических компаний составили 55 млрд. долларов США, в 2013 году 31 млрд. долларов США и самые высокие потери ожидаются в 2015 году (около 65 млрд. долларов США). [6]

Рис. 2. Количество и сумма M&A сделок (млрд. долларов США) в 2009–2013 годах

 

В географическом аспекте развитие M&A-сегмента мирового фармацевтического рынка является весьма неоднородным. Традиционно США являются наиболее активной страной, как по количеству, так и по стоимости осуществленных M&A-сделок в фармацевтическом секторе. Это утверждение подтверждается результатами последних исследований. Согласно отчету «Globalpharma&biotech M&A report — 2013», опубликованному IMAP, 60 % сделок по слиянию и поглощению, заключенных в 2013 году, осуществлены компаниями Северной Америки и Западной Европы. Что касается активности в сфере слияний и поглощений в развивающихся странах, то она также растет. Это обусловлено повышением спроса на лекарственные средства, связанное с ростом численности населения и ежегодным увеличением количества пациентов с хроническими заболеваниями, что особенно характерно для стран Азии и Латинской Америки.

Уровень M&A-активности в странах Центральной и Восточной Европы значительно возрос в 2013 году с общим количеством сделок — 41, по сравнению с 27 сделками в 2012 году, таким образом, рост числа сделок составил 50 %. Страной-лидером в этом сегменте стала Польша — было закрыто 13 сделок, на втором месте Россия — 11 сделок. Далее следуют Чехия (5 сделок) и Румыния (3 сделки). В Украине, Словакии, Венгрии и Эстонии было закрыто по две сделке. Из 41 сделки 60 % были внутренними, а 40 % трансграничными. Наиболее активными международными продавцами и покупателями были США (4 сделки), Франция (3 сделки) и Канада (2 сделки). [13]

Российский фармацевтический рынок в целом характеризуется скорее преобладанием предложений о сотрудничестве и проведении совместных разработок, а не сделок по слиянию и поглощению. В условиях роста фармацевтической отрасли и отсутствия, как таковых, перспективных местных разработок мировые лидеры стремятся обезопасить себя от крупных инвестиций в R&D, предпочитая вкладывать деньги в производство и создание совместных предприятий с сильными российскими игроками. Тем не менее, объем средств, выделяемых лидерами фармацевтического рынка на научно-исследовательские разработки в России, растет, что в свою очередь приведет к появлению отечественных разработок, перспективных для коммерциализации не только на региональном, но и на мировом уровне.

Рис. 3. Сделки стоимостью свыше 500 млн. долларов США в 2012 году

 

В 2012 году имел место повышенный интерес к фармацевтическим компаниям, занятых разработкой лекарственных препаратов для лечения гепатита С (например, компании Inhibitex, Pharmasset). Интерес к активам этих компаний послужил причиной высокой стоимости сделок слияния и поглощения. Так, стоимость приобретения «Inhibitex» превысила стоимость акций компании на фондовой бирже на 163 %.

Рис. 4. Сделки стоимостью свыше 500 млн. долларов США в 2013 году

 

Также, помимо «Inhibitex», в число компаний, сумма сделок, по приобретению которых превысила их рыночную стоимость, вошли Amylin (на 101 % больше) и Human Genome Sciences (на 99 % больше). Приобретение компании за сумму, превышающую рыночную стоимость считается хорошо продуманной стратегией игроков мирового фармацевтического рынка, которые стремятся занять лидирующие позиции. [14]

Таким образом, в результате проведенного обзора международного и российского опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке, автором был сделан вывод, что слияния и поглощения является крайне сложным и дорогостоящим процессом. В некоторых случаях бизнес-стратегии в M&A-сфере фармацевтических и биотехнологических компаний не оправдывают ожиданий. Несмотря на сложности, с которыми приходится сталкиваться мировому фармацевтическому рынку, компании, желающие стать лидерами отрасли, активно работают в направлении дальнейшей экспансии своего бизнеса и консолидации фармацевтического рынка в целом. При этом наиболее привлекательными для слияний и поглощений в фармацевтической сфере становятся компании, усиленно развивающие инновационные технологии и владеющие выходом на перспективные развивающиеся рынки.

 

Литература:

 

1.         Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.

2.         Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.

3.         Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. –№ 7. — С. 38.

4.         Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. С.357–361.

5.         Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. С.299–304.

6.         Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.

7.         Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

8.         Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

9.         Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.

10.     Лазерева А. Фармацевтическая отрасль: обзор рынка, тенденции и прогнозы [Электронный ресурс] // HR planet: информ. Портал — 2011. — URL: http://planetahr.ru/ publication/4758/33 (дата обращения: 17.02.2015).

11.     Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.

12.     Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–3 (22). — С. 64–66.

13.     Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5 (часть 2). — С. 47–49.

14.     Стратегия «Фарма 2020» [Электронный ресурс] // Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года — 2020. — URL: http://pharma2020.ru/strategy.html (дата обращения: 15.02.2015).

15.     Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.

16.     Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Основные термины (генерируются автоматически): доллар США, сделка, фармацевтический рынок, компания, IMAP, мировой фармацевтический рынок, поглощение, Россия, слияние, рыночная доля.


Похожие статьи

Изучение мирового опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке

Процессы слияний и поглощений компаний, которые происходят в экономике, способны изменять структуру рынка, влиять на процесс ценообразования на рынке. Анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке актуален именно потому, что...

Специфические особенности процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке

В статье рассмотрены процессы слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке, актуальность изучения процессов слияний и поглощений, связана, прежде всего, с высоким уровнем социальной значимости рынка, присущим фармацевтическому рынку.

Сравнительный анализ развития малых предприятий на примере Ямайки и Эстонии

Внутренние факторы страны, такие как бюрократизм, нестабильная политическая ситуация и изменчивость законов, тормозят приток международных инвестиций в экономику и следовательно, мешают росту благосостояния страны. И никакие стимулы и льготы для инве...

Банковские слияния и поглощения: сущность и мотивы

В последние годы банковские системы, как в развитых, так и развивающихся странах были вовлечены в процесс реструктуризации и консолидации, что сильно изменило природу банковского бизнеса. Изменения в регулировании банковского бизнеса и технологически...

Способы формирования финансово-промышленных групп и роль в них коммерческих банков

Анализ происходящих изменений в производстве, экономике, организации современного воспроизводства отчетливо показывает, что мировая экономическая система постепенно приобретает качественно новые черты своего развития. Прежде всего, существенные измен...

Влияние роботизации и автоматизации на будущее труда

Современные технологии роботизации и автоматизации становятся все более интегрированными в различные сферы производства и обслуживания. Эта статья рассматривает влияние роботизации и автоматизации на рынок труда, выявляя вызовы, с которыми сталкивают...

Индексы условий торговли, покупательной способности экспорта и их значение для характеристики эффективности внешней торговли

Статья представляет исследование индексов условий торговли и их влияния на эффективность внешней торговли, а также анализирует покупательную способность экспорта. Индексы условий торговли отражают степень выгодности торговли для определенной страны в...

Стратегии проникновения иностранных компаний на фармацевтический рынок Российской Федерации

В статье рассмотрены основные стратегии проникновения иностранных фармацевтических компаний на российский рынок. Анализ деятельности лидеров мировой фармацевтической индустрии в России актуален, так до 75 % лекарственных препаратов в стоимостном выра...

Электронные инновации: недоверие населения как точка роста в банковской сфере

В статье рассматриваются понятие и классификация инноваций в банковской сфере, а также анализируется одна из проблем в процессе внедрения инновации — это адаптация инновации среди населения. Рассмотрены примеры положительного опыта внедрения инноваци...

Изменение потребительского поведения на рынке в период пандемии

Данная статья посвящена новым изменениям потребительского поведения на рынке. Какие изменения произошли и по каким причинам. Из-за этого политика ценообразования, распределения и взаимоотношений с клиентами тоже совершила большие перемены. Россия и м...

Похожие статьи

Изучение мирового опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке

Процессы слияний и поглощений компаний, которые происходят в экономике, способны изменять структуру рынка, влиять на процесс ценообразования на рынке. Анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке актуален именно потому, что...

Специфические особенности процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке

В статье рассмотрены процессы слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке, актуальность изучения процессов слияний и поглощений, связана, прежде всего, с высоким уровнем социальной значимости рынка, присущим фармацевтическому рынку.

Сравнительный анализ развития малых предприятий на примере Ямайки и Эстонии

Внутренние факторы страны, такие как бюрократизм, нестабильная политическая ситуация и изменчивость законов, тормозят приток международных инвестиций в экономику и следовательно, мешают росту благосостояния страны. И никакие стимулы и льготы для инве...

Банковские слияния и поглощения: сущность и мотивы

В последние годы банковские системы, как в развитых, так и развивающихся странах были вовлечены в процесс реструктуризации и консолидации, что сильно изменило природу банковского бизнеса. Изменения в регулировании банковского бизнеса и технологически...

Способы формирования финансово-промышленных групп и роль в них коммерческих банков

Анализ происходящих изменений в производстве, экономике, организации современного воспроизводства отчетливо показывает, что мировая экономическая система постепенно приобретает качественно новые черты своего развития. Прежде всего, существенные измен...

Влияние роботизации и автоматизации на будущее труда

Современные технологии роботизации и автоматизации становятся все более интегрированными в различные сферы производства и обслуживания. Эта статья рассматривает влияние роботизации и автоматизации на рынок труда, выявляя вызовы, с которыми сталкивают...

Индексы условий торговли, покупательной способности экспорта и их значение для характеристики эффективности внешней торговли

Статья представляет исследование индексов условий торговли и их влияния на эффективность внешней торговли, а также анализирует покупательную способность экспорта. Индексы условий торговли отражают степень выгодности торговли для определенной страны в...

Стратегии проникновения иностранных компаний на фармацевтический рынок Российской Федерации

В статье рассмотрены основные стратегии проникновения иностранных фармацевтических компаний на российский рынок. Анализ деятельности лидеров мировой фармацевтической индустрии в России актуален, так до 75 % лекарственных препаратов в стоимостном выра...

Электронные инновации: недоверие населения как точка роста в банковской сфере

В статье рассматриваются понятие и классификация инноваций в банковской сфере, а также анализируется одна из проблем в процессе внедрения инновации — это адаптация инновации среди населения. Рассмотрены примеры положительного опыта внедрения инноваци...

Изменение потребительского поведения на рынке в период пандемии

Данная статья посвящена новым изменениям потребительского поведения на рынке. Какие изменения произошли и по каким причинам. Из-за этого политика ценообразования, распределения и взаимоотношений с клиентами тоже совершила большие перемены. Россия и м...

Задать вопрос